Открытый урок по русскому языку на тему: "Сретение. Одушевлённые и неодушевлённые существительные"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • используя русский народный календарь, познакомить детей с традициями русского народа, связанные с днём Сретенья, с явлениями природы и деятельностью людей в этот период;
  • познакомить с понятием “одушевлённые и неодушевлённые существительные”.

ХОД УРОКА

Звучит русская народная песня “Четыре ветра” в исполнении И.Банковского – дети вслушиваются в слова песни, перед каждым текст песни.

Четыре ветра
(русская народная песня)

– Ой, ты, братец ты мой, ветер с по'лудня,
Раздуй, разгони, разбросай тучу чёрную.
– Ой, ты, братец ты мой, ветер с во'схода,
Раздуй, разгони, разбросай тучу страшную.

– Ой, ты, братец ты мой, ветер с во'схода,
Раздуй, разгони, разбросай тучу грозную.
– Ой, ты, братец ты мой, ветер северный,
Раздуй, разгони, разбросай тучу смертную.

Очнись, земля, разбуди поля,
На четыре ветра расцветай, земля!
Беги, вода, из-под снега, льда,
На четыре ветра выходи, вода!

Шуми, река, заливай берега,
На четыре ветра выходи, река!
Заря ясна', весна-красна,
На четыре ветра приходи, весна!

I. Вступительное слово учителя

– К чему обращается певец в русской народной песне? (К ветрам, дующим со всех четырёх сторон, чтобы разбудили они землю холодную, заснеженную.)

– К чему призывает певец в конце песни? (Приди, Весна)

– Народ устал от долгих зимних дней и поэтому своими песнями призывал долгожданное возвращение весны, её тёплых и ласковых дней, ожидая возрождения природы, а значит, и начала земледельческих работ. Сегодня наш урок будет посвящён встрече зимы и весны. С давних пор этот день считался первой встречей весны. “Зима с весною встретилась” – гласи?т пословица. Слово “встреча” означает в переводе на греческий язык “сре'тенье”.

II. Подготовка тетради к работе

– Какие названия имел в старину месяц февраль? Февраль имел множество названий. За морозы и снега его называли лю'тенем, сне'женем, вьюгове'ем, но давали и ласковые названия: бокогрей, сва'дебник.

Запись в тетрадях:
Февраль – лютень, снежень, вьюговей, бокогрей, свадебник
Показ правильных соединений букв: Фев, ал, ют, еж, вью, бок, ре, вад

– Как вы думаете, почему? (Лютый – очень холодный, вьюговей – богатый метелями, вьюгами, свадебник – традиционно свадьбы на Руси справлялись после Святок до Масленицы)

– Назовите слова, в которых количество букв и звуков неодинаково. (Февраль, лютень, снежень, вьюговей)

III. Работа по теме урока

– Так как у нас урок русского языка, то не будем забывать и про орфограммы. На материале народоведения познакомимся с признаком имён существительных.

– Что такое имя существительное?

Дети дают хором определение.

– Я хочу поделиться с вами, ребята, своей находкой при подготовке к этому уроку. Послушайте, пожалуйста, слова старинной песни, которую пели наши прабабушки:

Пришёл месяц-бокогрей.
Землю-матушку не грел – бок корове обогрел,
И корове, и коню,
И седому старику Морозу Морозычу…
Ты, Морозко, не серчай, из деревни убегай –
Что за тридевять земель, что за тридесять морей!
Там твоё хозяйство ждёт тебя – заброшено,
Белым снегом запорошено,
За ледяными печатями,
За семью железными замками
Да за семью засовами!

– Понятно теперь, почему февраль имеет такое интересное название “бокогрей”?

Сре'тенье.

Запись на доске и в тетрадях.

– Этот праздник, посвящённый весеннему солнышку, празднуют 15 февраля. В народе считали, что в этот день зима встречается с весной, они борются – кому уходить, а кому оставаться. Морозы чередуются с оттепелями, появляются сосульки. С этого дня погода могла преподносить самые разные сюрпризы – то сретенские морозы, то сретенские оттепели. На улице ещё зима, а люди радуются наступлению весны. В старину говорили: “Солнце – на лето, зима – на мороз”.

Запись предложений:

В этот день зима с весной встречается. Солнце – на лето, зима – на мороз.

Диалог Зимы с Весной исполняют две ученицы в соответствующих платьях и коронах.

