Общественный смотр знаний по теме: "Эволюционное учение". Интеллектуальная игра "Брейн-ринг"

Разделы: Биология


Задачи.

Образовательные:

  • Систематизировать и обобщить знания учащихся об основных положениях эволюционного учения;
  • Проверить качество усвоения учащимися вопросов темы.

Развивающие:

  • Развивать умение работать с научно-популярной литературой, систематизировать материал;
  • Развивать мыслительные способности учащихся в процессе решения ими проблемных вопросов и выполнения заданий об эволюции органического мира;
  • Совершенствовать умение работать в коллективе, а также умение принимать самостоятельные решения.

Воспитательные:

  • Развивать желание учиться;
  • Развивать любовь к биологии;
  • Совершенствовать умение работать самостоятельно и в коллективе.

Оборудование и вспомогательные материалы:

  • Портрет Ч.Дарвина;
  • Плакат “Эволюция – это процесс исторического развития органического мира”;
  • Карта кругосветного путешествия Ч.Дарвина;
  • Настольные лампы;
  • Аудиозапись цикла четырех оркестровых концертов “Времена года” А. Вивальди, магнитофон.
  • Высказывание Ч.Дарвина “Думаю, что все сколько-нибудь ценное, чему я научился, приобретено мною путем самообразования”.

Урок проводиться по типу интеллектуальной игры для старшеклассников “Брейн-ринг”. Подготовка к уроку начинается за неделю. Учащиеся повторяют вопросы темы, читают дополнительную литературу. Классы делятся на команды по 5 человек, выбирают капитана.

Каждая команда получает домашнее задание:

- Придумать название команды (оно должно быть связано с биологией, живыми организмами), защитить это название, придумать девиз и эмблему.

Для проведения урока приглашают жюри: классных руководителей XI классов, администрацию школы, учащихся старших классов, учителей биологии и других.

Ход игры

I. Слово учителя:

Сегодня мы проводим смотр знаний учащихся одиннадцатых классов по теме “Эволюционное учение”. Смотр проводим в виде игры “Брейн-ринг”. В игре принимают участие 6 команд по 5 человек. Проводится жеребьевка, выделяются три пары команд. Победившая в каждой паре команда участвует в розыгрыше призовых мест. Ответ на вопрос оценивается в один балл. Если ответа нет, то балл суммируется с баллом следующего вопроса. Побеждает в паре команда, набравшая первой три балла. Для обдумывания вопроса – 30 секунд. Сигналом готовности ответить служит зажженная лампа.

II. Начало игры.

1) Представление членов жюри;

2) Представление команд (название, девиз, эмблема);

3) Жеребьевка команд.

Вопросы игры:

1. Какая из форм борьбы за существование наиболее остра: внутривидовая или межвидовая? Почему вы так думаете?

Внутривидовая борьба отличается особой остротой, так как потребности организмов одного биологического вида по отношению к условиям жизни в принципе одинаковы. В межвидовой борьбе, как правило, столкновение интересов менее острое, так как многие потребности представителей разных видов не совпадают и ориентированны на иные ресурсы.

2. Докажите, что естественный отбор – это фактор, направляющий эволюционный процесс.

В процессе естественного отбора, как известно, выживают и получают преимущества при размножении наиболее приспособленные особи. Менее адаптированные организмы погибают или не участвуют в процессе размножения. Таким образом, естественный отбор не случаен, не хаотичен, а имеет вполне определенную направленность в конкретных условиях внешней среды.

3. Почему в своей книге “Происхождение видов путем естественного отбора” Ч.Дарвин уделяет большое внимание искусственному отбору?

Искусственный отбор следует рассматривать как упрощенную и хорошо известную людям модель естественного отбора, на примере которой можно было относительно легко и доступно объяснить основные закономерности и механизмы преобразования внешнего облика животных и растений, происходящего в естественных (природных) условиях.

4. В гнезде трясогузки обычно бывает 4-6 яиц, но не 2 и не 18. Объясните этот факт с позиций эволюционного учения.

