Интегрированный урок: "Влияние никотина на организм человека. Газообмен в легких и тканях"

Разделы: Биология


Образовательные цели и задачи:

  • Сформировать у учащихся представление о табаке, показать отрицательное воздействие его на организм.
  • Изучить состав и свойства табака.
  • Выявить проблемы влияния табачного дыма на молодой организм.
  • Формировать у учащихся навыки исследовательской деятельности, умения определять в табаке присутствия различных ионов тяжелых металлов, научиться делать вытяжки из табака.

Воспитательные цели и задачи:

  • Формировать у учащихся отрицательное отношение к табачным изделиям.
  • Показать пагубное влияние курения на организм, неразрывную связь курения с различными заболеваниями. Привести доказательства этого влияния.

Развивающие цели и задачи:

  • Применяя активные проблемно-поисковые методы обучения, экспериментальные задания, вопросы для размышления, развивать творческое мышление о вреде курения, познавательный интерес к проблеме влияния табачного дыма на организм и необходимости бережного отношения к своему здоровью.

Оборудование:

ТСО: Компьютер, экран, проекционное оборудование, видеосюжет из онкологической больницы, видеомагнитофон.

Наглядные пособия:

Таблицы: “Газообмен в легких и тканях”, “За здоровый образ жизни”, “Звезды бросили курить”.

Учебник Н.И.Сонин, М.Р.Сапин Биология 8 класс “Человек”, 4-е изд., стереотип.

М.: Дрофа, 2002. стр. 145. Инструкция по технике безопасности при работе с химическими реактивами. Буклеты на дискете (для проецирования на экран) или раздаточный материал на каждую парту. Инструкция проведения исследовательской лабораторной работы.

Химические реактивы: Сигареты разных сортов (легкие и крепкие), табачный деготь(окурок), концентрированная азотная кислота, иодид калия, сульфид натрия, этиловый спирт, вода.

Лабораторное оборудование: штатив с пробирками, фарфоровые чашечки, держатель, спички, лоток для сбора мусора, фильтровальная бумага, воронки, химические стаканы, пинцет.

План урока

1. Вступительное слово учителя.

2. Краткая история курения.

3. Состав табачного дыма и его действие на организм

а) Информационный научный материал: “Влияние наиболее вредных компонентов табачного дыма на организм человека и, вызываемые их действием, болезни человека”.

б) Лабораторная работа

Исследование состава табака на наличие ионов тяжелых металлов.

4. Видеофильм об онкологических больных.

5. Заключительное слово учителя.

6. Итог урока.

1. Вступительное слово учителя.

О вреде табака и о пагубном влиянии никотина на организм человека все говорят очень много. Вот сегодня на уроке мы и посмотрим, насколько вреден табак. Давайте вспомним, как табак попал к нам на материк.

2. Краткая история курения.

Выступление учеников.

Первый ученик (историковед)

В Европе долго не было известно о табаке. Листья и семена табака были привезены из Америки в 1492 году моряками экспедиции Христофора Колумба. Когда его корабли пристали к одному из островов неизвестного материка, матросы с изумлением наблюдали, как индейцы выпускали изо рта дым, который они втягивали из тлеющих листьев какого-то растения. Существовало поверие, что дымом они отпугивали москитов. Испытывая одурманивающее действие табака, индейцы приписывали ему волшебные свойства. Курили они и во время религиозных церемоний, пускали клубы табачного дыма по направлению к солнцу, где, по их мнению, и обитало божество “Моннито” - дух жизни.

При встрече с матросами Христофора Колумба индейцы пытались в знак дружбы угощать их табаком. Если кто-либо отказывался от предлагаемой “Трубки мира”, это воспринималось индейцами как враждебное к ним отношение. Чтобы не обидеть индейцев Христофор Колумб и его матросы были вынуждены принимать угощение и курить, не смотря на тошноту и неприятное самочувствие. Постепенно часть матросов привыкли к курению табака.

Второй ученик (историковед)

В Европу табак был завезен в 1496 году испанским монахом Романом Пано. Растения он использовал в качестве декоративных.

О табаке писали хвалебные трактаты, рассматривая его как чудодейственное средство на организм: очищает мозговые соки, уменьшает голод, жажду и пьянит, как вино.

Екатерина Медичи, будучи больна, стала применять “нюхательный табак” от головной боли. Она испытывала кратковременное облегчение под воздействием никотина. Мода нюхать табак стала быстро распространяться. Вера в целебные свойства табака была настолько сильна, что во время эпидемии чумы в целях профилактики табак нюхали даже дети.

Вскоре увлечение табаком сменилось глубоким разочарованием. Оказалось, что употребление табака вредно и опасно для здоровья. В 1680 году французский король Людовик XII издал декрет по которому только аптекари имели право его продавать.

Третий ученик (историковед)

В других странах, лиц увлеченных курением строго наказывали. Например, с петлей на шее водили напоказ местным жителям в целях их устрашения, а злостных курильщиков даже казнили. В Сант-Яго в 1692 году пять монахов, уличенных в курении, заживо замуровали в монастырской стене.

