Обобщающий урок по теме: "Прощание с ботаникой"

Разделы: Биология


Цели урока: в игровой форме повторить основной материал по курсу биологии “Растения, грибы, лишайники, бактерии”.

Оборудование: гербарные экземпляры, фотографии растений, муляжи.

Действующие лица:

  • Старичок-лесовичок,
  • Петрушка,
  • доктор Айболит,
  • почтальон Печкин,
  • Звездосчет,
  • доктор Цветочных наук Чашелистиков,
  • Незнайка,
  • царица Ботаника.

На фоне музыки звучат стихи:

Посмотри, мой юный друг!
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Гром, туманы и роса,
Человек и время года –
Это все вокруг природа!
Есть одна планета
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц, скликая перелетных,
Лишь на ней увидишь
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут,
В речку смотрят удивительно,
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету.

Учитель: Ребята! Первый этап изучения биологии нами пройден. Это предмет “Ботаника”.

Выходит Ботаника.

Ботаника: Сегодня по Указу Повелительницы Флоры – богини растений, Деметры – богини цветов – День растений, а посему разрешается:

  • иметь эмблему своего любимого растения;
  • говорить комплименты и быть любезными;
  • быть остроумными и эрудированными;
  • восторгаться растениями.

– Ожидается у нас сегодня много гостей. А вот и первый.

Входит Старичок-лесовичок.

Старичок-лесовичок: Здравствуйте детишки! Здравствуйте ребятишки! Знаете ли вы тайны лесные, любите ли вы лес – нашего зеленого друга?

– Вот гербарные экземпляры наших растений. Назовите их.
– Под соснами в лесу можно увидеть молодые елочки, а под елями сосенки никогда не увидишь. Почему? (Ель теневынослива, а сосна – светолюбива)
– А теперь мы отправляемся с вами в лес по грибы, по ягоды. (Решение кроссвордов.)
– В какое время суток лучше отправляться за грибами? (С рассветом, когда гриб самый крепкий)
– Почему погибает лес, если вырубают старые дуплистые деревья? (Т.к. улетают птицы и летучие мыши, поедающие вредных насекомых)
– Почему в наших лесах довольно много лишайников? (Потому что воздух у нас чистый)

На фоне музыки и видеозаписи природы Оймяконья.

Цветы, как люди
На добро щедры,
И щедро людям
Нежность отдавая.
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие, яркие костры.

Ботаника: Цветы – сама жизнь. Они сопровождают человека от рождения до смерти. Цветы – символ любви и воспоминаний. Про то, как пришли на Землю цветы, вот что сказывают ...

Ученик: Возвращался будто бы Иван Царевич от Бабы-Яги. Доехал до большой реки, а моста нет. Махнул три раза платком – повисла над рекой дивная радуга, он и переехал по ней на другой берег. Бросилась Баба-Яга вдогонку по этому мостику, а он возьми и обломись. Рассыпалась радуга на мелкие осколки – цветочки. Одни цветы были добрые и полезные – от следов Ивана Царевича, а другие злые и ядовитые – от следов Бабы-Яги.

Легенда о цветах

Ведущий: Нет на земле ничего прекраснее и нежнее цветов – этого хрупкого и драгоценного дара природы. Нет ничего на земле поэтичнее и живописнее цветов – этой чудесной музыки, удивительной гармонии форм, линий красоты. Легенды и сказки о цветах вдохновили многих поэтов и композиторов. Поэзия и музыка, создания ими, звучат, как гимн природе, нежности, любви.
Латинское название этого цветка “галактус” происходит от греческих слов “гала” – молоко и “актус” – цветок, т.е. молочно-белый цветок. Древняя легенда гласит: когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел сильный снег, и Еве было холодно. Тогда, чтобы как-то успокоить ее и согреть, несколько снежинок превратились в цветы. Отсюда символом этого цветка стала надежда. (Подснежник)
В Англии этот цветок воспет поэтами, в сказках он служит колыбелью для малюток фей и эльфов. Его родина – Персия, оттуда он перекочевал в Турцию, а в 19 веке попал в Европу. В Голландии существовал культ этого цветка. В Амстердаме на три луковицы цветка были куплены два каменных дома. (Тюльпан)
Старинная славянская легенда рассказывает: удалого Садко любила водяная царица Волхова. Однажды в лунном сиянии увидела она своего возлюбленного в объятиях земной девушки Любавы. Отвернулась гордая царевна и пошла. Из ее прекрасных синих глаз покатились слезы, и только луна была свидетелем того, как эти чистые слезы превращаются в нежные цветы, унизанные волшебными жемчужинами. С тех пор этот цветок считается символом чистой и нежной любви. (Ландыш)

Выходит Доктор Цветочных наук Чашелистиков.

Доктор Чашелистиков: Уважаемые коллеги! Сегодня к защите по теме “Цветок: опыление и размножение” представлен ряд работ, с основными тезисами которых мне предстоит вас познакомить. Однако предварительное чтение показало, что некоторые авторы допустили досадные неточности или же высказали ошибочные суждения. Предлагаю объяснить эти тезисы и выяснить те, правильность которых вызывает сомнения. Итак, приготовьте тетради и ручки. (Читают 10 тезисов). Если правильно – ставим "+", если нет – "–".

