Организация физического воспитания детей с использованием русского фольклора

Разделы: Работа с дошкольниками, Спорт в школе и здоровье детей


На каждом занятии стараемся решать следующие виды задач:

  • оздоровительные (коррекционно-профилактические): содействие разумному физическому воспитанию ребёнка, повышение общей жизнестойкости организма, предупреждение и преодоление различных отклонений в двигательном развитии здоровья детей;
  • развивающие: развитие необходимых двигательных качеств;
  • воспитательные: воспитание личностных качеств будущих людей Земли;
  • общеобразовательные: ознакомление детей с основами мироздания и земного бытия (в широком и современном смысле этих понятий);
  • обучающие: содействие естественному формированию основных движений у детей и организация условий для их совершенствования.

Я работаю в ДОУ инструктором физкультуры. До этого работала воспитателем, поэтому очень хорошо знаю природу дошкольника. В результате чего скоро пришла к выводу, что не нужно учить детей основным движениям, а нужно создавать на занятиях благоприятные двигательно-игровые условия для самостоятельной реализации детьми их естественного двигательного потенциала. Не вмешиваться в природу со своими надуманными методиками, а лишь помогать естественному двигательному началу появиться во всей полноте. Поэтому стараюсь создать в учреждении условия, поощряющие двигательную активность, тогда ребёнок будет расти гармонично, наливаться силой, здоровьем и радостью.

Физическое воспитание детей не должно сводиться только к мускульной деятельности, как это традиционно культивировалось в практике. Двигательная активность является чудесной основой для других видов учебно-воспитательной работы. Никакая другая деятельность не является столь благоприятной для освоения детьми знаний об окружающем мире, его законах, особенностях.

Вот некоторые из сопутствующих задач:

  1. Формирование посредством движений пространственных, временных, энергетических представлений (в зависимости от уровня интеллектуального развития ребёнка):
  2. длинный – короткий (длиннее – короче); узкий – широкий (уже – шире);
    малый – большой (меньше – больше); верхний – нижний (выше – ниже);
    дальний – ближний (дальше – ближе); левый – правый (левее – правее);
    задний – передний (назад – вперёд); тонкий – толстый (тоньше – толще);
    медленный – быстрый (медленнее – быстрее); частый – редкий (чаще – реже);
    много – мало (больше – меньше); долгий – скорый (дольше – скорее);
    сильный – слабый (сильнее – слабее).

  3. Изучение в процессе двигательной деятельности физических свойств, фактуры материалов и предметов по типу: тяжелый – легкий, гладкий – шершавый, плотный – пористый, эластичный–хрупкий, мягкий – твердый, холодный – горячий, мокрый – сухой и т.д.
  4. Ознакомление в процессе физического воспитания с назначением различных типов предметов (приспособлений) и формирование на этой основе элементов "орудийной" логики (для чего и как применяется этот предмет)
  5. Уточнение, расширение и активизация глагольного словаря детей: ловить, бросать, катать, набивать, футболить (мяч);
  6. висеть, перехватывать руками, раскачиваться, подвешивать (предметы и приспособления) на перекладине;

    подниматься, опускаться, лазить, наклоняться, спрыгивать (с использованием гимнастической лестницы).

  7. Развитие посредством двигательных заданий, игр и эстафет математических представлений, а также внимания, логики, памяти, наблюдательности.
  8. Воспитание у детей необходимых личностных качеств – таких как честность, смелость, сострадание, настойчивость, справедливость, скромность, целенаправленность.
  9. Формирование в процессе двигательной деятельности необходимых эстетических и этических норм: женственности, мягкости, аккуратности, (у девочек), мужественности, лидерства, джентльменства (у мальчиков); воспитание правил хорошего тона во взаимоотношениях друг с другом, педагогом, старшим, другими окружающими; пробуждение у детей, чувства прекрасного, гармонии (в действиях, языке, музыке, природе и т.д.)
  10. Коррекция эмоционального состояния детей: формирование и закрепление положительных эмоций в процессе занятия двигательной деятельностью, создание мотивации к ней, выработка правильных эмоциональных реакций на те или иные двигательные (игровые ситуации).

