Открытый урок по курсу "Мир вокруг нас" в 3-м классе по теме: "Почему воду нужно беречь и охранять?"

Разделы: Начальная школа


Открытый урок по курсу “Мир вокруг нас”. 3 класс.

Цель данного курса – воспитания гуманной, творческой, социально активной личности, бережно и ответственно относящейся к богатствам природы и общества.

Тема урока: “Почему воду нужно беречь и охранять?”

ЦЕЛЬ: закрепить знания о свойствах воды. Дополнить представления детей о роли воды для человека, раскрыть основные факторы ее загрязнения; расширить общий кругозор детей; формировать внимательное и бережное отношение к окружающей природе, к воде; воспитывать любовь к предмету, профессиям, развивать речь детей.

ОБОРУДОВАНИЕ. Книги А.А. Плешакова “Мир вокруг нас”, “Экология для младших школьников” - хрестоматия, таблицы, рефераты по профессиям, задачи на карточках, схема выпадения кислотных дождей, глобус, хлор, пробирки для опыта, ткань, указка.

Доска с записями.

Тема урока: “Почему воду нужно беречь и охранять”?

 

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели урока.

Вступительное слово УЧИТЕЛЯ.

“Ребята, на прошлом уроке, вы узнали, что вода прозрачная, бесцветная, не имеет запаха, вода - растворитель. В природе вода находится в 3 состояниях: жидком, твердом, и газообразном.

Первое из природных богатств, с которыми встречается в своей жизни человек, это вода. Вода становится неразлучным спутником человека на всю жизнь с момента его появления на свет до последнего дня.

“Вода сок жизни на земле” - Леонардо да Винчи.

Сегодня мы проводим урок по очень волнующей все человечество теме. В ее обсуждении примут участие представители разных профессий ( на доске записаны ), которые выступят со своими сообщениями. Ученики из дополнительной литературы искали сами сообщения, готовясь к уроку.”

III. Обсуждение темы урока.

УЧИТЕЛЬ. “Первыми к обсуждению приглашаются биологи.”

БИОЛОГ 1 – Ученик. “Если взглянуть на глобус (показывает), больше всего на нем голубой краски. Голубым цветом изображают воду. Вода – одно из самых важных для человека веществ. Без нее не обойтись никому и никогда, и заменить ее нечем.

Организм человека, в том числе и кровь, мозг, больше чем наполовину состоит из воды. А в некоторых растениях ее содержится еще больше. Достаточно помять в руках лист растения, чтобы убедиться в этом.” (Демонстрируется опыт).

На доске вывешивается СХЕМА 1.

ВЫВОД: “Мы видим, что вода входит в состав любого организма”

БИОЛОГ 2 - Ученик. “Вода – дом для множества растений и животных.

(Смотрим схему 2).

 Как связана их жизнь с водой?

При недостатке воды жизнь живых существ сильно разрушается. Растения без воды увядают и могут погибнуть. Например, собака может прожить без пищи 100 дней, а без воды – не более 10 дней. Без пищи человек может прожить больше месяца, без воды – всего лишь несколько дней. Человек за сутки употребляет от 3 до 6 литров воды.”

БИОЛОГ 3 – Ученик. Читает стишок.

Не умыться, не напиться
Без воды.
Листику не распуститься
Без воды.
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек!
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода!

УЧИТЕЛЬ. “Вывод такой, что вода – это жизнь! Своими мыслями поделится с нами инженер

ИНЖЕНЕР” - Ученик.

“ Вода – друг человека. Она удобная дорога. По рекам и океанам ходят лодки и корабли… Вода – важный помощник для человека!”

УЧИТЕЛЬ: “Есть на Земле места, где вода - на вес золота. Рядом плещутся волны, а люди покупают воду. Почему?”

УЧЕНИКИ: “Морская вода непригодна для питья” .

УЧИТЕЛЬ: “Молодцы! Представим слово экономисту, у которого к нам несколько вопросов.”

ЭКОНОМИСТ. – Ученик. “1 кубометр воды весит тонну (1000кг.), а поднять его могут 15 – 20 человек или подъемный кран.”

