Открытый урок математики в 4-м классе (1–4) по системе Л.В. Занкова на тему: "Действия с именованными числами"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Продолжить изучение именованных чисел, обобщив знания полученные на более ранних этапах обучения; анализ различных способов выполнения действий с именованными числами и использование этих способов в практической деятельности; выбор рациональных способов выполнения действий и обоснования такого выбора. Различные способы их записи.
  2. Познакомить учеников со старинными измерительными приборами.
  3. Воспитание положительного отношения к учебе. Осознание своих действий и их применения в реальной жизни.

Ход урока

I. Организация класса

– Здравствуйте ребята! Какое у вас настроение?

– (Ответы детей)

– А каким вы хотите, чтобы получился у нас урок?

– (Интересным, загадочным, с хитростями и трудностями)

– А вы поможете мне провести такой урок?

– (Да, поможем)

– Что самое главное мы должны делать на уроке?

– (Думать, анализировать, обобщать, наблюдать, догадываться)

Ну-ка в сторону карандаши!
Ни костяшек, ни ручек, ни мела.
Устный счет. Мы творим это дело
Только силой ума и души.

II. Устный счет

1. Мультипликационно-математическая минутка

а) Винни-Пух был приглашен в гости к Ослику к 4 часам дня. Он вышел из дома в 3 часа, прихватив с собой горшочек меда. 15 минут он добирался до домика Пятачка, 1/6 часа уплетал за обе щеки вкуснейший мед, 10 минут рассматривал пустой горшочек, еще 12 минут советовался с мудрой Совой, и, неся необычный шнурок, 10 минут брел с друзьями к жилищу Иа. Не опоздали ли герои на праздничный обед?

б) Золушка должна была покинуть дворец в полночь, но все дворцовые часы были переведены на час назад. Во сколько часов карета станет тыквой, а наряд Золушки превратится в простое платье?

в) Бонифаций отправился на каникулы к своей бабушке 13 июня, его каникулы продлились 4 недели. Какого числа он вернулся в цирк?

г) Кот Леопольд терпел обидные выходки мышей 1 месяц 2 недели и 3 дня. На какой по счету день его терпение лопнуло?

д) Девочка Элли, храбрый Лев, мудрый Дровосек и песик Тотошка летели на воздушном шаре 1 сутки и еще 15 часов. Сколько времени они затратили на полет?

е) Незнайка сочинял стихи о своих друзьях 3 часа 17 минут. Сколько минут он занимался этой "трудной" работой?

- (Ответы детей)

2. Учитель – Назовите в порядке возрастания знакомые вам единицы измерения времени

- (Ответы детей)

Учитель – Как можно ваши знания объединить в единую таблицу?

(Дети в тетрадь записывают свои варианты).

Затем на доске появляется таблица

1 мин = 60с

1 час = 60 мин

1 сут = 24ч

1 неделя = 7 сут

1 месяц = 30 сут или 31 сут (II - 28 или 29 сут)

1 год = 12 мес = 365 или 366 сут

1 век = 100 лет

Физминутка

III. Работа над новой темой

Учитель: - Посмотрите на эти предметы. Что можете сказать? (На столе градусник, линейка метровая, часы, гиря, безмен, транспортир)

– (Ответы детей)

Учитель: - Да, это измерительные приборы. А как вы думаете, эти измерительные приборы были всегда?

Дети: - (Ответы)

Учитель: А кто из вас знает старинные измерительные приборы?

Дети: (Ответы)

Учитель. Сообщение.

Шаг – в России.

Миля – в России, Англии, США.

В рассказе Джека Лондона индеец на вопрос о том, сколько еще осталось проехать, отвечал 10 снов, 20 снов (то есть суток).

Эстонские моряки мерили расстояние – трубками (набивали табаком трубку – путь пока курится трубка).

В Японии к ногам лошади привязывали соломенный башмак – мерили лошадиными башмаками.

У многих народов мира расстояние – была стрела – дальность полета стрелы. Однако шаги, мили, стрелы, трубки – все это было для измерения расстояний на земле. Ни рост человека, ни рулон ткани шагами не измерялись. Возникла потребность в применении других единиц измерения. Это локоть – ткань отмеряли, сажень, дюйм и фут.