Под основным двигательным режимом мы понимаем реализуемые в жизни основные движения, подготовительные и подводящие упражнения к ним, их методическое обеспечение, закрепляющие игры, эстафеты, соревнования, а также наличие необходимого материально-технического оборудования.

Под общим двигательным режимом мы подразумеваем всю совокупность двигательно-игровой активности детей в течение дня, как специально организованную педагогом, так и самостоятельную, произвольную.

Мы много думали над тем, как перестроить свои занятия, учитывая то, что дети не могут одинаково отвечать требованиям педагога. Решили дать ребенку в начале занятия расслабиться, т.е. заняться тем, чем ему хочется: кто-то крутит обруч, кто-то играет в мяч, кто-то упражняется на канате, а кто-то просто стоит наблюдая за всеми.

Но так как на любом занятии стоят определенные цели, мы стараемся переключить внимание ребят на нужное упражнение. Заинтересовать их появлением какого-то сказочного героя, игрушки, снаряда или просто возникновением постороннего шума. И ребенок, сам того не замечая, перестраивается и выполняет любое задание. Очень важно при этом демонстрировать собственную расположенность, которая проявляется в том, как мы улыбаемся, с какой интонацией говорим. Одному ребенку приятно наше тактильное соприкосновение. Дотронуться до руки, погладить по голове, прижать к себе, к другому нужно обратиться с какими-нибудь словами, назвать по имени, сказать что-либо в его адрес. А третьему, возможно, будет достаточно то, что мы просто смотрим на него и устанавливаем контакт.

Очень часто в своей работе с детьми обращаемся к русскому народному

творчеству. Ребенку все это доступно, а значит и интересно. Живая веселая сказочность, образность, юмор, потешки, присказки, пословицы, игровой характер занятия делает его интересным для детей любого возраста. Мы замечаем, что наши ребята, особенно любят такие занятия. Всё это помогает наладить эмоциональный контакт между ребенком и взрослым.

Начать занятие можно так:

“Готовы ли вы позабавиться?
Да потешиться? Удалью похвастаться,
Силушкой померяться?!”
Или так: “Собирайся народ,
Вас много интересного ждет!
Много игр и движений
И веселых развлечений!”

Видно, как загораются глазёнки ребят, как поднимается их настроение, появляется желание двигаться.

Так как дети очень любят сказки и сказочные герои им близки, занятие можно начать с рассказывания сказки или потешки:

“Из-за леса, из-за гор,
Едет дедушка Егор
Сам, на лошадке, жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на козлятках”.

Или предложить встретиться с такими сказочным героем как “Сивка-Бурка”. Содержание этой сказки, песни с веселой ритмичной музыкой, делает каждое движение ребенка грациозным, придает детям определенную резвость, веселость. При выполнении прыжков на одной ноге приговариваем:

“Мышка, мышка, вылей воду
Под осинову колоду
Под кривую изгороду...”

Выполняя упражнения из положения сидя, имитируем гребцов, проговариваем:

“Вдоль по морю, вдоль по морю,
Ладья белая плывёт…”

На любое упражнение можно придумать какую-то поговорку, присказку, пословицу. Можно использовать слова из русских народных песен. Например, при ходьбе, что бы ребенок лучше расправил плечи, напрашиваются такие слова:

“Вдоль по улице во конец,
Шёл удалый молодец;
Не товар продавать,
Себя людям показать...”

А как наши ребята любят игры русского народа! Наших бабушек и дедушек:

“Лапта", “Чехарда”, “Жмурки”, “Третий – лишний”, “Змей-горыныч”, “Пятнашки”, "Тачки". Различные спортивные забавы: силовые с палками, с битками, перетягивание каната. Сколько во время таких игр решается задач: образовательных, воспитательных, поднимается эмоциональный настрой.

