Интегрированный урок по геометрии и русскому языку на тему: "Четырехугольники" (обобщение и систематизация знаний)

Разделы: Математика, Русский язык


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ УРОКА.

ТЕМА УРОКА: Использование знаний о значении причастия и его грамматических признаков на уроке геометрии при обобщении и систематизации сведений по теме “Четырехугольники”.

ТИП УРОКА: Урок комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся.

ЦЕЛИ УРОКА:

1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

  • обобщение и систематизация сведений о четырехугольниках, повторение теорем, используемых в доказательствах свойств и признаков фигур;
  • обобщение и расширение сведений о причастии как части речи.

2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

  • воспитание любви к русскому языку, воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля, активизация познавательной деятельности в коллективе и формирование навыков сотрудничества в решении поисковых задач.

3. РАЗВИВАЮЩИЕ:

  • развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык;
  • развитие умения аргументировать, доказывать;
  • развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания;
  • развитие умения задавать уточняющие вопросы;
  • развитие умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях;
  • развития умения выделять главное, сравнивать, обобщать;
  • развитие абстрактного и наглядно-образного мышления.

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ:

1. Систематичности и последовательности обучения.

2. Доступности (опора на знания учащихся).

3. Индивидуализации обучения (учет психологических типов восприятия материала учащимися, а также качественных и количественных характеристик словарного запаса учащихся, дифференциация дидактического материала к заданиям).

4. Научности.

5. Связь теории с практикой.

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА (СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ):

  • Две доски, одна из которых магнитная.
  • Таблицы орфограмм, изученных по теме “Причастие”.
  • Карточки дифференцированных заданий.
  • Карточки с образцами заданий и правильными ответами для независимых экспертов. На рабочем столе учащихся: учебник, тетради, ручки и карандаши, карточки личного учета.

СТРУКТУРА УРОКА:

  1. Организационный этап.
  2. Этап проверки домашнего задания.
  3. Этап всесторонней проверки знаний.
  4. Этап обобщения и систематизации знаний.
  5. Подведение итогов урока.
  6. Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ДАННОМ УРОКЕ:

  1. Устный и письменный.
  2. Фронтальный, групповой, индивидуальный.
  3. Итоговый контроль.

ХОД УРОКА.

1. Организационный этап.

Взаимное приветствие учителя и учащихся.

Сообщение темы урока, плана работы на уроке обобщения и систематизации сведений по теме “Четырехугольники”.

2. Этап проверки домашнего задания.

Взаимопроверка отдельных номеров заданий учащимися по парам.

3. Этап всесторонней проверки знаний.

1. Терминологический диктант: Два ученика за крыльями доски пишут термины по вариантам, подчеркивая гласные и согласные буквы, написание которых может вызвать затруднение, остальные учащиеся пишут то же самое по вариантам на местах:

  1 вариант 2 вариант
1 четырехугольник вершина
2 противолежащий диагональ
3 сторона параллелограмм
4 пересечение прямоугольник
5 биссектриса теорема
6 трапеция полусумма
7 параллельный треугольник
8 пропорциональный основание
9 секущая угол

Крылья доски открываются, учащиеся проверяют правильность написания терминов. При обнаружении ошибок вносятся исправления, объясняются орфограммы.

Вопросы и задания учителя:

1. Найдите слова, в которых среди постоянных морфологических признаков можно выделить: настоящее время, действительный залог, невозвратность, несовершенный вид. (Противолежащий, секущая).

2. К какой части речи относятся эти слова? (Причастие).

3. Что обозначает причастие как часть речи? (Признак предмета по действию).

4. Какие геометрические термины мы может охарактеризовать словами “противолежащий (-ая)” и “секущая”?

2. Групповые работы.

1 группа. Блиц-опрос Учащиеся по очереди (устно работает один ряд) вспоминают по одному геометрическому правилу из темы “Четырехугольники”, в определении которого может встретиться термин, записанный среди слов 2 варианта.

2 группа. Работает с карточками, на которых написаны утверждения, среди которых есть ложные. Их нужно определить, исправить и записать в тетради.

Карточка 1.

  1. Если у четырехугольника противолежащие углы равны, то он является параллелограммом.
  2. У параллелограмма сумма двух соседних углов равна 180 градусов.
  3. У прямоугольника (у квадрата) точка пересечения диагоналей является центром описанной окружности.
  4. Диагонали ромба равны. (Ложное утверждение).

