Программа "Комплексное сопровождение учащихся 6-летнего возраста"

Разделы: Начальная школа


Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Этот период особенно труден для детей, поступающих в школу с 6 лет. Для того, чтобы начало школьного обучения стало стартовой точкой нового этапа развития, малыш должен быть готов к новым формам сотрудничества со взрослыми.

Педагогика сотрудничества - это прежде всего педагогика знания личности, знания и учета особенностей в процессе обучения.

Знания ребенка - сложнейшая наука, а применение этих знаний на практике - высокое искусство, требующее собственных решений, когда нет готовых рецептов; это комплекс знаний по физиологии и психологии, педагогике и школьной гигиене; это умение увидеть и понять в каждом то особенное, индивидуальное, что отличает его от всех и то общее, что характеризует его возрастные особенности; это умение понять и принять ребенка таким, какой он есть.

Знание основных закономерностей функционального и психологического развития первоклассника особенно значимо для учителя. Без такого знания невозможно дифференцировать обучение, осуществить индивидуальный подход, найти наиболее действенные средства и методы обучения.

Но ни одна работа педагога не принесет желаемых результатов, не будет столь эффективна, если не будет обобщен диагностико-аналитический материал, определена проблема и не намечены пути ее реализации. А за всем этим стоят специалисты, работающие с детьми, и, конечно же, их поддержка и участие - значимый фактор в ходе выполнения поставленных задач. Познакомив на малом педагогическом совете всех специалистов с направлениями своей работы и, заручившись их поддержкой, приступила к работе по составлению “Психолого - медико - социально - педагогического профиля класса “, позволяющего наметить дальнейшие пути работы с классом. Необходимы были данные первичного обследования детей от работающих с ними специалистов. Это воспитатели, логопед, психолог, медицинский персонал и, конечно же, данные, полученные от родителей. По составленному мной плану психолог и логопед провели обследование детей и занесли данные в индивидуальные карты. По результатам обследования были составлены таблицы.

Помимо работы, проводимой психологом и логопедом, пристальное внимание было уделено изучению состояния здоровья детей. Не подлежит сомнению, что успешность обучения в школе определяется во многом уровнем состояния здоровья, с которым малыш пришел в первый класс. Итоги медицинского обследования были занесены в “Паспорт здоровья и физического развития учащихся “. Из анализа полученных данных была составлена следующая таблица:

Кол-во Группа здоровья Состоят на учете Хронич. заболеван Нарушение осанк.
учащихся I II III IV
24 --- 75% 25% --- 45% 96% 45%

Зная показания, позволяющие отнести ребенка к той или иной группе здоровья, меня обеспокоило количество детей со II группой здоровья - “группой риска“. Потому как малейшие нарушения условий их обучения и жизни, превышение школьной, внешкольной нагрузок, несоответствие возрастным возможностям организма приводят к резкому ухудшению состояния их здоровья, в конечном счете к выраженным трудностям в обучении, школьной дезадаптации.

Сведения, полученные от психолога, логопеда, медицинских работников дополнила денными воспитателей, родителей, полученными в результате заполнения анкеты-опросника, анализ которых помог мне определить группу детей не усвоивших программу детского сада и основные причины. Помимо этого был определен круг детей, неудачи которых объяснялись нежеланием посещать школу и неудовлетворенностью от посещения .

Параллельно работе, проводимой психологом, логопедом, воспитателями и медицинскими работниками мной был разработан план проведения “Диагностико-адаптационной недели “, которую я назвала “Введение в школьную жизнь “, основной целью которой было изучение учащихся для определения “зоны ближайшего развития “( Л. С. Выготский ) каждого (Приложение 1).

Результаты изучения и обследования детей были занесены в таблицу “Психолого-медико-социально-педагогический профиль 1-Ж класса “, позволяющий наглядно увидеть как проблемы, так и резервные возможности данного класса.