Например, такая игра:

“Поехали-поехали
С орехами, с орехами
Поскакали, поскакали
С калачами, с калачами
В припрыжку, вприскочку,
По кочкам, по кочкам
Через яму…прыг...”

Незаметно, непринужденно ребенок делает прыжок, такой длины, на какую не каждый прыгнет, если его просто на это нацелить. Играем в эту игру в различных вариантах: по прямой, по кругу, увеличивая длину прыжка незаметно для ребят.

При забрасывании мяча в корзину баскетбольную, как бы между прочим, обращаю внимание на снеговика, прикрепленного над корзиной, говорю:

“ Мороз, мороз, через дуб перерос
Через дуб перерос, бабу снежную принес
Баба, баба, белоком,   
Получай-ка снега ком    …”

И мяч в корзине.

И только потом, когда ребята преодолеют чувство страха перед неизвестным, обращаю внимание на технику выполнения того или иного упражнения. Например, при обучении лазанию по гимнастической стенке или канату, подвешиваю погремушки, колокольчики и предлагаю поиграть с ними. Ребята, пытаются их достать, а в это время я показываю технику выполнения, помогаю, если не получается. Ребенок, забыв о страхе упорно старается достать погремушку, а тем более звонкий колокольчик, который привлекает его своим звоном. Часто используем музыкально-хороводные игры: “Барашеньки”, “Бай-качи”, русскую народную песню “3аинька” или при ходьбе змейкой “Вейся, вейся, капустка моя...”. Используем заклички, прибаутки, пословицы. “Без труда, не вытянешь и рыбку из пруда”, “Первый блин комом”.

Занятия проводятся всей группой, дети эмоционально влияют друг на друга. Деятельность одного становится толчком для начала такой, же деятельности другого. Каждый из них приобретает дополнительный эмоционально-энергетический заряд, проявляет такую же активность, как его приятель и почти такой же эмоциональный накал. Часто занятие в форме развлечения проводим совместно с родителями, т.е. с их непосредственным участием, что очень нравится детям. Приглашаем в гости к старшим малышей, и если у малышей появляется желание поиграть вместе со старшими – поощряем. Ребята постарше с удовольствием бывают в роли учителя.

Если вовремя поддержать ребенка, у которого что-либо не получается, то он обязательно добьется успеха. Мы замечаем, чем больше свободной деятельности, тем активнее развивается самостоятельность, инициативность, творчество ребенка. Чем меньше запретов, тем выше гарантированность соблюдения правил поведения. Никогда не сопоставляем одного ребенка с другим.

При различии социальной среды, условий жизни, темпов развития, дети не могут одинаково отвечать требование педагога, а значит, кто-то из них попадет в категорию слабого, неловкого, трусливого, и это приостановит его индивидуальное развитие.

Ребенок должен проявлять свою неповторимость и значимость. Оценка должна быть только положительной, не зависимо от того, касается она внешних или внутренних качеств личности. В таком случае дети всегда будут заниматься с удовольствием с полной отдачей, доверяясь нам.

Используя русский фольклор, добились того, что наши ребята ходят на. физкультурные занятия, как на развлечения и это сказывается на результатах. В школу наши ребята идут подготовленными: владеют канатом, мячом, лазанием по шесту, прыжками в высоту, свободно владеют рукоходом, прыгают в длину намного дальше норматива. А главное – они любят движение, раскованны, эмоциональны и веселы.

Игры, используемые в тематических занятиях:

“Барашеньки”

Дети встают в круг, водящий – Ваня ходит внутри круга:

“ Барашеньки, крутороженьки
По горам ходили
По лесам бродили
(идут по кругу)
На скрипочке играли
Ваню потешали
(имитируют игру на скрипке)
Ваня-Ваня простота
(идут в круг)
Купил лошадь без хвоста
(идут из круга)
Сел задом наперёд
(поворот вокруг себя прыжком)
И поехал в огород”
(движение из круга в полуприседании)
Разбегаются, Ваня догоняет и “пятнает” детей.

