План занятия в клубе "Первоцвет"

Разделы: Внеклассная работа


Кто музыки не носит сам в себе,
Кто холоден к гармонии прелестной,
Тот может быть изменником, лгуном, грабителем,
И как Эреб черна его душа…
В.Шекспир

Эреб – самая мрачная часть подземного мира, ада, черная душа человека, лишенного чувства прекрасного. Да, к сожалению, бездна бездуховности ХХ века оказалась не менее черной, чем мифологический Эреб древних греков. Но мы с вами будем жить в ХХI веке, а бездне этой всегда, во все времена, противостояли искусство, гармония, красота. Поэтому, я думаю, все вы согласны с тем, что “гений и злодейство – две вещи несовместные”, что “мир спасет красота”.

Красота, как высшее проявление не только эстетических, но и этических, нравственных идеалов. Красота действенная, преобразующая. Ведь даже техника ныне уже немыслима вне эстетики, вне красоты.

Но наши разговоры о красоте останутся лишь разговорами, если все свести к пресловутому “о вкусах не спорят”. Нет, спорят! Но не только о вкусах, а о принципах и о законах красоты. Мы сидим с вами в уютном помещении, вокруг стола, ожидание чего-то неизвестного, необычайного, интересного волнует всех. Мы – это “первоцветовцы”, ребята, любящие поэзию и пробующие себя в ней, многие из которых учатся в музыкальной школе, посещают художественную студию.

Нам хочется общаться друг с другом. И предмет общения - Красота. Перед нашей встречей вы получили анкету и провели опрос многих людей – и взрослых, и ребят. Вам известно их мнение, а как бы ответили на эти вопросы вы? (Идет беседа, подводятся итоги анкетирования.)

- Скажите, кто из вас стремится к красоте? Каким образом вы это осуществляете?

- Кто считает, что без нее прожить можно? А как?

- А, может, все-таки нельзя? Тогда кто из вас хочет попасть на “Остров Красоты”?

Тогда нам предстоит переплыть “реку Знаний”, пройти сквозь “заросли искусств”, побывать на “поляне Игр”. Только тогда перед нами появится “Остров Красоты”. Вы готовы к испытаниям?

Река Знаний.

1. Повторение сведений об основах стихосложения.

- Что такое рифма, знает каждый, а какой она бывает?

- Какие виды строф вам известны?

- Узнайте вид рифмы, строфы.

В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ними из почвы бесплодной
Журча пробивался волною холодной,
Хранимый, под сенью зеленых листов,
От знойных лучей и летучих песков.

Учитель. Вы преодолели первое испытание, стали ближе к острову. Но на нашем пути заросли искусства.

Заросли искусства.

- Скажите, какие виды искусства вам известны?

- Может ли общение с одним видом искусства породить другое? Приведите примеры.

Давайте попробуем убедиться, так ли это на самом деле.

1 задание. Перед вами репродукции картин известных художников. Рассмотрите их внимательно. Если я предложу сейчас вам написать стихотворение “навеянное от встречи с прекрасным”, о чем бы вы написали? (идет беседа). Вы действительно творческие личности.

2 задание. Рядом с поэзией всегда звучит музыка. Наверное, это не случайно, ведь от любви поэзии и музыки родилась песня. А еще прекрасная мелодия помогает представить будущий поэтический образ.

Попробуйте это сделать, прослушав прекрасную мелодию А.Вивальди (звучат мелодии из цикла “Времена года”). Итак, какие поэтические образы вы представили, о чем хотели бы написать? (беседа)

А теперь нас ждет “Поляна игр”.

Поляна игр.

Играем в рифмы.

а) синие
линии
б) пена
перемена
в) искала
мало
г) чистый
серебристый
д) молодая
вздыхая

Продолжи.

а) Сдает позиции зима,
И дни становятся теплее…
б) Экзамен, как камень,
На сердце упал…
в) Вот я сижу у жаркого огня,
А за окошком вьюга завывает…
г) Только зазвонит будильник,
Знаю: в школу мне пора…
д) Хорошо красивым быть,
А здоровым – лучше…

3. Подскажи словечко.

