Комбинированное занятие по теме: "Работа в сети Интернет"

Разделы: Информатика


Тип занятия: комбинированное.

Цели занятия:

Образовательные:

  • Научиться использовать ресурсы глобальной сети Интернет (поисковые системы, Web-сайты, почтовые службы).
  • Освоить способы поиска информации, используя поисковую систему.
  • Рассмотреть правила и способы пользования почтовой службой.

Воспитательные:

  • Стимулировать и формировать положительное отношение студентов к предмету.
  • Содействовать профориентации и трудовому воспитанию студентов.

Развивающие:

  • Развивать у обучающихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать и обобщать изучаемые факты.
  • Развивать познавательный интерес к дисциплине.

Обеспечение занятия: IBM PC - совместимый компьютер с установленной операционной системой Windows 2000 и выходом в Internet (через выделенную линию), раздаточный материал (Приложение 1).

Основные вопросы:

  1. Работа в сети Интернет.
  2. Поиск информации.
  3. Почта.

1. Работа в сети Интернет

1.1. Открытие броузера. Его основные элементы

На рабочем столе находим пиктограмму броузера Internet-Explorer. Запускаем программу.

Пока осуществляется загрузка первой веб-страницы, вспомним основные элементы окна программы Internet-Explorer, а также назначение основных кнопок (Назад, Вернуть, Остановить, Обновить, Домой и др.) на панели инструментов.

1.2. Загрузка страницы. Адресация в сети. Установка стартовой страницы

Вопросы на повторение:

1. Как называется первая загруженная страница? (Домашняя или стартовая).

2. Что нужно сделать, чтобы перейти на другую страницу? (Набрать ее адрес в адресной строке или перейти по ссылке, если таковая имеется).

В адресной строке броузера набираем адрес, указанный на доске (www.yandex.ru).

3. Что необходимо нажать, чтобы перейти по указанному адресу? (Enter) Нажимаем.

Начинается загрузка страницы. Чтобы убедиться в этом, смотрим на картинку в строке меню, справа. Она должна вращаться. По окончании загрузки анимация завершится. Следить за состоянием страницы можно также при помощи шкалы в строке состояния.

Главная станица поисковой системы Яндекс загрузилась.

Теперь мы можем сделать Яндекс стартовой? (Да). В верхней части окна, под адресной строкой, находим команду “Сделать Яндекс стартовой страницей”. Нажимаем на неё. Отвечаем “Да”.

Назовите другой способ, при помощи которого страницу можно установить в качестве домашней (Сервис – Свойства обозревателя).

1.3. Назначение специальных систем для работы в глобальной сети

Интернет не имеет четкой структуры, поэтому для удобства работы рекомендуется использовать специальные универсальные системы, которые облегчают поиск информации, предлагают услуги электронной почты, позволяют организовать свой досуг и т.д. Наиболее известными системами являются: Яндекс (www.yandex.ru), Rambler (www.rambler.ru), Google (www.google.ru), Апорт (www.aport.ru).

Все они имеют много общего, поэтому рассмотрим их работу на примере одной системы. Например, Яндекс.

Яндекс является универсальной системой для работы в глобальной сети Интернет (поиск, почта, новости, общение и др.). Свои ресурсы она предоставляет абсолютно бесплатно. Однако, чтобы получить возможность пользоваться всеми ресурсами, необходимо зарегистрироваться.

Яндекс обязуется обеспечить конфиденциальность информации, которую пользователь предоставляет ему в анкете регистрации. Раскрытие указанной информации возможно исключительно при наличии согласия пользователя, либо по требованию суда и соответствующих органов власти.

Примечание: Если при обращении к системе открывается другой сайт или не открывается вообще, следует проверить правильность набранного адреса.

1.4. Регистрация на Yandex.ru

Нажмите на кнопку “Заведите себе почту на Яндексе” в верхней части окна. Откроется форма, в которой пользователю предлагается зарегистрироваться. В раскрывшейся анкете на шаге 1 из 2 указываем свой логин, имя и фамилию.

Логин – это уникальное имя, которое является идентификатором пользователя на сайте.

Двух пользователей с одинаковыми логинами на одном сайте быть не может. Введите здесь свою фамилию и инициалы латинскими буквами.

Ниже следует заполнить поля “Ваше имя” и “Фамилия”. После чего нажмите кнопку “Дальше”.

Шаг 2 из 2. Указываем оставшиеся данные.