Психолого-медико-социально-педагогический профиль 1-Ж класса

Медицинское обследование
Всего Группа здоровья Состоит на Нарушение
обследовано I II III IV учете осанки
24 учащихся --- 75 % 25 % --- 45 % 45 %

 

Логопедическое обследование
Всего Нуждаются Из них
обследовано в помощи ФН ФФН ОНР
24 учащихся 46 % 4 % 33 % 8 %

 

Психолого - социальное обследование
Всего Нуждаются Уровни псих. и соц. готовности
обследовано в поддержке I II III
24 учащихся 37 % 63 % 33 % 4 %

 

Воспитательно - педагогическое обследование
  Запас знаний о себе

и родителях

Ориентирование во времени Математические представ. Уровень

речевого развития

Доступность обобщений Сформированность положительного отношения к школе
Усвоили 42 % 83 % 67 % 46 % 96 % Сформир. Не сформ..
Не усв. 58 % 17 % 33 % 54 % 4 % 79 % 21 %

Полученные данные позволили определить основные направления в работе с детьми шестилетнего возраста, реализация которых и будет осуществляться через программу комплексного психолого-медико-педагогического воздействия. Основные цели которой:

- освоение нового для детей вида деятельности-учебной;

- развитие устойчивого интереса к учебным занятиям;

- обогащение конкретных представлений детей об окружающей действительности;

- вооружить детей знаниями, умениями и навыками, необходимыми для самостоятельного решения новых вопросов, новых учебных и практических задач;

- развитие логического образного мышления, памяти, внимания, творческого воображения, наблюдательности;

- воспитания у учащихся самостоятельности и инициативы, привычки и любви к труду, чувства ответственности, настойчивости в преодолении трудностей;

- коррекция речевых нарушений;

- охрана здоровья, профилактика и предупреждение соматических и нервных заболеваний;

- предупреждение школьной дезадаптации.

Пример одного дня работы по реализации программы (Приложение 2).

Наличие специалистов, специализированных кабинетов на базе детского сада позволили мне выделить критерии, способствующие эффективной работе с учениками 6-летнего возраста.

При недостаточном запасе знаний я считаю, что очень важно стимулировать интерес ребенка к окружающему, фиксировать внимание на том, что он видит во время прогулок, экскурсий. Надо приучать его рассказывать о своих впечатлениях; такие рассказы необходимо заинтересованно выслушивать, даже если они односложны и сбивчивы. Полезно задавать дополнительные вопросы, стараясь получить более подробный и развернутый рассказ. Родителям следует посоветовать почаще читать ребенку детские книги, водить в кино, обсуждать с ним прочитанное и увиденное.

При несформированности положительного отношения к школе я уверена , что необходимо уделять ребенку как можно больше внимания. Общение с ним должно строиться не в школьных, а в дошкольных формах. Оно должно быть непосредственным, эмоционально насыщенным. От такого ученика нельзя строго требовать соблюдения правил школьной жизни, нельзя ругать и наказывать его за их нарушение. Это может привести к появлению стойкого отрицательного отношения к школе, учению и учителю. Необходимо дождаться, пока малыш сам, наблюдая за другими детьми, придет к правильному осознанию своего нового положения ( роли школьника ) и вытекающих из него требований к поведению.

Для повышения уровня развития мышления и речи я считаю, что очень большое значение имеет участие ребенка в коллективных играх во внеурочное время. Нужно почаще поручать ему выполнение ролей, требующих принятия каких-либо решений, активного речевого общения с другими детьми ( например, роль врача при игре в больницу, капитана корабля, продавца в магазине и т. п. ).

При “низком “ уровне развития мышления и речи считаю, что очень необходимы с самого начала обучения дополнительные индивидуальные занятия, направленные на более полное усвоение учебной программы. В дальнейшем ликвидировать образовавшиеся пробелы будет труднее. Полезно увеличить объем пропедевтических знаний ( особенно по математике ). При этом не нужно торопиться с выработкой навыков: работать надо над пониманием материала, а не над скоростью, точностью и безошибочностью ответов на вопросы или выполнения каких-либо действий.

Уверена, что недостаточный уровень развития образных представлений - одна из частых причин трудностей в учебе не только в шестилетнем возрасте, но и значительно позже (вплоть до старших классов ). Вместе с тем период их наиболее интенсивного формирования приходится на дошкольный и начало младшего школьного возраста. Поэтому, если у ребенка, поступающего в школу, имеются недостатки в этой области, то их надо постараться как можно скорее компенсировать.

Для развития образных представлений чрезвычайно большое значение, я считаю, имеют изобразительная и конструктивная деятельность. Нужно во внеурочное время стимулировать занятия рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием из строительного материала и различных конструкторов. Полезно давать аналогичные домашние задания: нарисовать картинку, собрать простую модель из конструктора и т. п.. В подборе заданий можно опираться на “Программу воспитания в детском саду “.

При недостаточном уровне развития мелких движений полезны те же виды деятельности, что и для развития образных представлений ( изобразительная, конструктивная ). Можно нанизывать бусы, застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки, крючки ( эти действия охотно совершаются детьми в процессе игры с куклой: ее раздевание перед “укладыванием спать “, одевание для прогулки и т. п. ).