С Весной Зимушка повстречалась,
О здоровьице всё справлялась:
– Ой, здорова будь, Зима снежная!
– Бью челом тебе, Весна тёплая.
Расскажи ты мне без утайки:
Почему тебя величают все,
Меня, Зимушку, проклинают все?
– Потому что ты – больно лютая,
И холодная, и голодная.
Я же тёплая и приветливая,
Все луга и леса орошаю я,
Все луга и леса оживляю я.
Побыла ты, Зима, в гостях у людей,
Не пора ли тебе уходить из гостей?

– Недаром русская пословица гласит:

Зима кончается, весна начинается.

Запись в тетради, подчеркнуть антонимы.

Подбор родственных слов к словам “зима”, “весна” – устно

  • Зима – зимушка, зимний, зимовать, зимовщик, зимующие…
  • Весна – весенний, веснянка, веснушки, веснушчатый…

– Обычно ребятишки ещё до восхода солнца выбегали на “сугробы” закликать солнышко, просили его показаться:

Солнышко – батюшка, покажись, покажись!
Из-за гор-горы поднимись, поднимись!
Выгляни в окошечко!
Твои детки плачут, по сугробам скачут.
Солнышко – вёдрышко, выгляни, красное,
Из-за гор-горы!
Выгляни, солнышко, до вешней поры!

– Давайте и мы с вами поддержим эту традицию русского народа. Сделаем физминутку.

IV. Физминутка

– Солнышко, солнышко, (поднимают руки вверх, приветствуя светило)
Выкатись на брёвнышко! (делают руками круг над головой)
Сделай тепло, всем светло! (наклоняют круги из рук вправо и влево)
Дай нам мотыльков! (имитируют руками взмах крыльев бабочки)

– Если солнышко выходило, значит, весна откликнулась, и первая встреча с ней прошла благополучно. Если этого не случалось, то нужно было ожидать суровых февральских морозов.
В этот праздник было принято кататься на санках. С гор без страха летели на санях дети и взрослые, т.к. считалось, что соприкосновение с землёй приносит счастье и богатый урожай. В это же время играли последние свадьбы.
Основной обычай праздника встречи весны – это гадание по погоде. Испокон веку люди следили, какая в этот день погода, и делали свои выводы (пословицы на доске):

  • Какова погода на Сретенье – такова и весна будет.
  • На Сретенье капель – урожай на пшеницу.
  • На Сретенье снежок или мороз – весна будет поздняя и холодная, если тепло – весна ранняя и тёплая.
  • Если в этот день не проглянет солнышко – ожидай ещё морозов.

– Какая примета подойдёт к сегодняшнему дню? Что ожидать нам от природы? Назовите имена существительные, данные в пословицах. Запишем их в столбик. Прочитаем хором эти слова. На какой вопрос отвечают все эти слова?

что?

погода
тепло
весна
капель
пшеница
снежок
мороз
день
солнышко

 

Имена существительные, которые обозначают
неживые предметы и отвечают на вопрос что?,
называются неодушевлёнными.

– Дополните список своими примерами по теме   “природа”.

– На какой ещё вопрос отвечает имя существительное? (Кто?)

– Подготовьте место для второго столбика. Есть ли в данных пословицах слова-существительные, которые отвечают на вопрос кто? Я повторю некоторые отрывки из своего рассказа о праздновании в старину данного праздника, а вы определите, какие слова отвечают на вопрос кто? Попробуйте дать определение, какие существительные называются одушевлёнными.

кто?

ребятишки
батюшка
детки
дети
взрослые
люди

Имена существительные, которые обозначают живые предметы
и отвечают на вопрос кто?, называются одушевлёнными.

V. Закрепление

– Для закрепления полученных знаний поработаем устно. Я буду называть словарные слова, а вы покажите карточку с вопросом, на который они отвечают.

У каждого ученика карточки с вопросами кто? или что?.

Молния, родители, пилот, метель, заря, облако, ястреб, комар, проталина, тренер, лисица, поляна, ветер, медведица

VI. Домашнее задание

– Предлагаю вам, пользуясь словарём В.И.Даля, выписать 5 пословиц, в которых есть имена существительные – одушевлённые и неодушевлённые предметы. Над словами укажите вопрос.

Например: Дружный табун (что?) и волков (кто? кого?) не боится.

VII. Итог урока

– Что узнали на уроке?

– Какие существительные называются одушевлёнными, неодушевлёнными?

– Спасибо всем за урок. На память об уроке я дарю вам небольшую картинку о встрече зимы и весны.