Роль УМК в проектировании учебного процесса в ССУЗ

Разделы: Математика, Общепедагогические технологии


В эпоху информационной насыщенности проблемы компоновки знания и оперативного его использования приобретают колоссальную значимость. С этой целью рассматриваются всевозможные типы моделей представления знаний в “сжатом”, то есть компактном, удобном для использования виде. Технологическое “сжатие” учебной информации может быть достигнуто различными методическими приемами

Совокупность всех учебно-методических документов, в которых дается системное описание будущего учебно-воспитательного процесса, называют учебно-методическим комплексом (сокращенно УМК).

УМК - это проект будущего учебного процесса и, чем лучше выполнен проект, тем больше вероятность, что при его реализации на практике цели будут успешно достигнуты. Совершенствование УМК и учебного процесса - это не разовое мероприятие, а постоянная деятельность педагогов по учету накапливаемых педагогической наукой знаний о закономерностях обучения, а также данных практического педагогического опыта, проверяющего эффективность имеющихся УМК на практике.

В частности, в УМК могут входить:

  • рабочая учебная программа;
  • график самостоятельной работы студентов;
  • методические указания по основным видам учебных занятий, проводимым на занятиях;
  • комплекты учебников или учебных пособий для каждого блока;
  • комплекты раздаточных материалов для организации учебного процесса на занятиях в ССУЗ;
  • тестовые задания, задания для исследовательской и проектной деятельности;
  • комплекты материалов для домашней (самостоятельной) работы студентов;
  • рекомендации по организации и проведению самостоятельной работы, в том числе и домашней, работе студентов;
  • образцы оформления самостоятельной работы студентов;
  • карта обеспеченности студентов учебной литературой по дисциплине.

Таким образом, УМК является комплексной информационной моделью педагогической системы

Рассмотрим, как на основании анализа содержания обучения по теме : Нумерация чисел “ можно разработать учебно-методический комплекс документов.

Требования к знаниям и умениям студентов по теме:

Студент должен знать Студент должен уметь
• задачи изучения и содержание темы “Нумерация” по концентрам, основные виды упражнений, способствующих усвоению учащимися:

– способов установления взаимно однозначного соответствия между элементами различных предметных совокупностей;
– принципа построения натурального ряда чисел;
– состава числа в пределах 10;
– чтения и запись чисел (по концентрам);
– новых счетных единиц;
– разрядного состава числа (по концентрам);
– соотношения между разрядными единицами;
– поместного значения цифр.

• проанализировать программу по математике для начальных классов, выделяя вопросы, связанные с изучением темы;

• проводить беседы, в частности по иллюстрации учебника;

• целенаправленно применять основные виды упражнений, подбирать дидактические игры, способствующие усвоению материала;

• применять различные виды, формы и методы проверки усвоения знаний, умений и навыков по теме, подбирать проверочные задания, адекватные целям проверки, составлять проверочные самостоятельные работы;

• целенаправленно принять наглядные средства обучения на различных его этапах (изучение нового материала, закрепление, обобщение, повторение).

Тема 1.1. Задачи изучения темы “Свойства предметов”, “Геометрические фигуры”.

Методика обучения выделению предметов, обладающих указанными свойствами, сравнению предметов по их взаимному расположению, по размерам. Обучение сравнению групп предметов через составление пар. Формирование представлений о некоторых геометрических фигурах. Организация деятельности учащихся в дочисловой период.

Показательный урок по теме “Игровые упражнения на уроках математики в дочисловой период”

Практическая работа по теме: “Разработка одного из уроков дочислового периода”

Тема.1.2. Ознакомление учащихся с названиями, последовательностью обозначением чисел в пределах первого десятка. Обучение счету предметов. Ознакомление учащихся с количественными и порядковым значением числа, с использованием числа при измерении величин. Обучение записи чисел. Обучение сравнению чисел. Особенности ознакомления учащихся с числом и цифрой нуль.

Развитие представлений учащихся о числе в ходе изучения действий над числами.

Тема 1.3. Методика изучения нумерации чисел по концентрам.

Показательный урок по теме “Нумерация многозначных чисел”.

Практическая работа по теме “Разработка фрагмента урока по формированию числа в концентре “Десяток”

Методика обучения математике в дочисловой период. Методика формирования понятия натурального числа и числа нуль у младших школьников и изучение нумерации целых неотрицательных чисел    
Задачи изучения темы “Свойства предметов”, “Геометрические фигуры”.

Методика обучения выделению предметов, обладающих указанными свойствами, сравнению предметов по их взаимному расположению, по размерам. Обучение сравнению групп предметов через составление пар. Формирование представлений о некоторых геометрических фигурах. Организация деятельности учащихся в дочисловой период.