Вероятно, количество яиц в гнезде, равное 4-6, оптимально для данного вида и обеспечивает его нормальное воспроизведение из поколения в поколение. Меньшее количество яиц в гнезде, видимо, привело бы к вымиранию вида в связи с естественной гибелью почти всех потомков. Высиживание 18 яиц привело бы к значительному проценту эмбриональной гибели. Если бы из всех яиц птенцы все-таки вылупились, многие из них, скорее всего, погибли бы от голода.

5. Американский орнитолог Г. Бампас зимой собрал на улицах Манхэттена 327 домовых воробьев, окоченевших от сильного мороза и метели. Воробьев подвергли биометрическому анализу и параллельно отогревали в лаборатории. Выжили только те птицы, которые приближались к средней норме (длина крыла, длина цевки, масса тела и т.д.). Объясните причину такой элиминации.

Повышенная смертность воробьев с крайними морфометрическими показателями служит примером действия стабилизирующей формы естественного отбора.

6. Изучая действие естественного отбора, русский ботаник Цингер обнаружил два подвида сорняка погремка, произрастающих на скашиваемых лугах: раннесозревающий весенний и позднесозревающий осенний. Объясните, почему у погремка возникло два подвида?

Это связано с хозяйственной деятельностью человека. В связи с разным количеством укосов и их сроками у полупаразитирующего погремка большого образовались новые подвиды.

7. Массовое применение ядохимикатов началось в 50-х годах прошлого столетия. В 1964 году было известно уже около 40 видов насекомых, устойчивых к ядам, из них 30 видов – вредители сельского хозяйства. О чем говорят данные факты? Ответ поясните.

Среди насекомых происходит естественный отбор. Быстрее приспосабливаться могут насекомые-вредители, обладающие большой плодовитостью.

8. Ч.Дарвин во время кругосветного путешествия изучил в Южной Америке жизнь полудиких коренных жителей – индейцев, вытесненных белыми колонизаторами на остров Огненная Земля. Дарвин про них пишет, что “дикари” во время любого голода сохраняют на племя хотя бы несколько своих лучших собак. О каком отборе говорится в данном случае?

Искусственном.

9. В черном ящике лежит лист травянистого растения, у которого не бывает цветов, а размножается оно спорами. Предки этого растения жили 300 миллионов лет назад и были огромными, до 40 метров, деревьями. О каком растении идет речь?

Папоротник.

10. Орнитологами установлено, что три вида славок, обитающих в одних и тех же лесах, питаются насекомыми на разных частях деревьев. Славка Блекберна кормится в верхних частях крон деревьев, каштановая древесная славка добывает пищу в середине кроны, а желтоголовая древесная славка собирает насекомых в нижних частях крон. Объясните причину различных мест кормления у близкородственных видов славок.

Между этими птицами существует конкуренция за пищу. Близкородственные и конкурирующие за пищу виды смогли выжить в процессе эволюции благодаря развитию устойчивой специализации на добывание корма в различных частях крон деревьев, что способствовало снижению межвидовой конкуренции.

11. Когда начали применять антибиотик пенициллин, он был самым надежным лекарством против крупозного воспаления легких. Но так продолжалось недолго. Теперь на бактерии, вызывающие это заболевание, не действуют даже большие дозы пенициллина. Объясните причину такого явления.

В результате естественного отбора появились микроорганизмы, устойчивые к этому лекарству.

12. При массовом отстреле хищных птиц (филинов, ястребов), истребляющих куропаток и тетеревов, последние в лесу вымирают; при уничтожении волков вымирают лоси и кабаны; в результате уничтожения в Китае воробьев, урожай риса падает. Чем это объяснить?

Эти животные регулируют численность: не дают сильно увеличиваться популяциям, истребляют больных.

13. Назовите ученого, автора теории, которая дала ответы на вопросы: о факторах эволюционного процесса и причинах приспособленности живых существ к условиям существования.

Чарльз Дарвин, эволюционная теория.