В России царь Михаил Федорович издал свод законов, в которых говорилось, что курильщиков табака следует наказывать шестьюдесятью палочными ударами по подошвам ног. А торговцам табака “пороть ноздри”, резать носы и ссылать в дальние города.

Лишь Петр I, который пристрастился к табаку в Голландии, снял запрет на табак.

3. Состав табачного дыма и его действие на организм.

Учитель.

Наиболее активным веществом, входящим в состав табака, является алколоид никотин.

В настоящее время наука располагает тысячами доказательств, подтверждающих тот факт, что табак содержит губительные для организма человека вещества. Их более 400!!!

Вредные вещества, содержащиеся в табачном дыме, могут быть объединены в четыре группы: (запись на классной доске)

1. Ядовитые алкалоиды.

2. Раздражающие вещества.

3. Ядовитые газы.

4. Канцерогенные вещества.

Самым вредным из них является никотин. (Проецируется буклет № 2 “Что содержится в сигарете”).

Никотин содержится в листьях различных растений: табака, индийской конопли, польского хвоща и некоторых видов плаунов и др.

Никотин имеет сложное строение и обладает сильным отравляющим действием. Одной капли чистого никотина (0,05г) достаточно, чтобы умертвить человека. Все живые вещества очень чувствительны к никотину. Птицы гибнут при нанесении на клюв 1/4 части капли собаки от 1/2, лошадь от 3 капель.

В табачных листьях, кроме никотина, содержится еще 11 алколоидов, важнейшие из которых: норникотин, никотеин, никотимин. Все они сходны с никотином по строению и свойствам и поэтому имеют похожие названия.

С позиции физикохимии процесс курения – это сухая перегонка табачных листьев, при которой образуются вещества, относящиеся к различным классам неорганических и органических соединений. Общее для всех этих веществ – они поражают те или иные “цели” в организме. Мишенями являются самые важные клетки организма: клетки крови, мозга, легких. Вспомним процесс дыхания. Как происходят окислительные процессы?

Ответ ученика с места.

- В органах нашего тела постоянно происходят окислительные процессы, на которые расходуется кислород. Концентрация кислорода в артериальной крови, которая поступает в ткани по сосудам большого круга кровообращения, больше, чем в тканевой жидкости. В результате кислород свободно переходит из крови в тканевую жидкость и в ткани.

Учитель.

- А теперь представьте, что вместо кислорода в организм попадают ядовитые вещества. Куда же они попадут?

Ученик.

- Эти ядовитые вещества попадут также в кровь, а затем ко всем внутренним органам.

Ученик (врач №1).

Наука постоянно занимается изучением проблем, связанных с курением.

Выяснилось:

1. Нет такой системы органов в теле человека, которая бы не страдала от курения.

2. Степень вреда зависит от возраста, в котором человек впервые приобщается к курению, а так же от того количества, которое он выкуривает за сутки.

Первыми подвергаются табачной атаке органы дыхания. (Проецируется буклет № 5 “А знаете ли вы, что дыхательная система…”.) Разрушается слизистая оболочка носовой полости, трахеи, бронхов. Легочные пузырьки теряют свою эластичность и не могут участвовать в газообмене. Итог – организм страдает от недостатка кислорода. Появляется кашель, мокрота, усиливается слюноотделение. У многих развиваются раковые опухоли на губе, в горле, в легких. (Рассматриваются фотографии на странице 145 учебника).

(Поверхность легочных бронхов некурящего человека, раковые клетки в бронхах курящего человека).

 Ученик (врач №2)

Врачи установили, что курящие ученики более рассеянны, нервны, ленивы. У них ухудшается память, частые головные боли. Угарный газ вызывает кислородное голодание нервной клетки и снижает интенсивность нервных процессов. (Проецируются на экран буклет № 4 “Влияние никотина на нервную систему человека”)

Изменяется поведение курящих людей, грубеет голос, кожа становится землистой, и зубы желтеют.

Ученик (ученый №1) Проецируется буклет №1 “А знаете ли вы, что горящая сигарета…”)

- Горящая сигарета – это уникальная химическая фабрика, продуцирующая более 4 тысяч соединений, в том числе более 40 канцерогенов, такие как: бензпирин, мышьяк, сернистый газ, аммиак. Наиболее важным является ненасыщенный альдегид пропеналь. Он обладает высокой химической и биологической активностью, вызывая у курильщиков кашель.

Канцерогены способны вызвать развитие раковой опухоли.

Деготь после курения очень ядовит. Часть табачного дегтя, который не попадает в дыхательные пути курильщика во время затяжки, плотно прилипают к внутренней стенке мундштука и при последующих затяжках усиливает вредное действие табачного дыма. Проделали такой опыт. В течение месяца ученые мазали табачным дегтем уши у кроликов и в 95% у кроликов появлялись раковые опухоли.

Ученик (ученый №2) (Проецируется буклет № 6 “Кровеносная система”).