Показательный урок по теме “Игровые упражнения на уроках математики в дочисловой период”

Практическая работа по теме: Разработка одного из уроков дочислового периода”

4

1см

Методика изучения чисел первого десятка: Ознакомление учащихся с названиями, последовательностью обозначением чисел в пределах первого десятка. Обучение счету предметов. Ознакомление учащихся с количественными и порядковым значением числа, с использованием числа при измерении величин. Обучение записи чисел. Обучение сравнению чисел. Особенности ознакомления учащихся с числом и цифрой нуль.

Развитие представлений учащихся о числе в ходе изучения действий над числами.

2

 
Изучение устной и письменной нумерации в пределах сотни

2

 
Изучение устной и письменной нумерации в пределах тысячи

2

 
Изучение нумерации многозначных чисел

2

 
Просмотр и обсуждение показательного урока “Нумерация многозначных чисел Практическая работа по теме “Разработка фрагмента урока по формированию числа в концентре “Десяток”

4

1см

 

I. Модульная карта изучения темы “Нумерация чисел” (16 ч).

1. Учебная цель: Создать условия для осознания студентами:

• концепции современного математического образования и его основных принципов;

• задач изучения и содержания темы “Нумерация” по концентрам;

• для формирования знаний основных видов упражнений, способствующих усвоению учащимися;

• способов установления взаимно однозначного соответствия между элементами;

• различных предметных совокупностей.

- принципа построения натурального ряда чисел
- состава числа в пределах 10
- чтения и записи чисел (по концентрам)
- новых счетных единиц
- разрядного состава числа (по концентрам)
- соотношения между разрядными единицами
- поместного значения цифр

2. Цели студента:

• знать концепции современного общего математического образования и его основных принципов;

• знать содержание всех компонентов методической системы обучения математике в их современной трактовке;

• изучить содержание темы “Нумерация” по концентрам, знать задачи изучения темы, основные понятия темы; виды упражнений, способствующих усвоению основных понятий темы.

II. Блок информации: учебники и методические пособия, имеющиеся в кабинете методики математики
  1. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах. – М., 1984.- 45 шт.
  2. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах. – М., Academa, 1999.- 45 шт.
  3. Зятькова Т.Г. “Методика изучения нумерации чисел”. Методическое пособие для студентов, Воронеж, ЦНТИ, 2000г – 45 шт.
  4. Стабильные учебники по математике для начальной школы.

Дополнительная литература

  1. Александрова Э.И. Математика 1, 2 часть. - М.: “Конец века”, 1995. – 15 шт.
  2. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. - М., 1994.-3 шт.
  3. Зятькова Т.Г. “Использование дидактических игр на уроках математики в начальной школе”. – ж. “Начальная школа”, №8, 1998.- 2 шт.
  4. Леонтьев А.А. Что такое деятельностный подход в образовании? // Начальная школа: плюс-минус. — 2001. — №1. - 2 шт.
  5. Методика начального обучения математике. Под ред. А.А. Столяра, В.Л. Дрозда. — Мн.: Вышэйшая школа. — 1989. - 30 шт.
  6. Моро М.И., Пышкало А.М. Методика обучения математике в 1-3 классах. – М., 1978. и др- 3 шт.
III. План изучения темы. (Фрагмент)
Ур. № 5–6 “Нумерация чисел в пределах 10”

Задания для всех:

Учеб. пособие [1] с. 57-63
Учеб. пособие [2] с. 21-28, 36-37
Мет. пособие[3] с.10-16

Исследовательские задания

Пронаблюдать процесс усвоения темы “Нумерация” в концентре “Десяток” у нескольких учеников с различным уровнем начальной подготовки. Для этой цели:

а) продумать и провести индивидуальные беседы с учениками (выяснить умения: 1) читать и записывать числа, называть последовательность чисел в натуральном ряду; 2) устанавливать взаимно-однозначное соответствие между предметами двух совокупностей; 3) считать предметы, определять состав чисел); зафиксировать в протоколах результаты индивидуальных бесед и на основе их анализа выбрать учащихся для наблюдения;

б) фиксировать результаты выполнения этими учащимися работ, которые проводятся в классе при изучении темы (с анализом ошибок);

в) фиксировать индивидуальную работу со школьниками в случае возникших трудностей (протоколы индивидуальных занятий);

г) провести проверочную работу, позволяющую констатировать усвоение детьми знаний, умений и навыков по изученной теме; проанализировать результаты, сделать выводы.

Промежуточный контроль: самостоятельная работа №1

Видеоматериалы

Кассета 2. “Формирование навыков счета и представлений о количественном и порядковом числе” (уроки ведут А.В. Остроумова и Микулина Г.Г.)

