Мониторинг уровня знаний по физике как элемент системы менеджмента качества Новоуренгойского техникума газовой промышленности

Разделы: Физика


Мониторинг качества подготовки специалиста – это система организации, сбора, хранения, отработки, распространения информации о целях, содержании, процессе, условиях и результатах подготовки специалистов в ССУЗе.

Статья 43 Конституции Российской Федерации и Закон РФ “Об образовании” гарантируют право граждан на образование. Средством претворения этого права в жизнь является предоставление образовательных услуг учебными заведениями. Каждое учреждение профессионального образования выполняет заказ общества и потребителей на подготовку кадров в соответствии с нормативными и законодательными требованиями.

Рост конкуренции, влияние рынка труда и требований работодателей, заинтересованность самих студентов в качественном образовании и получении хороших знаний, умений и навыков повышают ответственность образовательных учреждений за качество образовательных услуг. В Европе последнее десятилетие проводится последовательная работа по созданию общеевропейской системы образования в рамках Болонского процесса. Фундаментом создания единого образовательного пространства, согласно Болонской декларации, является качество образования.

В июне 2004 года экспертами Ассоциации по сертификации “Русский регистр” (г. Москва) была проведена сертификационная проверка системы менеджмента качества (СМК) и выдан сертификат соответствия международным стандартам ИСО 9001:2000 Негосударственному образовательному учреждению среднего профессионального образования “Новоуренгойский техникум газовой промышленности” ОАО “Газпром”.

Новоуренгойский техникум газовой промышленности обеспечивает профессиональную подготовку специалистов для нефтегазовой отрасли. Педагогический коллектив, готовя специалистов для одной из самых развитых в наше время отраслей промышленности, в своей работе соблюдает основной принцип менеджмента качества - ориентация на потребителя, изучение, прогнозирование его запросов и стремление превзойти его ожидания. Выпускники должны быть знающими, грамотными, готовыми использовать теоретические знания в будущей профессиональной деятельности. Большую роль в повышении качества образования студентов техникума играет мониторинг как элемент СМК.

Одной из важнейших составляющих процесса “Измерение, анализ и улучшение” СМК является мониторинг и измерение характеристик образовательной услуги. С целью обеспечения выработки единых требований к организации, планированию, методическому обеспечению непрерывного мониторинга качества подготовки выпускников по всем циклам дисциплин учебного плана утверждено и действует “Положение о системе контроля качества подготовки выпускников Новоуренгойского техникума газовой промышленности”. Основными этапами системы контроля качества подготовки являются:

  • анализ результатов вступительных испытаний;
  • контроль остаточных знаний;
  • промежуточная аттестация;
  • итоговая аттестация;
  • выборочный контроль уровня знаний.

Новоуренгойский техникум газовой промышленности - это учебное заведение технического профиля, физика является одним из профилирующих предметов. В ее учебной программе содержится необходимый комплекс фундаментальных законов и теорий, заложены основы для изучения таких спецдисциплин, как “Теоретические основы электротехники”, “Электротехнические материалы”, “Электрические машины”, “Техническая механика” и т.д.

Проследим, как осуществляется система мониторинга знаний на примере дисциплины физика. Опыт работы показал, что для более качественного отслеживания результатов изучения физики, целесообразно использовать следующие этапы мониторинга:

  1. входной контроль;
  2. текущий контроль;
  3. тематический контроль;
  4. промежуточная аттестация;
  5. контроль остаточных знаний.

Так как вступительного экзамена по физике нет, на первом занятии проводится входной контроль с целью выявления уровня подготовленности первокурсников. Он проходит в форме тестирования. Тесты содержат упражнения и вопросы школьного курса физики, где из предложенных вариантов ответов нужно выбрать верный, например:

  • Укажите закон Гука:

1. ; 2.; 3.=.

  • В каких единицах измеряется энергия:
1. Н; 2. Дж; 3. Па.

