Олимпиада по истории России среди учащихся 7–8-х классов по теме: "Смута в России в начале XVII в."

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа


Игра проводится в актовом зале школы.

Перед началом игры команды от каждого класса размещаются в центре зала за столами.

У каждой команды есть консультант из числа учащихся старших классов.

Ведущий: Добрый день, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Мы рады приветствовать вас на школьной олимпиаде по истории России среди учащихся 7 и 8 классов. Олимпиада посвящена празднику, который впервые был отпразднован в этом году 4 ноября – Дню народного единства. Для нас нижегородцев этот праздник имеет особо важное значение еще и потому, что он связан с освобождением Москвы от польско-литовских захватчиков народным ополчением, которое начало свой победоносный поход с берегов Оки и Волги – из Нижнего Новгорода.

Олимпиада пройдет как обычно в форме игры. Назовем ее “ПАРУСА ИСТОРИИ”.

Сегодня вы будете не просто учениками, а станете настоящими моряками, и вам предстоит бороздить просторы истории на своих кораблях в составе дружных команд. Представляю участников олимпиады.

Ведущий представляет команды: название команды и класс.

Как мы договаривались, в каждой команде, состоящей из восьми человек, есть капитан, старший помощник капитана, штурманы, боцманы, “морские волки”.

Итак, команды готовы? Консультанты на месте? Жюри к работе готово?

Мы отплываем! (Удар колокола). На игровом поле (Приложение 1) уже выстроились корабли, готовые к отплытию. Задача каждой команды предельно проста: доплыть до маяка как можно быстрее. Вам предстоит преодолеть 1250 морских миль, зарабатывая их на шести игровых этапах. Всего вам доброго! Семь футов под килем!

I этап

Игра “ИСТОРИЧЕСКАЯ МОЗАИКА”

Участвует вся команда.

Ведущий: На ваших столах размещены карточки с номерами. (Карточки лежат текстом вниз. На обороте указан карточки.) Учащиеся начинают открывать с карточки № 1, строго следуя указаниям в карточках. Все номера карточек, которые открывают учащиеся, консультанты из числа учащихся старших классов заносят в путевой лист (Приложение 2). Заполненные листы сдаются в жюри.

За одну лишнюю открытую карточку с команды снимается 10 миль.

Максимальное количество баллов – 200 миль

Текст карточек для игры “Историческая мозаика”

1. Борис Годунов приходится царю Федору Ивановичу

А. шурином (переходите к № 9)

Б. тестем (переходите к №12)

2. Ошибочка вышла! Смоленск в 1611 году был осажден поляками. Вернитесь к №21.

3. Вы не ошиблись. Род Романовых в своей родословной имеет и “Кобылу”, и “Кошку”, и Захарьиных, и Юрьевых. Переходим к №20.

4. Увы! Василий Шуйский царствовал позднее. Придется вернуться к №13.

5. Великолепный ход! Именно мясом торговал Минин в Н.Новгороде. Теперь перейдите к №19.

6. Точно. Рязанская земля стала центром формирования первого ополчения. Вперед к №22.

7. И.И. Болотников объявил себя воеводой:

А. царя Дмитрия Ивановича (переход к п. 18)

Б. царя Василия Шуйского (переход к № 11)

8. Вынужден вас разочаровать! Скипетр нес Трубецкой. Итак, еще раз к №20.

9. Правильно Ирина Федоровна – жена Федора Ивановича – была сестрой Бориса Годунова, а следовательно он приходился царю шурином. Быстрее к №13.

10. Браво! И если ваш путь был кратчайшим, то в маршрутном листе должна быть такая запись: 1 – 9 – 13 – 15 – 7 – 18 – 21 – 6 – 22 – 5 – 19 – 3 – 20 – 14 – 10.

11. Вы ошиблись, мои друзья. Он боролся против Шуйского. Вернитесь к №7.

12. Не правильно. Тесть – это отец жены. Придется все начать с начала. Вернитесь к №1.

13. Голодные годы случились в царствование

А. Василия Шуйского (переход к №4)

Б. Бориса Годунова (переход к №15)

14. Это правильный ответ! Вперед к №10.

15. Отлично. 1601 – 1603 гг. – “голодные годы”. Образно говоря, они-то и погубили царя Бориса. Переходите к №7.