Карточка 2.

  1. Квадрат является ромбом.
  2. Диагонали прямоугольника являются биссектрисами его углов. (Ложное утверждение).
  3. Все углы ромба равны. (Ложное утверждение).
  4. Диагонали квадрата пересекаются под прямым углом.

3 группа. На доску вынесены изображения фигур.

Определить фигуры (написать их номер и название), у которых стороны:

  1. параллельны и равны;
  2. противолежащие углы равны, все стороны равны;
  3. все стороны и углы равны;
  4. все углы равны;
  5. пересекающиеся диагонали равны.

Проверка результатов групповых работ (2-я и 3-я группы).

3. В это время один из учеников чертит квадрат с указанием всех свойств квадрата.

 4. Учитель: Ребята, сформулируйте и запишите в тетради 4 определения квадрата, используя предложения, содержащие причастие или причастный оборот, в качестве опорных слов в составленных вами предложениях вы можете использовать следующие термины: четырехугольник, параллелограмм, ромб, прямоугольник.

После выполнения этого задания на доску выносятся наиболее удачные определения. К предложениям составляются схемы и объясняются знаки препинания в предложениях с причастными оборотами

5. Геометрическая эстафета, включающая 12 задач (по 4 на 1 ряд) разного уровня сложности.

I ряд.

Задание 1. Один из углов параллелограмма равен 80 градусов. Найдите все остальные углы.

Задание 2. Два угла параллелограмма относятся как 5:4. Найдите меньший угол.

Задание 3. Диагонали ромба ABCD пересекаются в точке О, больший угол ромба равен 110 градусов. Найдите углы треугольника COD.

Задание 4. Биссектриса угла А прямоугольника ABCD делит сторону ВС на отрезки ВМ = 3 см и МС = 5 см. Найдите периметр прямоугольника.

II ряд.

Задание 1. Один из углов параллелограмма равен 125 градусов. Найдите все остальные углы.

Задание 2. Один из углов параллелограмма в 2 раза больше другого. Найдите больший угол.

Задание 3. Диагонали ромба MNPK пересекаются в точке О. Меньший угол ромба равен 70 градусов. Найдите углы треугольника NOP.

Задание 4. Биссектриса угла M прямоугольника MNPK делит сторону NP на отрезки NA = 4 см и АР = 5 см. Найдите периметр прямоугольника.

III ряд.

Задание 1. Один из углов параллелограмма равен 75 градусов. Найдите остальные углы.

Задание 2. Один из углов параллелограмма на 20 градусов меньше другого. Найдите меньший угол.

Задание 3. Диагонали ромба JQRO пересекаются в точке Р. Больший угол ромба равен 128 градусам. Найдите углы треугольника JQP.

Задание 4. Биссектриса угла О прямоугольника ORQZ делит сторону PQ на отрезки RB = BQ = 4 см. Найдите периметр прямоугольника.

Программированный контроль (1 задача – 1 балл).

6. Задание. Учащимся предложено вспомнить название фигуры, о которой не упоминалось на уроке, но которая также относится к четырехугольникам (трапеция). Сформулировать определение, указать виды и перечислить свойства.

4. Этап обобщения и систематизации знаний.

1. Составление генеалогического дерева четырехугольников. На магнитной доске расположены шаблоны с названиями геометрических фигур. Учащиеся в тетрадях чертят свои варианты генеалогического дерева. Первые три способа расположения фигур выносятся учащимися на доску, класс определяет наиболее удачный вариант выполнения задания.

Вывод делают сами ученики.

5. Подведение итогов урока.

Учитель делает фронтальный обзор основных этапов урока. Оценивается работа учащихся с использованием карточек личного учета.

6. Информация о домашнем задании.

Домашнее задание дифференцированное:

Если учащиеся получили оценку

  • 5, выполняют задания 1-3;
  • 4, выполняют задания 1-3;
  • 3-2, выполняют задание 1-2.

Задание 1. Начертите на листе (формат А 4) генеалогическое дерево с описанием свойств и признаков всех фигур.

Задание 2. Напишите определение фигуры в виде предложения, содержащего причастие или причастный оборот. Сделать синтаксический разбор данного предложения и морфологический разбор причастия из него.

Задание 3. № 58 (с.100).