Урок литературного чтения по теме: "Какая ночь!" А.С. Пушкин

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить детей с произведением А.С.Пушкина;
  • развивать поэтическое восприятие природы, умение выражать свои мысли и чувства,
  • представлять в своем воображении картины природы;
  • формировать навыки выразительного чтения;
  • учить сравнивать произведения;
  • воспитывать чувства прекрасного.

Оборудование:

  • С. Прокофьев. Вечер. Из фортепианного цикла “Детская музыка”;
  • схема-план;
  • карточки со словами-настроениями;
  • рисунки детей.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Проверка выразительного чтения стихотворения “…Вот север, тучи нагоняя”.

III. Изучение нового материала

1. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня мы познакомимся ещё с одним отрывком из романа “Евгений Онегин” - “Какая ночь!”.

2. Подготовка к восприятию.

- Представьте, что сейчас зима. Вы находитесь в русской деревне. Наступила ночь. В домах нет света. Все спят. Тишина.

3. Выразительное чтение стихотворения учителем.

- Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы мне скажите, какое настроение оно у вас вызвало.

(Учитель читает отрывок под тихую музыку).

4. Первичное восприятие.

- Какое же настроение вызвало у вас это стихотворение?

- Какие слова из стихотворения вызвали такое настроение?

(У детей возникло разное настроение: у кого-то хорошее, так как была прекрасная ночь без туч с ясными звездами; у других тревожное, беспокойное, так как на улице темно и страшно; а у некоторых – спокойное, так как утих шум, крик, и все легли спать.)

5. Работа со словарём-настроением.

- Давайте запишем слова-настроения в словари.

(Учитель вывешивает на доске карточки со словами-настроениями.)

 

6. Повторное чтение, деление на части. Составление плана.

- Я ещё раз прочитаю стихотворение, а вы слушайте внимательно и по моему голосу определите, на сколько частей можно его разделить.

(Учитель ещё раз читает стихотворение).

- Правильно, на три части.

(Учитель вывешивает на доске схему-план).

7. Чтение по плану. Анализ каждой части.

- Найдите первую часть. Каким голосом надо её прочитать?

(Дети читают первую часть).

- Какое небо увидел поэт в эту зимнюю ночь?

- Какими словами поэт передает восхищение зимней ночью?

- Найдите вторую часть. А каким голосом надо прочитать эту часть?

(Дети читают вторую часть).

- Какими словами автор передал тишину деревни?

- Найдите третью часть. Каким голосом надо её прочитать?

(Дети читают третью часть).

- Что нарушило тишину?

- Почему собаки лаяли и гремели цепью?

8. Выразительное чтение стихотворения учащимися.

IV. Физкультминутка

Учитель включает тихую музыку, просит детей сесть удобно и закрыть глаза.

- Представьте, что вы сидите в теплой избе и смотрите в окно. Ночь. На улице холодно, морозно. На ясном небе сверкают звёздочки.

А теперь проснулись.
Встали. Подтянулись.

(Дети встают и подтягиваются)

Друг другу улыбнулись.

(Улыбаются друг другу)

Ручки вверх подняли.

(Поднимают руки вверх)

И звёздочки достали.

(“Достают” звёздочки)

Одну соседу дали,

(Поворачиваются и отдают соседу)

а другую себе на память взяли.

(Прижимают руки к груди).

V. Закрепление выученного материала

1.Сравнение трёх отрывков.

- Вспомните отрывки из романа “ Евгений Онегин”. Подумайте, какая тема их объединяет.

- Одинаковы ли в них зимние картины?

- Чем они отличаются?

- Какое настроение у людей, встретивших зиму?

- Какое настроение у самого поэта?

2.Выставка детских рисунков.

(На доске рисунки, которые дети нарисовали дома к двум стихотворениям. К стихотворению “Какая ночь!” учитель попросила сильных учеников нарисовать рисунки заранее).

- Вы подготовили к уроку рисунки к этим отрывкам. Давайте попробуем догадаться, к какому стихотворению принадлежит каждый рисунок.

- Прочитайте строчки из стихотворения к данным рисункам.

VI. Итог урока. Рефлексия

- О каком времени года написал поэт эти три стихотворения?

- Где он наблюдал эти картины: в городе, в деревне?

- Что понравилось вам на уроке?

VII. Домашнее задание

Выучить наизусть стихотворение “Какая ночь!”.