Сегодня в нашей школе, большой обычной школе
С утра столпотворенье, шум, топот, стук дверей.
Все потому, что в школе
Встречаем мы …(гостей).
Повсюду ходят важные
Приехавшие граждане:
Синьоры, джентльмены, месье, панове, мисс.
И говорят коллеги, что школе нашей надо
За праздник столь чудесный
Вручить огромный…(приз)

Учитель. Вы справились со всеми испытаниями и можете ступить на Остров Красоты. Я знаю, что вы прибыли сюда не с пустыми руками. “Первоцветовцы” только пробуют себя в поэзии, но у многих из вас получаются неплохие стихотворения. У вас есть работы, посвященные юбилею нашего поселка и школы.(звучат стихотворения).

Как прекрасна наша школа!
Чистота здесь и уют,
Потому что в школе нашей
Хорошо работают.
А сегодня в школе праздник.
Как-никак ей тридцать пять.
Так и хочется в подарок
Всех друзей ее собрать. (Олег С., 6 кл.)

Мне хочется стихами говорить
О той земле, где вьюга любит выть,
О том поселке, что зовется Уренгой,–
Ты для меня любимый и родной.
Да, полон ты богатства, милый край.
Здесь осенью грибов и ягод урожай,
Зимою ночи темные и снежные ковры.
Ты преподносишь, Уренгой, богатые дары. (Наташа Г., 9 кл.)

Вьюга. Ветер. Метель.
Белоснежное одеяние.
Лучшее чудо, поверь,–
Это северное сияние.
Вижу я в том сиянье коней.
Вы скачите, кони, быстрей!
Серебро, сверканье огней!
То сиянье мечты моей! (Вика К., 9 кл.)

Учитель. Многие работы подходят к теме нашей сегодняшней встречи. Слово “красота” вы представили в различных поэтических образах.

Красота. Тема вечная и необъятная.

А что же такое красота?

Внешность или состояние души?

Скорее всего, и то, и другое.

Но что важнее?

Бывает, знакомишься на улице

С человеком приятной внешности,

А в душе его обнаруживаешь – неприятно.

Более того, ты пытаешься покинуть его

Побыстрее –

Тебе с ним не интересно.

Жаль. Только он этого не понимает.

А что же я?

Я понимаю, что не все золото, что блестит.

И все же…

Хочу вокруг видеть и слышать красоту.

Хочу видеть прекрасные человеческие лица.

Любоваться природой, слушать

Хорошую русскую речь.

Я думаю, если это будет,

То каждый человек (и я, конечно)

Засветится красотой.

А вокруг будет музыка, музыка, музыка! (Асия Х., 9 кл.)

Учитель. Вот и закончилась наша очередная встреча, но наш разговор мы продолжим, ведь впереди столько хорошего: встречи, праздники, каникулы… и целая жизнь. Не правда ли, как прекрасен этот мир?!

Поэзия – это предчувствие мысли. Поэзия – это дар быть умным без ума. Логически мыслить – значит стареть. Талант, по Пушкину, неизъясним, но все-таки первое условие – подпочва поэзии.

Но все наши разговоры о красоте, поэзии, красоте поэзии, поэзии красоты останутся лишь разговорами, если мы перестанем удивляться красоте природы, красоте человеческих чувств, красоте души. Но тот, в чьей душе звучит музыка, не останется равнодушным ко всему этому.

В стихотворной речи своя особая выразительность и красота. Научившись укладывать слова в стихотворный размер, усвоив несколько стихотворных приемов, можно написать гладкие рифмованные строки. Но уметь писать стихами, соблюдая размер и рифму, это еще не значит уметь чувствовать и понимать чужие стихи, стихи классиков и современников. На занятиях мы изучаем теорию стихосложения, выполняем различные практические задания, направленные на развитие творческих способностей ребят. Программа клуба предусматривает поэтапное “воспитание” будущих поэтов. Начинали с двустиший, по конечным рифмам восстанавливаем оригинальное стихотворение, играем в буриме, сочиняем хокку, собираем копилку “вредных советов” (в подражание Г.Остеру).