“Вешаем соль”

Дети встают парами спиной друг к другу, руки согнуты в локтях, скрещены друг с другом. По команде один наклоняется слегка вперёд, стараясь оторвать от пола другого, затем – наоборот.

“Тачки”

Дети стоят парами друг за другом. По команде впереди стоящий встаёт на четвереньки, второй берёт его за ступни ног, первый поднимается от пола на руках и двигается вперёд. Кто быстрее довезёт “тачку”. Необходимо строго соблюдать правило: заднему ни в коем случае не толкать впереди идущего, а только держать его за ноги.

“Чехарда”

Ребята встают в колонны друг за другом. Первый опускается на четвереньки, второй, опираясь руками на плечи первого, перепрыгивает через него и встаёт впереди на четвереньки, затем следующий перепрыгивает через двух детей и так далее. Первый перепрыгивает через всех участников команды.

“Охотник и обезьяны”

Дети на шведской стенке. Охотник “спит”. Дети – “обезьяны” спускаются, ведущий показывает различные движения (отжимания, перекаты, “ласточка” и т.д.). “Обезьяны” передразнивают, повторяют движения. Охотник “просыпается”, “обезьяны” залезают на деревья – шведские стенки, канаты.

Конспект физкультурного тематического занятия в старшей группе по мотивам традиций русского народа

Дети свободно входят в зал.

Воспитатель. Собрались мы позабавиться, да потешиться, удалью похвастаться, силушкой помериться. Но сначала надо поразмяться.

Разминка под русскую нардную мелодию “Пойду ль я выдуй ль я да”.

  1. Приставным шагом с плавным подниманием рук двигаемся вправо, затем влево. (2р).
  2. Руки на поясе, наклоны в стороны.
  3. Выставив прямую ногу вперед, наклониться к ноге. Тоже с другой ноги.
  4. Присядка.
  5. Прогулка!

Воспитатель.

Вдоль по улице во конец шел удалый молодец;
Не товар продавать, себя людям показать.

Ходьба с заданиями. Бег. Прыжки на одной ноге с продвижением вперед со словами:

“Мышка, мышка, вылей воду   
Под осинову колоду,
Под кривую изгороду...”   

Спортивная ходьба. Пружинка с поворотом в стороны.
Спокойная ходьба с построением в круг.
Продолжение разминки: и.п.: сидя, руки на поясе; двигаемся в середину круга, наклон вперед, двигаемся обратно (на музыку “Ах вы сени!”).

Воспитатель.

    Вдоль по морю, вдоль по морю
    Ладья белая плывет!

– Эмитируем движение гребцов (на музыку “Эй, ухнем!”). А теперь как лодочки на волнах, покачаемся.

Упражнение. “Лодочки”, лежа на животе.
Упражнение на дыхание.

Воспитатель. Ну, что готовы к состязанью?

Начинаем состязанья!
Очень трудное заданье!

Игра “Поехали”

В правой и левой сторонах зала натягивается веревка – “яма”. Дети делятся на две группы. Сначала двигается одна группа. Вторая произносит слова, а дети первой подгруппы выполняют движения продвигаясь к “яме”.

Поехали-поехали
С орехами, с орехами
Поскакали, поскакали
С калачами, с калачами
В припрыжку, вприскочку,
По кочкам, по кочкам
Через яму…прыг...

Дети выполняют прыжки в длину с места, перепрыгивают через “яму”. Затем другая подгруппа. Повторить 2–3 раза с каждой подгруппой.

– Ну, а теперь померяемся силушкой.

Игра “Вешаем соль”

Воспитатель. Все сильные, внимательные. А теперь посмотрим, смелые ли!

Упражнение в пробегании через длинную вращающуюся скакалку.

– А сейчас игра еще труднее.

“Тачки”

Воспитатель.

Бай-качи, качи, качи!
На улице калачи!
Кто у нас будут калачи?