Пароль должен состоять из латинских букв или цифр, содержать не менее 4-х символов и не должен совпадать с логином.

В строке “Подтверждение пароля” набираем то же, что и в строке пароль.

Далее последовательно отвечаем на поставленные вопросы, вносим контрольные цифры, принимаем пользовательское соглашение и нажимаем кнопку “ОК”.

Последний этап не является обязательным для заполнения, но он позволит вашу работу с системой сделать интересней. Ваша задача – отвечать на поставленные вопросы. Сохраняем внесенные данные.

Зарегистрировались.

Теперь, вы являетесь полноправными пользователями системы Яндекс. Ознакомьтесь с информацией вашего паспорта. Запишите в тетрадях свои логины, пароли и адреса электронного почтового ящика. Ваши адреса имеют следующий вид: ваш логин@yandex.ru, например StepanovSS@yandex.ru

Чтобы вернуться на главную страницу Яндекса достаточно щелкнуть на имени “Яндекс” в левом верхнем углу страницы, т.е. на логотипе.

2. Поиск информации

2.1. Назначение и возможности поисковой системы Yandex

Яндекс – поисковая машина, способная по запросу пользователя найти наиболее подходящие веб-страницы в русской части Интернета. Чтобы найти информацию, достаточно набрать вопрос например, “нужны телефоны Курска и Курской области”, и будет выдан результат – список страниц, где встречаются эти слова. Независимо, в какой форме были употреблены слова в запросе, поиск учитывает все его формы по правилам русского языка. Например, нужна, нужны, нужен или идти, идет, шел, шла и т.д.

Как известно в хорошем вопросе содержится половина ответа. Чтобы находить нужную информацию в Интернете, нужно уметь правильно строить вопрос.

Советы по поиску:

Если поиск не нашел ни одного документа, следует проверить орфографию.

Если список найденных страниц слишком мал, рекомендуется использовать синонимы.

Набирать запрос лучше с маленькой буквы, заглавные следует использовать только в именах собственных.

Если один из найденных документов ближе к искомой теме, чем остальные, рекомендуется нажать на ссылку “Найти похожие документы”.

Запрос можно сделать более точным, если использовать специальные знаки. Например, чтобы исключить документы с ненужным словом, перед ним следует поставить знак минуса. И наоборот, если слово должно обязательно присутствовать, ставим + (чтобы найти цитату из Гамлета, надо задать запрос “+быть или +не быть”.

2.2. Поиск информации при помощи строки запроса.

Задание 1. Используя средства поисковой системы Яндекс, найти в глобальной сети Интернет подробную информацию об импульсном стабилизаторе постоянного напряжения. Сохранить найденный материал в виде веб-страницы. (см. Приложение 1)

Форма Яндекса для поиска имеет вид желтой полосы – это строка запроса, в которую нужно вписать интересуемый вопрос. Вписываем “импульсный стабилизатор постоянного напряжения”. Нажимаем “Найти”.

Смотрим, что получили (рассматриваем элементы окна):

Ниже поисковой формы (желтого цвета) видим статистику поиска – это число найденных документов и частота заданных в запросе слов.

Ещё ниже - результаты поиска по вебу. Для каждого документа выдается следующая информация: заголовок – ссылка на ресурс, совпавшие слова, размер, дата, электронный адрес и пр.

В нижней части документа вы увидите переходы на следующие страницы результата.

Все найденные ресурсы отсортированы по релевантности.

Релевантность - это соответствие ответа запросу.

Она включает в себя две характеристики – полноту (ничего не потеряно) и точность (не найдено ничего лишнего).

Просматриваем найденные документы.

Просматриваем найденную информацию. Щелкаем на ссылку (она окрашена синим). Пойдет загрузка найденной страницы. Проверяем, есть ли на этом сайте нужная нам информация, если нет – закрываем документ. Открываем следующий, просматриваем и т.д.

Если найденный документ удовлетворяет запросу, сохраняем его.

2.3. Сохранение найденного материала

Вспоминаем, как мы будем сохранять веб-страницу:

Файл –> Сохранить как…–> веб-страница полностью® ок

Сохраняем.

В следующем задании вам предлагается найти принципиальную схему стабилизатора постоянного напряжения, а затем сохранить ее как рисунок (см. Приложение1).

Скажите, пожалуйста, как сохранить рисунок, находящийся на веб-странице?