В 2004 – 2005 учебном году входной контроль выявил низкий уровень знаний первокурсников: успеваемость 44,5%, качество 13,7%. В связи с этим был составлен план коррекции знаний для каждого слабо успевающего студента. Коррекционная работа проходила поэтапно: от повторения основных дидактических единиц и решения задач по образцу до составления схем и таблиц, систематизирующих теоретический материал, решения вариативных задач и упражнений.

Проведение текущего контроля позволяет оперативно на каждом занятии выявить пробелы и неточности в знаниях изучаемого материала, внести соответствующую коррекцию в полноту и уровень их усвоения, предупредить непонимание определенных дидактических единиц. Оперативный контроль проводится в форме устного или письменного опроса студентов, программированного контроля, терминологических диктантов, визуального контроля за самостоятельной работой студентов, тестирования, воспроизведения опорных конспектов по теме, взаимопроверки в мини-группах. Можно использовать эти виды деятельности комплексно.

Тематический контроль завершает измерительный процесс уровня знаний по теме. На итоговом контрольно - обобщающем занятии систематизируются знания по изученной теме, выявляется уровень обученности каждого студента. Тематический контроль возможен в различных формах: зачет, тестирование, самостоятельная работа, защита творческого задания. Можно провести занятия нетрадиционно: в форме круглого стола, деловой игры, конференции. Так, изучение темы “Физика атома и атомного ядра” заканчивается итоговым занятием в форме ток-шоу “Атомная энергия и жизнь человека”. При подготовке студентам предлагается объединиться в группы, каждая из которых готовит один из трех вопросов:

  1. Радиоактивный фон. Предельно допустимые дозы;
  2. Атомные электростанции – польза и вред;
  3. Источники ионизирующих излучение в газодобывающей отрасли.

Группы могут представлять своих лидеров – экспертов по вопросу, остальные студенты выступают в роли сторонников и оппонентов. Ведущий ток-шоу (преподаватель) старается построить дискуссию таким образом, чтобы к обсуждению этих вопросов были привлечены все студенты.

Такая форма позволяет провести обсуждение живо, интересно, не только повторить и закрепить материал, но и выявить степень усвоения темы, а также рассмотреть его в преломлении к получаемой профессии.

Промежуточная аттестация предусмотрена 2 раза в год: в январе и июне. Проводится она в форме экзамена (устного с практической частью) или в форме зачета, в зависимости от специальности профессиональной подготовки. В 2004-2005 учебном году промежуточная аттестация показала следующую динамику: в I семестре по дисциплине физика успеваемость составила 92,6%, качество 45,6%, во II семестре 98,6% и 65,7% соответственно. Несомненно, огромную роль в таком улучшении качественных характеристик образовательного процесса сыграло стремление обеспечить качество знаний студентов и введение в учебный процесс мониторинга как элемента СМК.

После летних каникул второкурсники, приступившие к изучению общепрофессиональных и специальных дисциплин, тестируются с целью выявления уровня остаточных знаний, в т. ч. по физике. Срезовые работы предусматривают решение задач и упражнений, ответы на вопросы по всем разделам курса физики, изучаемым на первом курсе. Тестовые задания содержат упражнения и вопросы из “Обязательных результатов обучения по физике ”, рекомендованных научно-методическим центром профессионального образования.

В сентябре 2005 года уровень остаточных знаний студентов был следующим: успеваемость 96,2%, качество знаний 61,7%. Это говорит о том, что курс физики усвоен, и уровень знаний соответствует критическим показателям СМК, согласно которым следует стремиться к таким показателям: успеваемость 90%, качество 50%. Большое значение в достижении таких показателей сыграл весь комплекс мероприятий, проведенный в рамках системы мониторинга уровня знаний.

Важность контроля за уровнем знаний студентов верно определена доктором педагогических наук А. И. Китовым, который говорит, что “контроль, если он построен умело, порождает у исполнителей более сильное побуждение к учебному труду”.