Прошло много лет, пока появились те единицы измерения, которые мы сейчас знаем.

1. Учитель: - Рассмотрите числа

375; 36м; 8ц; 3дм 7см; 12ч 15мин; 4м2 386см2, 12; 8кг; 1238; 14ч

- Какое задание можно выполнить? Предлагайте.

- Разделить на группы, сделать преобразования, сравнить

(Дети делят на группы в тетради, потом группы записывают у доски)

Учитель: Сравниваем, устанавливаем закономерности, объясняем признак

Варианты детей:

а)

375

36м

14ч

12

3дм 7см

12ч 15мин

8кг

1238

2 386см2

   

б)

375

36м

3дм 7см

(В записи использовать
две единицы измерения)

12

14ч

12ч 15мин

1238

2 386см2

 

 

8кг    
 

(В записи использовать
одну единицу измерения)

   

Учитель: - Следующее задание предлагайте!

Дети: - Можно заменить крупные единицы более мелкими (делают в тетради)

2. 36 м = 3600 см

14 ч = 840 мин ? 60 = 50400 сек.

8 ц = 800 кг

8 кг 300 г = 8300 г

3 дм 7 см = 37 см ? 10 = 370 мм

12 ч 15 мин = 735 мин

4 м2 386см2 = 40386см2

Дети: Можно сравнить (устно)

Учитель: - Я вас правильно поняла, что вы и сравнивать именованные числа умеете?

– Давайте проверим вместе.

3. На доске:

(Дети по одному выходят и ставят знаки сравнения)

Учитель: Где все эти знания вам могут пригодиться?

Дети: При сложении и вычитании именованных чисел

4. Действия с именованными числами

На доске:

14 ч 31 мин + 5ч 37 мин = 19 ч 68 мин = 20 ч 8 мин

3 м 9 дм 3 см – 1 м 4 дм 78 см

15 р. 26 к x 13 = 1526 x 13 = 19838 коп.

7 кг 200 г : 18 = 7200 : 18 = 400 г.

Учитель: Поставьте знак + рядом с выражениями, которые умеете выполнять.

- Какие способы вычисления знаете?

(Дети предлагают 2 способа)

- Какие действия еще не умеете выполнять?

(Ответы детей)

- Хотите научиться выполнять умножение и деление именованных чисел?

(Ответы детей)

- Какой способ решения предлагаете?

(Дети предлагают способы решения и выводят алгоритм)

Алгоритм

1. Заменю крупные единицы мелкими

2. Выполню действие

3. Заменю мелкие единицы крупными

Учитель: Какие действия вы выполняли? Где еще могут пригодиться эти знания?

Дети: При решении задач

IV. Решение задач

Задача 1 (устно). Вова пробежал дистанцию в 400 м за 1 м 25 сек. Коля за 125 сек., а Петя за 95 сек. Кто из них занял 1-е место, 2-е место, 3-е место?

Задача 2 (устно). Перемена окончилась в 10 ч 10 мин. Когда началась перемена, если она продолжалась 15 мин.

Учитель: - Ребята, а кто угадает тему урока? (Действия с именованными числами).

Учитель: - А о каких единицах измерения мы не говорили сегодня?

Дети: - Единицы скорости.

Учитель: - А какие единицы скорости вы знаете? (км/ч, м/с, км/с, км/м, м/ч).

На плакате или на доске:

Учитель: - Что можете сказать?

(Это модель задачи, можно составить задачу). Дети составляют задачу и решают ее.

Учитель: - А можно я свою вам задачу предложу?

Задача: - Кощей поспорил с бабой Ягой, что пролетит без заправки на самолете расстояние в 1000 км, если лететь будет 4 ч со скоростью 247 км/ч.

– Как вы думаете, пролетит ли без заправки?

– Ответы детей.

Итог урока: По какой теме работали? Какие трудные места встретились? Чему научились? Над чем хотели бы продолжить работу?

Учитель: - Вы сделали мне такой хороший подарок. Вы подарили мне урок! Он получился таким как вы хотели? (Ответы детей).

– Можно я вам тоже сделаю подарок? Я подарю вам очень хорошие слова, а вы запомните их.

Я показываю буквы, дети читают слова (вера, надежда, доброта, человек).