Игра “Бай-качи”

Дети встают в 2–3 круга, в кругах – водящий. Двигаются по кругу со словами:

“Бай-качи, качи, качи! На улице калачи!
Налетели вдруг грачи
Ап-чхи – вот тебе и калачи”.

Дети разбегаются, водящий пятнает их.

Воспитатель (подходит к канатам, на самом верху которых закреплены сюрпризы).

Стою на краю!
Дешево продаю!
Чтобы купить,
Надо добыть!

Лазание по канатам, каждый срывает себе сюрприз.

Воспитатель. Ру-ру-ру

Дети. Ру-ру-ру

Воспитатель.

Начинаем мы игру!
Руку другу тянет друг!
Встали все в широкий круг!

Игра “Барашеньки” (пятнашки)

В заключение танцевальные движения.

Конспект физкультурного тематического занятия по мотивам русского народного творчества “Ярмарка” (старший дошкольный возраст)

Дети свободно входят в зал. Небольшая беседа с детьми. Переход к разминке. Предложить послушать потешку:

Из-за леса из-за гор
Едет дедушка Егор
Сам на лошадке,
Жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на козлятках.

Воспитатель. Интересная потешка? В жизни так бывает? Где бывает?

Дети отвечают.

– В одной сказке есть лошадка: резвая, веселая, добрая. Может быть вы знаете, как ее зовут?

Дети отвечают.

– Про Сивку-Бурку есть песня. Давайте её обыграем.

1к. 1ч. Руки за спиной, наклоны в стороны.
2ч. Движения “лошадок”.
3ч. Танцевальные движения.

Припев:

1ч. Скрестные движения согнутых в колеях ног.
2ч. Прыжки с поворотом в стороны.
3ч. Повторение.
2к. 1ч. Подскоки. Поворот в круг, дробный шаг.

Припев: подскоки в центр и обратно, стать, прыжком поворот и снова подскоки.

– Давайте на Сивке-Бурке куда-нибудь поедем.

Игра “Поехали-поехали” (по кругу)

Ехали мы ехали, на ярмарку приехали
– Подходи, выбирай, что хочешь покупай...

Воспитатель предлагает купить мячи.

– Покупайте все (отбивание мяча об пол).

Воспитатель обращает внимание детей на снеговиков над баскетбольными корзинами:

Что это здесь?
Мороз, мороз,
Через дуб перерос,
Через дуб перерос,
Бабу снежную принес.
Баба-баба беляком
Получай-ка снега ком.

Забрасывание мяча в корзину.

– Хорошо поиграли. Что бы нам еще купить? Что это такое? (Показывает на красивую коробку). Интересно, что в ней?

В коробке веревка. Пробегание через вертящуюся веревку.
Воспиатель предлагает посмотреть, что еще есть на ярмарке.

– Сколько обошли, а коней я не увидела.

– Вы, ребята не видели? (Подходит к надувным морским коням).

– Какие странные – что это за кони?

– Можно ли на них покататься?

– Давайте я попробую, как интересно.

– Вы хотите покататься?

Дети делятся на две команды. Проводится игра-соревнование на конях. После игры ведущий подзывает детей к себе.

– Ребята, а Ваня один ходил на ярмарку.

– Знаете, что он купил?

– Подойдите все ко мне, я вам скажу на ушко.

– Давайте всем расскажем.

Игра “Барашеньки” (пятнашки)

После игры ведущий подходит к канатам, с прикрепленными наверху подарками для детей.

– Стою на краю, дешево продаю.

– Чтобы купить, нужно добыть...

Лазание по канатам.

Танцевальные движения под музыку.

Конспект физкультурного тематического занятия "Остров “Чунга-Чанга” (старший дошкольный возраст)

Дети свободно входят в зал. Обращаем внимание, что к нам в гости пришла гостья (кукла-негритенок).

– Как вы думаете, как зовут ее?

– Откуда она приехала?