Объясняет по схеме 3 (на доске).

ЭКОНОМИСТ: “ Детям предлагается решить экономические задачи.

Задача 1. В квартире неисправен кран, из которого за час вытекает 1 стакан воды. Сколько чистой воды вытекает за сутки, за 10 дней и т. д.?”

Дети решают задачу и дают ответ.

УЧИТЕЛЬ. “Часто в жизни люди забывают о цене воды, о том. Что для жизни нужна только чистая вода. “Вода – дороже золота”. Послушаем историка”.

ИСТОРИК - Ученик предложил послушать старинную легенду об армянском каменотесе. Как быстро высох родник и вскоре “высохла” вся деревня.

УЧИТЕЛЬ: “Природные источники воды нельзя считать неисчерпаемыми. Прочитаем пословицы, придуманные разными народами, которые ценили воду”. Читаются пословицы учащимися и объясняют смысл пословиц.

См. таблицу 4.

(Выслушиваются ответы детей).

УЧИТЕЛЬ: “Свою точку зрения выскажет”.

ЭКОЛОГ – Ученик: “Чистой воды на Земле становится все меньше. Заводы и фабрики, электростанции потребляют много воды и одновременно загрязняют ее отходами производства. Рыба, растения, звери – все живое погибает в такой воде… Беречь воду – это означает беречь жизнь, здоровье, красоту окружающего мира. Но в наше время все больше сточных вод сбрасывается в водоемы и вода не успевает самоочищаться”

УЧИТЕЛЬ: “ Слово краеведу”.

КРАЕВЕД – Ученик: “Мое стихотворение относится к нашей местности – водоему.

Послушайте!

Речушка вдоль околицы текла,
Негромкая…,
Но мы ее любили – дети.
Она ведь первою была
Для нас и, значит
Лучшею на свете.
Сейчас в ней всякий хлам,
И ржавь, и слизь
Зеленая, и хвощ болотный вылез…
Как будто люди целью задались
Убить ее –
И своего добились.”

УЧИТЕЛЬ: “Подробнее о заболеваниях вызванных загрязненной водой. Мы узнаем у врача. Но прежде проведем физкультминутку”.

ВРАЧ: “Почему нельзя пить воду сразу из под крана, которая хлорируется, чтобы погибли в воде болезнетворные микробы.”

УЧИТЕЛЬ. “Я вам покажу опыт, как хлор действует на различные ткани”

Демонстрирует как кусочек ткани белеет под воздействием хлора.

ВЫВОД ДЕТЕЙ. “Попадая в организм, хлор наносит вред человеку, конечно, не так быстро и явно, как представлено в опыте. Лучше пить отфильтрованную или отстоявшуюся кипяченую воду”.

УЧИТЕЛЬ. “У нас присутствует синоптик”.

СИНОПТИК – Ученик расскажет нам по схеме, почему нельзя гулять без зонта под дождем . (Смотрим схему 5).

Приводятся примеры “мертвых озер” где вода непригодна для жизни.

Вывод такой: Кислотные дожди огромный вред приносят природе, здоровью людей. Кислотные дожди разъедают не только все живое, но и сооружения из металла (самолеты, мосты, машины).

ИТОГ УРОКА.

УЧИТЕЛЬ. “Давайте ответим на вопрос, поставленный в начале урока: почему воду нужно беречь и охранять?”

ВЫВОД. ДЕТИ говорят и подтверждают записью на доске:

- Вода входит в состав любого организма.

- Вода – это жизнь, красота , здоровье.

- Вода – помощник человека.

- Количество воды ограничено.

- Вода загрязняется.

УЧИТЕЛЬ, выставляя оценки всем учащимся: “ Хорошо потрудились, нашли много интересного. Молодцы!”.

Всем звучит призыв :

“О, люди мыслю я!

У всех, у нас

Есть мать одна,

По имени ПРИРОДА! ”.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Прочитать статью для закрепления полученных знаний и записать выводы в тетради.

“Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать ему эти чувства с детства!” В. А. Сухомлинский.