14. В 1878г. в гавани г. Плимута был построен новый мол, отгородивший акваторию порта от моря и затруднивший вынос в открытое море известковой взвеси, которую несли в гавань две впадающие в нее речки. Спустя некоторое время в популяции крабов стали встречаться преимущественно особи с узким головогрудным щитом. Крабы с широким головогрудным щитом практически все погибли. Какой фактор среды вызвал отбор крабов с узким головогрудным щитом?

Экологический фактор.

15. Чем отличается искусственный отбор от естественного?

Искусственный отбор – производит человек, формируются признаки, вредные живому организму;

Естественный отбор – в природе формируются признаки, полезные живому организму.

16. В черном ящике находится животное, которое не только видеть, но и говорить о нем неприятно. Уж очень оно докучает человеку. 240 миллионов лет назад, в каменноугольный период, растительность кишмя кишела ими. Их отпечатки на каменном угле встречаются повсюду. Это в прошлом. А сегодня эти животные живут припеваючи в наших квартирах. О каком животном идет речь?

О таракане.

17. В 1938 году у побережья Африки была поймана рыба, которую ученые считали вымершей 70-100 миллионов лет назад. Это стало биологической сенсацией века. Рыба имеет интересное строение плавников и способна передвигаться по суше при пересыхании водоемов. Ученые считают, что от этих рыб произошли земноводные. О какой древней рыбе идет речь?

О кистепёрой рыбе.

18. Несмотря на усиленную борьбу людей с крысами и домовыми мышами, они до сих пор не истреблены. Объясните, с чем это связано?

- С большой плодовитостью;

- Высокая приспособленность;

- Всеядность.

19. Многие насекомые приносят вред. Между насекомыми, растениями и врагами насекомых идет ожесточенная борьба за существование. Сейчас существуют эффективные средства для уничтожения насекомых. А почему их нельзя уничтожать? К каким последствиям в живой природе может привести уничтожение насекомых?

Нарушаются цепи питания.

20. Исчезновение любого вида растений, животных, микроорганизмов необратимо обедняет генофонд Земли. Назовите основные причины происходящего в настоящее время исчезновение видов живых организмов.

Если в прошлом полное исчезновение отдельных видов происходило из-за неумеренной охоты, то сейчас оно происходит чаще всего из-за изменения среды и разрушения мест обитания (вырубка лесов, осушение болот, строительство, загрязнение воздуха, почв, водоемов и т.п.), сокращение и ухудшение кормовой базы животных и т.п.

Блиц-вопросы.

1. Эволюционный процесс появления новых популяций, подвидов, видов.

Микроэволюция.

2. Расхождение признаков у родственных форм.

Дивергенция.

3. Внешнее сходство незащищенных животных с защищенными.

Мимикрия.

4. Возникают новые роды, семейства, отряды, классы, типы и т.д.

Макроэволюция.

5. Покровительственная окраска и форма тела.

Маскировка.

6. Группа особей одного вида, занимающая определенную территорию, способная скрещиваться и давать плодовитое потомство.

Популяция.

7. Главные движущие силы эволюции.

Борьба за существование и естественный отбор.

III. Подведение итогов.

  • Жюри объявляет команду-победительницу;
  • Поздравление победителей;
  • Члены жюри высказывают свое мнение о проведенном смотре знаний, отмечают особо отличившихся ребят из каждой команды и награждают.

Литература.

  1. Воронцов Н.Н., Сухорукова Л.Н. “Эволюция органического мира”, М., Просвещение, 1991г.
  2. Дмитриева Г.А., Суматохин С.В., Гуленков С.И., Медведева А.А., “Дидактические материалы. Биология”, М., Дрофа, 2002г.
  3. Молис С.С., Молис С.А., “Активные формы и методы обучения биологии”, М., Просвещение, 1988г.
  4. Никифорова Н.А., Салеева Л.П., “Экологические игры, викторины”, М., 1999г.
  5. Самова Л.П. “Экологические игры”, М., 1988г.
  6. Северцев А.С. “Основы теории эволюции”, М., 1987г.