Кассета 7. “Возможности использования калькулятора как средства организации активной познавательной деятельности” (фрагменты уроков в 1, 2, 3 классах) (уроки ведет Н.Б. Истомина)

Приспособления и модели по теме

п/п Название Количество
1 Палочки счетные демонстрационные Комплект
2 Счеты ученические 30
3 Счеты демонстрационные с разметкой разрядов и классов 5
4 Мячики 2
5 Метр учебный с делениями 10
6 Набор геометрических фигур 15

Таблицы по теме

Название Курс Количество пособий
Число и цифра 1 3 5
Число и цифра 2 3 5
Число и цифра 3 3 5
Число 10 3 3
Числовая лесенка 3 5
Таблица разрядов и классов 3 5

Памятка

Знакомство с каждым новым числом в концентре “ДЕСЯТОК” проходит обычно по следующему плану:

1. Повторение пройденного;
2. Образование нового числа;
3. Сравнение нового числа с ранее изученным; место числа в натуральном ряду;
4. Состав нового числа;
5. Знакомство с цифрой и её записью.

Тренажеры

1. Проанализируйте тему “Числа от 1 до 10” в учебнике М1М с точки зрения тех математических понятий, которые в ней использованы. Выпишите упражнения, в процессе выполнения которых дети усваивают принципы построения натурального ряда чисел

2. Проанализируйте различные учебники математики для начальных классов и ответьте на вопрос: “Как построено изучение понятия “отрезок натурального ряда чисел” в этих учебниках?”

Задания для групповой работы

3. Найдите в учебнике М1И различные виды учебных заданий, которые можно предложить детям для усвоения отношений “больше”, “меньше”, “равно” между однозначными числами. Составьте сами различные задания, которые можно использовать с этой же целью.

4. Найдите в учебнике М1И страницу, на которой дети знакомятся с числом и цифрой 0. Какие методические приемы использованы в учебнике?

Пример задания к вариантам контрольной работы

Методические указания. Познакомьтесь с рекомендованной литературой и составьте фрагмент урока по изучению нового материала с учетом трех основных этапов:

  • подготовка к изложению новой темы,
  • изучение темы
  • закрепление ее.

Конспект необходимо оформить по следующей схеме:

Класс.
Тема урока.
Цель урока.

Этап урока

Дидактическая задача

Деятельность учителя

Деятельность детей

Методы обучения

Средства обучения

Формы обучения

             

Числа от 1 до 10 (1,2) и т.д.(далее идет список вопросов)

Вопросы и задания для самоконтроля по теме “Нумерация чисел”
(фрагмент)

Дочисловой период

1. Почему изучению чисел в пределах десяти предшествует дочисловой (подготовительный) этап? Какие методические задачи должны решаться на этом этапе?

2. Опишите содержание какой-либо системы упражнений, предлагаемой учащимся на подготовительном этапе. И т.д.

Образец самостоятельной работы
“Организация деятельности детей при подготовке
их к изучению новых понятий и способов действий”

Цель работы: научить студентов целенаправленно организовывать деятельность учащихся на этапе подготовки к изучению нового материала.

Теоретическая справка

При подготовке учащихся к изучению нового материала необходимо организовать целенаправленное повторение тех знаний, умений и навыков, которые школьники могут непосредственно использовать при усвоении новых понятий и способов действий.

Для этого учитель должен уметь:

1) устанавливать связь нового материала с ранее изученными вопросами, т. е. выделять те знания, умения, навыки, на которые ученику могут опираться при изучении нового содержания;

2) подбирать или самостоятельно составлять различные учебные задания, выполнение которых будет способствовать актуализации этих знаний, умений и навыков;

3) использовать различные способы организации деятельности учащихся для выполнения этих заданий: устную фронтальную работу, письменную самостоятельную работу, математический диктант, проверку домашнего задания, практическую работу, дидактические игры и игровые ситуации, самостоятельное повторение правил по учебнику, индивидуальный опрос учащихся и т. д.

Для формирования названных умений целесообразно провести четыре самостоятельных работы, каждая из которых связана с определенным вопросом содержания темы “Нумерация чисел”

Организация самостоятельной работы

1. Каждый студент получает задание по теме самостоятельной работы, связанное с определенным вопросом содержания курса математики начальных классов. (Одно задание может быть предложено нескольким студентам.)

2. Студенты выделяют те знания, умения и навыки, которые необходимо повторить с учащимися при подготовке их к изучению конкретного вопроса, подбирают или составляют сами учебные задания и продумывают различные способы организации деятельности школьников для их выполнения. При этом они используют лекции, материалы практических занятий, учебники по математике для начальных классов, изучают рекомендуемую литературу, а также образцы оформления самостоятельных работ, приведенные в данном пособии.