(Чтобы сохранить рисунок, нужно щелкнуть не нем правой кнопкой мыши и выбрать в контекстном меню “Сохранить рисунок как…”. По умолчанию рисунки сохраняются в папке “Мои рисунки”, но при желании можно задать другую папку).

Второе задание выполняем самостоятельно.

3. Почта

3.1. Понятие и назначение электронной почты

Электронная почта – один из важнейших информационных ресурсов Internet. Она является самым массовым средством электронных коммуникаций.

Любой из пользователей Internet может бесплатно получить в личное пользование почтовый ящик в сети.

3.2. Основные элементы почтового ящика

Вернемся на главную страницу Яндекса. Войдем в почту, щелкнув на ссылке “Почта” (ниже адресной строки броузера).

После регистрации на Яндексе мы получили два почтовых ящика, в которых 5 стандартных папок для работы с письмами: “Входящие”, “Отправленные”, “Удаленные”, “Рассылки+спам” и “Черновики”.

По умолчанию вся личная почта попадает в папку “Входящие”.

Письма, которые были одновременно разосланы большому числу пользователей складываются в папку “Рассылки+спам”.

В папке “Отправленные” сохраняются копии отправленных писем. По умолчанию отправляемые письма в почтовом ящике не сохраняются. Но если есть желание, то при отправке письма можно поставить галочку на опцию (чекбокс) “Сохранять копию письма при отправке” и копия сохраниться. Она находится под письмом.

Удаление писем выполняется в два этапа. Вначале следует отметить письма и нажать “Удалить”. В результате эти письма переместятся в папку “Удаленные”. Окончательно письма пропадают только после их удаления из папки “Удаленные” или при автоматической очистке через двое суток.

В папку “Черновик” можно сохранить недописанное письмо.

3.3. Создание письма

Прежде чем переходить к созданию письма, напишите на листке бумаги свой адрес и передайте его соседу сидящему справа. Теперь у каждого из вас есть адрес, на который вы будете сейчас отсылать свое сообщение. Приступаем к созданию письма.

Нажимаем на кнопку “Написать”. В появившемся окне заполняем поля: “Кому” и “Тема”.

Поле “Кому” является обязательным, здесь мы указываем электронный адрес получателя.

Поле “Тема” - необязательное, но для удобства вашего корреспондента рекомендуется его заполнять.

Если у письма есть главный получатель, а остальным письмо отсылается для ознакомления, следует написать главный адрес в поле “Кому”, а остальные - в поле “Копия”.

Поле “Скрытая” используется в случаях, когда остальные адресаты не должны видеть какой-либо адрес.

Само сообщение следует вписывать в поле ниже строки “Тема” (это большое окно с полосой прокрутки).

Вписываем текст.

Если необходимо к письму прикрепить один или несколько файлов, то следует воспользоваться кнопкой “Обзор”, расположенной ниже окна для текста письма в разделе “Присоединить файлы”.

Присоединим один из найденных на сегодняшнем занятии файл.

Выбор подтверждается кнопкой “Открыть”, после этого в окне для вложенного файла должен появиться полный путь к этому файлу.

Для отправления письма нужно нажать кнопку “Отравить”.

После отправки письма выдается сообщение “Сообщение отправлено” и предлагается указанный в письме адрес сохранить в адресной книге.

3.4.  Работа с адресной книгой

Нажимаем “Добавить в адресную книгу”. В первом поле указываем русскими буквами имя адресата, во втором поле уже будет автоматически проставлен электронный адрес. При желании можно добавить дополнительные данные, после чего нажимаем “Сохранить”

3.5. Проверка почты

Возвращаемся в главное окно своего почтового ящика и смотрим, есть ли в нем почта. Для проверки почты можно использовать кнопку “Проверить почту”.

Закрепление полученных знаний

Отправьте почтовое сообщение, текст которого предложен вам в Задании 3 (Приложение 1):

“Добрый день! По вашей просьбе мы высылаем вам письмо с двумя приложенными файлами. Первый файл содержит описание импульсного стабилизатора постоянного напряжения, второй – схему стабилизатора.

С уважением…”

Присоедините к письму оба документа, которые вы сегодня нашли и отправьте его по адресу Internet-kurs@yandex.ru (адрес проверяющего преподавателя).

Оцениваться будет:

1. Дошло ли сообщение по указанному адресу.

2. Наличие подшивок в сообщении.

3. Соответствие присоединенных файлов.

В конце занятия все студенты должны получить оценки за свои работы.