Урок обобщения и систематизация знаний. Урок-зачет по разделу "Основы генетики"

Разделы: Биология


Без уроков обобщения и систематизации знаний, называемых также уроками обобщенного повторения, нельзя считать завершенными процесс усвоения учащимися учебного материала. На них выделяют наиболее общие и существенные понятия, законы и закономерности, основные теории и ведущие идеи, устанавливают причинно-следственные и другие связи и отношения между важнейшими явлениями, процессами, событиями, усваивают широкие категорий понятий и их систем и наиболее общие закономерности.

Одной из форм организации контроля знаний, умений и навыков учащихся является урок-зачет. Основная его цель состоит в диагностике уровня усвоения знаний и умений каждым учащимися на определенном этапе обучения. Положительная оценка за зачет выставляется в случае, если ученик справился со всеми заданиями, соответствующими уровню обязательной подготовки по изученному предмету. Если хотя бы одно из таких осталось невыполненным, то, как правило, положительная оценка не выставляется. В этом случае зачет подлежит пересдаче, причем ученик может пересдать не весь зачет целиком. А только те виды заданий, с которыми он не справился. Для проведения зачета из числа наиболее подготовленных учащихся отбираются консультанты. Они помогают распределить учащихся по группам в 3-5 человек, готовят учетные карточки для своих групп, в которых будут фиксироваться отметки за зачет.

В заключительной части урока завершается оценка выполнения каждого задания выставлением отметок в учетные карточки. Собрав учетные карточки групп, на основе выставленных отметок выводится итоговые отметки каждому ученику и подводится общие итоги зачета.

Задачи урока:

  • Обобщить фактический и теоретический материал по основам генетики.
  • Проверить усвоение конкретного фактического материала, углубить и расширить знания учащихся.

1 этап. Знание теории.

1. Гены и их признаки. Роль генов в формировании признаков в онтогенезе.

2. В чем особенность гибридологического метода?

3. Какое, на ваш взгляд, практическое значение имеют знания о генотипе и фенотипе?

4. Каково практическое значение генетических карт?

5. Что такое новообразование. Приведите примеры.

6. Чем отличается цитоплазматическая наследственность от закономерностей ядерной (менделеевской) наследственности.

7. Почему разнообразие качественных признаков в малой степени зависит от влияния условий среды?

8. Каких правил придерживался Г.Мендель при провидении своих опытов?

9. Всегда ли по фенотипу можно определить генотип?

10. Законы Менделя, Моргана.

11. Почему не всегда соблюдается правила независимого наследования признаков Менделя?

12. От чего зависит пол ребенка у человека: от хромосомов, яйцеклетки, или хромосом, сперматозойдов?

13.Основные различия между модификациями и мутациями.

14. Классификации мутации. Какие мутации встречаются чаще: полезные или вредные?

2 этап. Применение умений.

1. Сравнительная характеристика типов взаимодействия генов.

2. Отношения, обусловленные не расхождением хромосом.

3. По заданной схеме, определить к какому типу относится мутации.

3 этап. Применение знаний. Решение задач.

1. Моногибридное скрещивание.

1. Миоплегия (периодические параличи) передается по наследству как аутосомно - доминантный признак.

Определите вероятность рождения детей с аномалией в семье, где отец гетерозиготен, а мать не страдает миоплегией.

(При браках Аа и аа равновероятная возможность рождения как больных, так и здоровых детей - 50% : 50%).

2.Парагемофилия - склонность к кожным и носовым кровотечениям - наследуется как аутосомно-рецессивный признак. Какова вероятность рождения больных детей в семье, где оба супруга страдают парагемофилией?

(100% потомков имеют парагемофилию, так как оба супруга гомозиготны по данному гену 9аутосомно-рецессивный признак фенотипически проявляется только в гомозиготном состоянии).

2. Полигибридное скрещивание.

1. Муж - голубоглазый левша. Его родители и жена - кареглазые правши. Мать жены была голубоглазой левшой. Гены, обуславливающие развитие этих признаков, находятся в разных парах хромосом. Какова вероятность рождения ребенка с признакам отца?

(Вероятность рождения ребенка с признаками отца составляет 25%).

2. У человека ген курчавых волос доминирует над геном гладких волос. Ген, обуславливающий нормальную пигментацию над геном, детерминирующим отсутствие пигмента в коже. У родителей, имеющих нормальную пигментацию кожи и курчавые волосы, родился альбинос с гладкими волосами. Определите генотипы родителей и вероятность рождения детей с курчавыми волосами и нормальной пигментацией кожи.

(Родители дигетерозиготны. Вероятность рождения детей с курчавыми волосами и нормальной пигментацией кожи составляет 56,25%).

3. Взаимодействие генов.

1. Одна из форм цистинурии (нарушение обмена четырех аминокислот) наследуется как аутосомный рецессивный признак. У гетерозигот наблюдается повышенное содержание цистина в моче, у гомозигот - образование цистеиновых камней в почках.

А) Определите возможные формы проявления цистонурии у детей в семье, где один супруг страдал этим заболиванием, а другой имел лишь повышенное содержание цистина в моче.

Б) Определите возможные формы проявления цистонурииу детей в семье где один из супругов имел камни в почках, а другой был нормален в отношении анализируемого признака.

(Вероятность рождения детей с повышенным содержанием цистина в моче и камнями в почках одинакова - 50% : 50% Все дети в этой семье будут иметь повышенное содержание цистина в моче).

4.Группа крови.

1. Перед судебно-медицинской экспертизой поставлена задача: выяснить, является ли мальчик, имеющийся в семье супругов, родным или приемным сыном. Исследование крови всех трех членов семьи дало следующие результаты. Женщина имеет резус-положительную кровь 4 группы с антигеном М. Ее супруг имеет резус-отрицательную кровь 1 группы с антигеном N. Кровь ребенка резус-положительная 1 группы с антигеном М. Какое заключение должен дать эксперт и на чем оно основывается?

(Ребенок приемный - родство отрицается по системе АВО-женщина не может быть его матерью и по системе МN – мужчина не может быть его отцом).

5.Генетика пола.

1. Дочь дальтоника выходит замуж за сына другого дальтоника, причем жених и невеста различают цвета нормально. Каким будет зрение у их детей?

(Дочери будут различать цвета нормально; что же касается сыновей, то способность их различать цвета будет определяться геном Х-хромосомы от гетерозиготной матери, т.е. 50% сыновей окажутся дальтониками.)

2. Отец страдает одновременно гемофилией и дальтонизмом. Могут ли дети получить от него только один из этих патологических генов?

(Вероятность рождения здорового ребенка составляет 75%, так как родители гетерозиготны).

4 этап. Знания терминов

Наследственность. Изменчивость. Ген. Генотип. Фенотип. Аллельные гены. Гомозигота. Гетерозигота. Сцепленные гены. Сцепленные с полом наследование. Неполное доминирование. Мутация. Модификация. Хромосомы. Генетика. Аутосомы. Половые хромосомы. Гибридологический метод. Цитогенетический метод. Близнецовый метод. Генеалогический метод. Мейоз. Кроссинговер. Гомогаметный пол. Гетерогаметный пол.