  1. Тычинки и пестики бывают в каждом цветке. (–)
  2. Цветок – орган семенного растения. (+)
  3. Тычинки и пестики – это главные репродуктивные части цветка. (+)
  4. Огурец относится к двудомным растениям. (–)
  5. Нектар – это сладкий сок, который выделяют особые железы цветка нектарники с целью привлечения опылителей. (+)
  6. Особенно сильный запах имеют, как правило, цветки, распускающиеся в сумерки или ночью, например душистый табак. (+)
  7. Пыльца насекомых – сухая и мелкая. (–)
  8. Венчик выполняет функцию защиты пестика и тычинок. (+)
  9. Семя формируется в результате двойного оплодотворения из семенного зачатка. (+)
  10. Если цветок имеет только тычинки, его называют однодомным. (–)
  11. Роль чашечки – привлечение опылителей. (–)

Выходит Незнайка.

Незнайка: Цветы – знаете ли вы, что я тут стихи сочинил после лекций доктора наук Чашелистикова. (Читает стихи).

1. Цветок раффлезии душистой
Для радости пчелы пушистой   
Зацвел на солнечной поляне
Давайте мы туда заглянем!

2. Одинокий цветок одуванчика
Беззаботно дрожит на ветру ...

3. Во поле береза стояла
И ее пчела опыляла

4. Колокольчики мои,
Цветики! Весною
Вместе с ландышем цвели
В поле за рекою

5. Как на нашей грядке
Расцвел горошек сладкий
Мушки, пчелы налетят,
Будем урожая ждать.

6. Знают все и стар, и мал
Вкусен плод картофеля
Вырос знатный урожай!
Правда ведь, не плохо ли?

Выходит Доктор Айболит.

Доктор Айболит: Здравствуйте ребята! Как живете? Как животик? А горло не болит? Знаете ли вы лечебные травы? Известно свыше 12 000 видов лекарственных трав. С глубокой древности многие применялись в народной медицине, и недаром их называют травами жизни. Ну, а теперь вы мне расскажите:

  1. Какое растение называют корнем жизни? (Жень-шень – его корни напоминают фигуру человека; снижают утомляемость, улучшают память, повышают сопротивляемость организма)
  2. Какие растения заживляют раны? (Багульник, зверобой, чистотел, подорожник, кровохлебка, донник)
  3. Назовите деревья – целители. (Листья березы, хвоя ели, коры дуба, соцветия липы)
  4. Из какого дерева получают активированный уголь? (Из березы)
  5. Какое лекарственное, но очень ядовитое растение в переводе с латинского называется богиня смерти – красивая женщина? (Белладонна)
  6. Какие растения являются лечебными? (Горох, петрушка, капуста, картофель, огурец, перец, салат, редька, репа, тыква, морковь, тмин, укроп, фасоль, хрен, чеснок, шпинат и др.)
  7. С чем связано народное выражение “Белены объелся”? (Белена вызывает состояние сильного возбуждения, галлюцинации)
  8. О каком дереве идет речь?

Первое дело – мир освещать,
Второе дело – крик утешать,
Третье дело – больных исцелять,
Четвертое дело – чистоту соблюдать. (Береза)

Звездосчет: Здравствуйте уважаемые дамы и господа! Что год нам сей готовит? По звездам вижу – только счастье и успехи. Каждый из нас мечтает о новых подвигах и открытиях. Не хотите ли открыть новое созвездие? Давайте попробуем! (Приложение 1)

Петрушка: Ох, интересно у вас как, все по-научному. А не хотите ли поиграть, пошутить, посмеяться. Итак-играй ботаник! Вообще-то я очень люблю выращивать овощи.

У меня на грядке крокодил растет!
А в соседней речке огурец живет!
Осенью на грядке крокодил поспел!
Огурец в речушке всех лягушек съел.
Ох, боюсь, ребятки, что за этот год
Вырастет на грядке толстый бегемот.
А в соседней речке прямо на крючок
Попадает сочный, спелый кабачок!
Ох, когда ж на грядке
Будет все в порядке?

Петрушка: А теперь я хочу, чтобы вы составили цветочный алфавит.

Цветы ты каждый день встречаешь
И дома, и когда гуляешь,
В горшках, на клумбах, и полях,
И в городах, и в деревнях.

А их названий много знаешь?
Себя проверить ты готов?
Составь-ка азбуку цветов!
Начнем с тобою по порядку,

Готовь-ка ручку и тетрадку.
А – это астра, Б – барвинок,
В – ярко синий василек ...
Продолжи дальше сам дружок.

– А теперь, ребятки, давайте-ка попоем! Какие вы знаете песни о цветах?

Ребята напевают несколько строчек тех песен, где речь идет о цветах или растениях.

– А теперь поиграем. Знаете игру “Третий лишний”?

Показывает изображения растений, на которых два имеют одинаковые признаки, а третье этих признаков не имеет.

– А сейчас я вам загадаю загадки и мы отгадаем кроссворды. (Приложение 2)

Читает загадки.

Почтальон Печкин (с посылкой): Да, это я, почтальон Печкин. Вам ребята, пришла посылка. Видно долго она путешествовала, пока нашла вас. Написано “Школа № 1, ученикам, которые увлекаются растениями”. Наверное, это вам.

Передает ребятам запечатанную посылку, в которой находится письмо Робинзона Крузо с просьбой определить пищевую ценность предлагаемых муляжей плодов, семян, гербариев растений.

Выход Ботаники.

– Молодцы ребята! Очень вы меня порадовали. Хорошо вы изучили мой предмет. Желаю вам так же относится и к следующему предмету “Зоология”. А сейчас в подарок нам всем – прекрасная музыка. (Вальс цветов из произведения Чайковского к балету “Щелкунчик”)

Танец цветов.

Итоги урока. (Приложение 3, фотографии фрагментов урока.)