– Да, она приехала с далекого острова, который называется “Чунга-чанга”. Очень ей хочется с вами поиграть, потанцевать.

– Какая же музыка ей нравится? (Выслушивает ответы детей)

Предлагаем потанцевать вместе с гостьей.

– Представьте, что мы на далеком острове, светит солнышко, тепло. Расходитесь по всему острову.

Разминка под музыку “Чунга-чанга”

  1. Наклоны в стороны с мягким приседанием, руки согнуты в локтях подняты в вверх.
  2. Подскоки на одной ноге, другая согнута в колене, достаем противоположный локоть (по 2 раза).
  3. Прыжки с выбрасыванием ног вперед, с перекрестными движениями рук.
  4. Подскоки по кругу друг за другом.
  5. Танцевальные движения (твист), стоя на четвереньках, “вращая хвостиком”.
  6. Сидя. Движение в круг и из круга. Танцевальные движения, имитирующие движения обезьян.

Упражнение на дыхание. Предлагаем погулять по острову, получше с ним познакомиться.
Ходьба друг за другом с заданиями, бег с препятствиями, подскоки, спортивная ходьба, прыжки в стороны на четвереньках.
Встречаем обезьяну.

Игра “Охотник и обезьяны”

– Есть веселая игра под названьем.... чехарда.

Проводится игра “Чехарда” по командам.

Игра-соревнование со скакалками “Кто быстрее?”

(Для средней группы можно взять игру “Карусели”).

Обращаем внимание на подвешенные на веревку бананы.

– Любите бананы? Рвите. (Упражнения на подпрыгивание).

Лазание по канатам.

Танцевальные движения под музыку “Чунга-чанга”.

Конспект физкультурного тематического занятия в старшей группе

Дети свободно входят в зал.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, кто сегодня к нам пришел в гости?

– Антошка.

– Вы знаете, что он больше всего любит?

– Чего не любит? (Трудиться)

– Антошка, ну почему ты такой ленивый?

– Пчела мала, да и та работает.

– И не веселый он какой-то.

– Мы с ребятами любим трудиться, особенно копать картошку.

– Правда, ребята?

– Докажем ему, как мы это умеем делать?

– Но сначала нужно поразмяться.

– Потанцуешь с нами?

– Мы даже песенку про тебя знаем.

– Не хочешь, ну тогда посмотри на ребят.

Разминка под музыку "Антошка".

  1. Наклоны в стороны с разведением рук в стороны. Движения, имитирующие копку лопатой. Припев: легкие прыжки.
  2. Наклон вперед, движения, имитирующие игру на гармошке. Припев: подскоки.
  3. Наклон вперед, движения, имитирующие еду ложкой. Припев: подскоки вокруг себя.

Переход на подскоки вокруг зала.

Воспитатель. Поразмялись, берем лопаты и идем работать.

Ходьба с палками вокруг зала под музыку “Вместе весело шагать”.

Воспитатель. Ну, что, ребята, устали? Много картошки накопали? Давайте взвесим картошку.

Игра “Вешаем соль”

– Много картошки накопали, теперь её нужно перевезти.

– На чем повезем?

Игра “Тачки”

Воспитатель. Делу время, потехе час. Все убрали с поля, можно и потанцевать. Можно и поиграть ещё. Есть веселая игра, под названьем "Чехарда"

Воспитатель. Ру-ру-ру

Дети. Ру-ру-ру

Воспитатель.

Начинаем мы игру...
Руку другу тянет друг,
Встанем все в широкий круг.

Игра “Барашеньки”.

Воспитатель. Я для вас, ребята, сегодня приготовила сюрприз и спрятала его в зале, найдете, будет ваш.

В кузовке спрятана печеная картошка.

Воспитатель. Ребята, вас еще один сюрприз ждёт, только очень высоко. Придётся вам потрудиться. “Без труда, не вытянешь и рыбку из пруда”.

Лазанье на канатах, достаем сюрпризы.