Никотин подстегивает сердце, заставляя его учащенно работать. При первых затяжках никотин вызывает замедление пульса, но спустя 2-5 минут учащение сердечной деятельности вследствие тормозящего действия. Сердце курильщиков сокращается в сутки лишних 20-25 тыс. раз. Повышается кровяное давление, что обусловлено сужением периферических сосудов и возбуждением сосудодвигательного центра.

Каждая сигарета сокращает жизнь человека на 12 минут. У курящих людей рак легких возникает в 20 раз чаще, чем у некурящих людей.

Проецируется на экран таблица “Табачный дым”. (Идет обсуждение этой таблицы).

Учитель: Ещё раз обратите внимание: “Каково влияние табачного дыма на организм человека и вызываемые их действием болезни человека”.

Учитель

А сейчас мы с вами постараемся определить, правда ли, что в табаке есть ионы тяжелых металлов. Проведем исследование. (Работаем по группам).

Первая группа проводит исследование с легким табаком.

Вторая группа – с крепким табаком,

Третья группа – с табачным дегтем, который остался на фильтре после курения.

(Дается инструктаж по Т.Б. при работе с концентрированными кислотами и химическими реактивами).

Лабораторная работа “Исследование состава табака на наличие ионов тяжелых металлов”

Вначале сделаем вытяжку из сигарет. Возьмем сигареты различных сортов, высыпим табак в химический стакан, фильтр с табачным дегтем (окурок) целиком пинцетом положим в стакан и зальем концентрированной азотной кислотой. Дадим 1 минуту настояться и профильтруем. Вытяжка готова.

Опыт №1. В пробирку нальем 1 мл вытяжки табака и бросим несколько крупинок иодида калия. Наблюдаем осадок черного цвета.

Справка: Иодид калия – качественный реактив на ионы висмута. Результатом реакции является оранжевое окрашивание.

Опыт №2.

Возьмем вытяжку табака 1мл. прильем 1-2 мл воды (так как концентрация очень высокая) и бросим несколько крупинок иодида калия. Наблюдаем оранжевый осадок.

Вывод: Следовательно, в вытяжке есть ионы висмута и очень большой концентрации.

Опыт №3.

Возьмем 1 мл вытяжки табака и прильем несколько капель сульфида натрия. Наблюдаем осадок черного цвета.

Справка: Сульфид натрия – качественный реактив на ионы свинца. Результатом реакции является осадок черного цвета.

Вывод: Следовательно, в вытяжке есть ионы свинца.

Учитель: Экспериментально доказано, что свинец и висмут – радиоактивные металлы. (Проецируется на экран буклет № 3 “Радиоактивные элементы”).

Опыт №4.

Возьмем 0,5 мл вытяжки табака, прильем 1 мл этилового спирта, помешаем стеклянной палочкой и подожжем. Вначале пламя будет бесцветное, но через некоторое время языки пламени окрашиваются в карминово-красный цвет.

Справка: Качественной реакцией определения ионов стронция – пламя. Результат - пламя карминово-красного цвета.

Вывод: Следовательно, в вытяжке табака есть ионы стронция.

Ведется сравнение результатов опытов групп и делается общий вывод.

Общий вывод:

В сигаретах и табачном дегте есть ионы тяжелых металлов, которые, попадая в организм человека, оседают в его тканях. Концентрация ионов тяжелых металлов очень высокая и сохраняется она даже в табачном дегте.

Проецируется буклеты: № 8 “Мифы о курении”, № 12 “Выводы”, № 9 “На морозе сигареты согревают? Так ли это?”, № 10 “Сигареты с пометкой легкие”

Идет минутное обсуждение буклетов.

4. Просмотр видеосюжета из онкологической больницы.

5. Заключительное слово учителю.

Сегодня вы сами увидели доказательства пагубного влияния табака на организм человека. Даже то, что если вы сами не курите, но стоите рядом с курящим человеком и вдыхаете табачный запах – вы являетесь пассивным курильщиком. Опасность еще в том, что детский организм наиболее уязвим для никотина.

Всемирная организация здравоохранения признает, что курение – это вид бытовой наркомании, поэтому запрещено продавать детям сигареты. Вы знаете, что в общественных местах, в школах введен запрет на курение и не напрасно. Курение школьников замедляет их физическое и психическое развитие. Ещё 100 лет назад французский доктор Декалзне пришел к убеждению, что даже незначительное курение вызывает у детей малокровие, расстройство пищеварения. Помните - школьные годы это годы роста, как физического так и умственного. Организму нужно много сил, чтобы справиться со всеми нагрузками. Как известно навыки, привычки как полезные, так и вредные, усвоенные в школьном возрасте, самые прочные. Состояние здоровья, подорванное курением, не позволит вам выбрать род занятий по душе и в будущем добиться успеха. Отказаться от курения очень трудно, так как курение – это своего рода, наркомания. (Проецируется буклет № 7 “Милые девушки” и № 11 “Бросить курить”).

6. Итог урока. (В виде беседы).

7. Домашнее задание: учебник стр. 145, записи в тетради.

Приложение