Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок-презентация по физике в 11-м классе по теме: "Шкала электромагнитных волн"

Разделы: Преподавание физики


Цели урока

  • дидактические: обобщение и расширение знаний учащихся о различных видах электромагнитных излучений;
  • развивающие: развитие познавательного интереса учащихся, расширение их кругозора, развитие навыков самостоятельной работы с научно-технической, справочной литературой; развитие коммуникативных навыков; развитие навыков использования информационных технологий на уроках физики.
  • воспитательные: воспитание самостоятельности и ответственности, воспитание навыков работы в команде.

Форма проведения урока: деловая игра.

Межпредметные связи урока: экономика, информатика.

Подготовка к уроку

За две недели до урока класс делится на четыре группы. В каждой группе определяется руководитель, который распределяет задания между членами группы, координирует их деятельность по подготовке к уроку. Группам дается задание подготовить доклады об одном из видов электромагнитных волн по плану, предложенному учителем и прочую атрибутику: название фирмы, рекламный слоган, подготовить слайд для презентации своей фирмы с помощью программы Power Point.

Имитационная модель урока

Проводиться презентация “товаров” (отдельных видов электромагнитных волн), в которой участвуют четыре “фирмы”. Каждая “фирма” представляет свой “товар”, сопровождая своё выступление соответствующей рекламой. Оценивает работу “фирм” и конкурентоспособность их “товаров” экспертная группа, которая в конце урока подводит итоги работы “фирм” (учебных групп) Для этой цели определяется суммарный параметрический индекс каждого “товара”. Определяется лучший “товар” и лучшая “фирма”. В состав экспертной группы включаются учащиеся данного класса и учителя физики и экономики.

 Ход урока

1. Вступительное слово учителя:

  • сообщение целей урока и плана проведения урока;
  • мотивация учебной деятельности;
  • представление участников презентации;
  • представление экспертной группы.

 2. Разминка

Для проверки компетентности фирм, участвующих в презентации, группам предлагается специальное задание-“Ключ”, содержащее вопросы по теме урока. Правильно ответив на вопросы, учащиеся узнают, что им необходимо иметь для победы в презентации.

Карточки с заданием учитель раздёт группам.

Задание “Ключ”

1) Способ передачи тепла с помощью инфракрасных волн (из ответа возьмите вторую букву и запишите ее в первую клетку ключа).

2) Цвет, стоящий в спектре рядом с жёлтым цветом (из ответа возьмите пятую букву и запишите её во вторую клетку ключа).

3) Как называется учение о свете? (из ответа возьмите шестую букву и запишите её в третью клетку ключа).

4) Учёный, открывший явление дисперсии света (из ответа возьмите первую букву и запишите её в четвёртую клетку ключа).

5) Явление, огибания волнами препятствий (из ответа возьмите вторую букву и девятую буквы и запишите их в пятую и шестую клетки ключ).

Рисунок 1

Учащиеся выполняют задание и сдают карточки с ответом экспертной группе.

Ответы: 1) излучение, 2) зеленый, 3) оптика, 4) Ньютон, 5) дисперсия.

3. Выступление участников групп

Слово предоставляется участникам групп: Учащийся - специалист по рекламе представляет свою фирму с использованием слайда, который демонстрируется с помощью мультимедийного компьютера (см. Приложение1). Остальные учащиеся данной группы- менеджеры фирмы выступают с небольшими сообщениями о своем виде электромагнитного излучения в соответствии с планом, записанным на доске.

Во время выступления представителей одной группы учащимся других групп даётся задание составить рецензию на выступление докладчиков какой-либо из групп и подготовить вопросы выступающим, которые можно задавать после завершения выступления каждого докладчика. План рецензии также вывешивается на доске.

Группы выступают в следующей последовательности:

  • Выступление фирмы, представляющей ультрафиолетовое излучение “ИНВЕСТ-УЛЬТРА”.

Рецензию готовит фирма “РЕНТГЕН & К°”.

  • Выступление фирмы, представляющей видимое излучение “СПЕКТР”.

Рецензию готовит фирма “ИНФРА-М”.

  • Выступление фирмы, представляющей рентгеновское излучение “РЕНТГЕН & К°”.

Рецензию готовит фирма “ИНВЕСТ-УЛЬТРА”.

  • Выступление фирмы, представляющее инфракрасное излучение “ИНФРА-М”.

Рецензию готовит фирма “СПЕКТР”.

  • Обсуждение рецензий.

4. Выступление экспертной группы

Члены экспертной группы на протяжении урока заполняют таблицу для определения суммарного параметрического индекса каждого “товара” - вида электромагнитного излучения. Данный индекс является оценкой коллективной работы каждой из фирм.

В конце урока председатель экспертной группы объявляют суммарный параметрический индекс “товаров”, представленных фирмами и называет лучший “товар” и лучшую “фирму”.

5. Подведение итогов урока

В заключительном слове учитель кратко подводит итоги урока и объявляет оценки учащимся.

Оформление урока

1. Плакат “Электромагнитные волны на службе человека”

На плакате представлены устройства, в которых используются различные виды излучений: ксерокс, телескоп, эндоскоп, рентгеновская трубка, пульт дистанционного управления, люминесцентная лампа.

2. Портреты ученых: У. Гершеля, И. Риттера, В. Рентгена, И. Ньютона и др.

3. План выступления докладчиков

  • вид излучения и его основные характеристики;
  • история открытия;
  • источники излучения;
  • основные свойства излучения;
  • использование данного вида излучения на практике (с демонстрацией с помощью мультимедийного компьютера некоторых устройств и принципа их действия, в которых используется данный вид излучения)

4. План рецензии

  • доступность содержания доклада;
  • полнота освещения вопроса;
  • уровень подготовленности докладчика;
  • реклама;
  • общее впечатление о результатах работы “фирмы”
  • оценка по пятибалльной системе.

 5. Таблица д