3. При оценке результатов выполнения самостоятельных работ следует руководствоваться следующими критериями:

а) полнота выделенных знаний, умений и навыков, которые необходимо актуализировать при подготовке учащихся к изучению данного вопроса;

б) аргументация соответствия учебных заданий, выделенным знаниям, умениям и навыкам;

в) разнообразие способов организации деятельности школьников для выполнения различных учебных заданий;

г) степень самостоятельности студентов при составлении учебных заданий и выборе способов организации деятельности учащихся (в сравнении с образцом выполнения самостоятельной работы)

Ориентируясь на эти критерии, можно организовать:

а) фронтальное обсуждение выполненных работ;

6) индивидуальные беседы преподавателя с каждым студентом;

в) взаимное рецензирование работ студентами;

г) проверку самостоятельной работы преподавателем.

Мы ориентируем студентов на то, чтобы они оформляли самостоятельные работы письменно и хранили их в специальной папке, так как этими материалами они смогут воспользоваться в своей дальнейшей практической деятельности.

Тема: Подготовка учащихся к изучению вопросов нумерации:

1) каждого нового числа в пределах 10;

2) чисел: а) 11–20; 21–100;

3) трехзначных чисел;

4) многозначных чисел (понятие “класс”).

Образец оформления самостоятельной работы
(на примере изучения двузначных чисел)

Подготовка учащихся к изучению трехзначных чисел

При рассмотрении данного вопроса необходимо актуализировать:

- знания: разрядного состава двузначного числа (единицы, десятки), понятия “цифра”, соотношений разрядных единиц (10 ед. = 1 дес.);

- умения: записать двузначное число в виде суммы разрядных слагаемых; пояснить значение каждой цифры в двузначном числе; записать из данных цифр различные двузначные числа, назвать их;

- навыки: записи любого однозначного и двузначного числа, а также следующего за ним и предшествующего ему.

Для этой цели можно использовать различные приемы организации деятельности школьников.

Устные упражнения

1. Прочитай числа, записанные на доске: 21, 35, 72. 44, 81, 95.

2. Назови состав каждого числа.

3. Сколько всего цифр потребовалось для записи? Сколько различных цифр?

4. Назови соседей каждого числа и т.д.

Письменная самостоятельная работа

1. Реши примеры и запиши ответ:

39+1    60-1     99-1

50-1     89+1    99+1
и т.д.

Математический диктант

Под диктовку записываются следующие числа: 37, 73, 77, 98, 89, 40, 90,…

Проверка домашней работы

Домашнее задание следует подобрать из учебника или составить самостоятельно таким образом, чтобы оно помогло ученикам повторить знания, умения и навыки, необходимые им для изучения новой темы.

Содержание домашнего задания (см. [4],  № 792, с. 182):

75 : 7 =      46 : 8 =      71 : 8 =

85 : 8 -       51 : 7 =      36 : 5 =

64 : 7 =      39 : 6 =       83 : 9 -

При его проверке учителем могут быть заданы следующие вопросы:

- Прочитай делимые, которые содержат 3 дес., 8 дес., 7 дес.

- Прочитай делимые, в записи которых есть цифра 4 (3).

- Что она обозначает в каждом числе?

- Есть ли в данном задании числа, содержащие 7 дес, которые делятся, на 7 без остатка? (Нет.)

- Назови такие числа. (7, 77.)

Дидактическая игра

“Назови число”. Один ученик называет число, другой должен быстро назвать число, большее данного. Выигрывает та команда, которая меньше сделает ошибок. Учитель должен внимательно следить за тем, чтобы учащиеся последовательно вызывались из каждой команды.

Карточки для индивидуального опроса учащихся

Наверху карточки записано число: , а под ним даны вопросы, на которые ученик должен письменно или устно ответить:

1. Прочитай число.

2. Назови число единиц каждого разряда.

И т.д.

Самостоятельное повторение правил по учебнику

Используя данный прием, учитель должен иметь в виду не только словесную формулировку правил, но и различные иллюстрации, в которых могут найти отражение те или иные отношения или способы действий. Например, иллюстрация, данная в учебниках (см. [4], с. 185), отражает соотношение разрядных единиц, которое учащиеся могут выразить в следующем правиле: “10 ед. = 1 дес.; 10 дес. = 1 сотне”

В связи с этим им можно предложить такое задание: “Рассмотри иллюстрацию на с. 185. Что означает рисунок в первом ряду? Во втором ряду?”

Практическая работа

Для ее проведения можно использовать различные дидактические материалы. Например, для повторения разрядного состава числа можно провести практическую работу с палочками и с пучками палочек. Учитель называет число 21, учащиеся выкладывают 2 пучка и одну палочку, или наоборот, учитель выкладывает 3 пучка и 2 палочки, а ученики записывают число 32. Такую работу следует проводить с теми учащимися, которые испытывают затруднения в записи числа в виде суммы разрядных слагаемых. Эти ученики требуют специального внимания и лучше такие занятия проводить с ними индивидуально.

Таким образом, УМК является комплексной информационной моделью педагогической системы, ее эскизом.