Очень важно привить ребенку веру в свои силы, не допустить возникновения заниженной самооценки. Для этого надо почаще его хвалить, ни в коем случае не ругать за допущенные ошибки, только показывать, как их исправить, чтобы улучшить результат.

Задачи обучения и развития, выдвинутые перед учителем, должны завершиться подведением итогов их решения: получением знаний о том, какие успехи в развитии детей достигаются. Однако знания не получаются ради знаний. Они должны служить учителю в его педагогической деятельности и использоваться как можно более продуктивно.

В ходе реализации “Комплексной программы психолого-медико-педагогического воздействия на ученика 6-летнего возраста в условиях детского сада “и определения эффективных методов предполагаю дальнейшее изучение учащихся с целью определения развития каждого ученика главным образом по тому, как продвигается сравнительно со своим исходным уровнем, а не по тому - достиг он или не достиг наиболее высоких из возможных на данном этапе ступеней

Данные предполагаю заносить в карту " Общая характеристика школьных навыков ", позволяющая на протяжении всех лет обучения в начальной школе видеть динамику развития каждого ребенка. На основе данных " зоны актуального развития " наметить план работы и определить " зону ближайшего развития", наметить комплекс мероприятий на следующий учебный год.

Итоги комплексного сопровождения детей 6-летнего возраста 1 Ж класса говорят о правильно выбранном направлении в работе с данным классом. Основанием служат промежуточные данные, полученные в ходе обследований учащихся в III четверти.

Медицинское обследование
Всего Группа здоровья Состоит на Нарушение
обследовано I II III IV учете осанки
24 учащихся

(сентябрь )

--- 75% 25% --- 45 % 45 %
24 учащихся

( март )

--- 75% 25% --- 53 % * 45 %

* - возрастание % обусловлено выявлением патологий у учащихся в ходе углубленного медицинского обследования

Воспитательно - педагогическое обследование
  Запас знаний о себе

и родителях

Ориентирование во времени Математические представ. Уровень

речевого развития

Доступность обобщений Сформированность положительного отношения к школе
СЕНТЯБРЬ
Усвоили 42 % 83 % 67 % 46 % 68 % Сформир. Не сформ..
Не усв. 58 % 17 % 33 % 54 % 32 % 79 % 21 %
МАРТ
Усвоили 100 % 92 % 80 % 80 % 92 % сформир Не сформ
Не усв. --- 8 % 20 % 20 % 8 % 96 % 4 %

 

Логопедическое обследование
Всего Нуждаются Из них
обследовано в помощи ФН ФФН ОНР НВ ОНР
24 учащихся

( сентябрь )

46 % 4 % 33 % 8 % ---
охвачено занятиями

( март )

38 % --- 17 % --- 4 %

Нельзя не отметить, что положительная динамика развития учащихся достигнута совместными усилиями всех специалистов, работающих с этим классом. Работа специалистов в течение года была подчинена цели - гармоничному развитию каждого ребенка, становлению его как личности.

Та оптимальная система мер, заключенных в " Комплексном сопровождении учащихся 6-летнего возраста ", изложенная мной в данной работе, побуждает меня к поиску путей и методов воспитания второго года обучения в стенах школы, с целью предупреждения возникновения школьной дезадаптации. Результаты ( отраженные в таблице ), достигнутые в ходе реализации комплексного сопровождения детей, указывают на положительную динамику у ряда учащихся, имеющих на начало года трудности в обучении.

  Сформир. положительного отношения к школе Сформированность ЗУН Сформированностьречи Здоровые дети
сентябрь 79 % 61 % 54 % 55 %
март 96 % 88 % 79 % 47 %

В целом, результаты 7-ми месяцев работы ( из которых 1 месяц был отдан для обследования детей ) всех специалистов с учащимися 1-Ж класса можно представить таким образом.

Средний показатель готовности

сентябрь 62 %
март 78 %

Возросший процент показателя готовности детей 1-Ж класса к школе ( с 62 % до 78%) за 6 месяцев работы говорит о перспективе работы в IV - й четверти. И, если моя программа минимум ранее была изучить детей, определить потенциал каждого и коллектива в целом, то программа максимум - сохранить и умножить тот запас ЗУН, заложенный в детей на первом году обучения.

 Ограниченный объем статьи не позволяет привести здесь все разработанные анкеты, схемы и рекомендации, которые можно получить, обратившись к автору, по адресу aleks@migsv.ru