16. Любопытный ход. Но не более того. Назад, к №19.

17. Да ну?! Тканями?! Не слышал такого! Вернитесь-ка к №22.

18. Совершенно верно! Переходите быстрее к №21.

19. Чьи предки носили прозвища “Кобыла”, “Кошка”?

А. Михаила Романова (переходите к №3)

Б. Василия Шуйского (переходите к №16.

20.На коронации Михаила Романова князю Дмитрию Пожарскому поручили нести:

А. скипетр (переход к №8)

Б. державу (переход к №14)

21. Первое ополчение было сформировано в:

А. Смоленске (переход к №2)

Б. Рязанской земле (переход к №6)

22. Кузьма Минин вел торговлю:

А. мясом (переход к №5)

Б. тканями (переход к №17)

Ведущий: В следующих конкурсах у столов остаются лишь отдельные члены команд. В начале это будут боцманы.

II этап

Конкурс боцманов

Участвуют по 2 человека от каждой команды.

Ведущий: Боцманы очень уважают порядок на корабле. Установите правильный порядок престолонаследия в России с 1584 по 1613 гг.

Максимальное количество баллов - 150 миль

Задание к конкурсу боцманов.

Установите правильный порядок престолонаследия в России с 1584 по 1613 гг.

  1. Василий Иванович
  2. Дмитрий Иванович
  3. Федор Иванович
  4. Борис Федорович
  5. Михаил Федорович
  6. Федор Борисович

III этап

Конкурс старших помощников капитанов

Участвует один человек.

Ведущий: Старпом контролирует команду, занимается воспитанием. В вашей команде появился лишний 1 человек. Найдите его.

Максимальное количество баллов - 150 миль

Задание к конкурсу старпомов

Определите, кто в этом списке лишний и почему.

  1. Дмитрий Трубецкой
  2. Иван – “ворёнок”
  3. Василий Голицын
  4. Федор Мстиславский
  5. Михаил Романов
  6. Дмитрий Пожарский
  7. королевич Владислав
  8. Кузьма Минин
  9. Карл Филипп шведский

IV этап

Конкурс штурманов

Участвуют по 2 человека от команды.

Ведущий: Проложите по контурной карте путь II ополчения. Надпишите начальный и конечный пункты этого пути. Постарайтесь надписать крупные города, монастыри через которые проходил путь ополчения.

Максимальное количество баллов - 250 миль

Рисунок 1.

Контурная карта к конкурсу штурманов

 

 V этап

Конкурс капитанов

Участвует один человек.

Ведущий: Капитан знает каждого члена своей команды в лицо. Узнайте, о ком идет речь в характеристике.

Максимальное количество баллов - 200 миль

Задание к конкурсу капитанов

Определите, о ком идет речь.

  • Племянник первой жены Ивана Грозного.
  • Двоюродный брат царя Фёдора Ивановича.
  • Монашеский клобук спас его от смерти, но лишил возможности претендовать на российский трон
  • При Лжедмитрии I был ростовским митрополитом
  • При Лжедмитрии II стал патриархом.
  • С 1611 по 1619 г. находился в польском плену.

VI этап

Конкурс “морских волков”

Ведущий: Команда выбирает трех членов команды, которые, выполнив всего три задания, могут продвинуть корабль на 300 морских миль.

Максимальное количество баллов - 300 миль

Письменное задание к конкурсу “морских волков”

1. Соотнесите событие и дату:

Избрание Михаила Романова на русский престол А. сентябрь 1611 года
Разгром отряда гетмана Ходкевича Б. февраль 1612 года
Освобождение Московского Кремля от поляков В. август 1612 года
Освобождение Китай-города Г. октябрь 1612 года
Смерть патриарха Гермогена в польском плену Д. ноябрь 1612 года
Воззвание Минина к нижегородцам Е. февраль 1613 года

2. Дайте определение терминам:

  1. Интервенция -
  2. “Семибоярщина” -
  3. Земский собор -

3. Напишите, что могли наблюдать нижегородцы в конце зимы 1612 года.

 ПРИМЕЧАНИЯ:

  1. Движение кораблей производится по игровому полю, сделанному на магнитной доске и разделенному на 50-мильные отрезки.
  2. Жюри подводит итоги олимпиады после каждого конкурса и в конце игры. Победители и участники награждаются грамотами.