Интегрированный урок (природоведение + математика) в 4-м классе по теме "Водоемы естественные и искусственные, их значение. Решение задач"

Разделы: Начальная школа


Цель: формировать представления учащихся о водоемах и закреплять умение решать задачи изученных видов.

Задачи:

  • Познакомить с естественными и искусственными водоемами, со значением водоемов.
  • Закреплять умение выполнять действия с величинами, умение делить на круглые числа.
  • Учить работать с картой.
  • Развивать познавательный интерес, умение рассуждать, анализировать, делать выводы.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Сообщение темы, цели урока

3. Выполнение учащимися заданий обобщающего и систематизирующего характера

а) устный счет

Сегодня вы познакомитесь с природным сообществом. Как оно называется, вы узнаете, решив примеры и записав на доске рядом с ответом букву, соответствующую данному значению выражения.

90:30 М Д В О Ё
1600:100 14 5 3 16 7
350:70
160:10
560:80
14000:1000

Что такое водоём?

Какие вы знаете водоёмы?

(Работа с картой)

Что такое пруд?

б) решение задач (устно)

После чистки пруд стал на 250 см глубже. Какова была глубина пруда. Если теперь она стала 900 см.

Мост через реку находится между деревней Аксёновка и Поливаново. От Акс1новки на расстоянии 1 км 500 м, от Поливановки – 1 км 5м. К какой деревне мост ближе и на сколько метров?

В этой реке при разливе уровень воды поднимается в 2 раза. У моста глубина реки становится 4 м. Какова обычно бывает глубина реки возле моста?

в) водоёмы естественные и искусственные

Чем река отличается от пруда?

(Работа с картой)

Какие естественные водоёмы вы знаете?

Происхождение названий водоемов (топонимический словарь)

Байкал – большой водоём (монгольский язык)

Онежское – дымящееся озеро (древнефинский)

Ладога – Альгода (XIV-XVIIвв. ) – волнистая (высота волн 4-6 метров)

Каспийское – народ каспи

Работа с картой:

Какие вы знаете искусственные водоёмы? (Каналы, водохранилища)

г) значение водоемов

Чтение статьи в учебнике.

д) использование водоёмов в народном хозяйстве

Решение задач (устно).

Самоходный плавающий кран может поднимать груз 100 тонн. Сколько раз нужно нагружать кран, чтобы перенести с берега на корабль груз массой 2500 тонн?

 В трюм корабля можно положить груз до 30 тонн. А в него поместили только 17000 кг. Сколько тонн груза можно ещё поместить в трюм корабля?

е) отдых на водоёмах

Работа в тетрадях.

От города до Большого озера ребята добирались на велосипедах. Сначала они ехали 3 часа со скоростью 12 км/ч. после им осталось проехать ещё 4 км. Найдите расстояние от города до озера.

Проверка.

и) Какие самые большие, огромные естественные водоемы вы знаете? (Моря, океаны)

Самостоятельная работа (решение задачи).

Скорость подводной лодки на поверхности воды 32 км/ч, под водой – на 8 км/ч меньше. Лодка шла на поверхности воды 3 часа. Какое время понадобится, чтобы пройти это расстояние под водой?

Проверка.

3. Итог урока

Викторина “Что это?”

1. Искусственный водоем для хранения или регулирования запасов воды.

2. Часть океана – большое пространство с горько-соленой водой.

3. Искусственное русло, наполненное водой.

4. Весь водный покров Земли или его часть между материками.

5. Естественный, замкнутый в берегах большой водоем.

6. Искусственный водоем в естественном или выкопанном углублении.

7. Постоянный водный поток значительных размеров с естественным течением по руслу от истока вниз до устья.