Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Нескучный урок физики в 7-м классе по теме: "Диффузия"

Разделы: Преподавание физики


Диффузия.

Тип урока: комбинированный.

Цели.

  1. Формирование представления о диффузии, как о явлении
  • самопроизвольного смешивания веществ в твердом, жидком и газообразном состояниях,
  • непрерывном и хаотичном движении молекул.
  1. Формирование представления о значении диффузии.
  2. Формирование логического мышления, умений обобщать.
  3. Развитие познавательного интереса учащихся.

Демонстрации:

  1. Освежитель воздуха "Кофе", (или любой другой освежитель, на котором подписано название "Лимон", "Апельсин", "Хвойный")
  2. Диффузия аммиака. (Аммиак, фенолфталеин.)
  3. Кристаллы йода на стекле под слоем парафина.
  4. Диффузия в жидкости. (Сосуды, раствор медного купороса)
  5. Модель броуновского движения, кодоскоп для проекции.
  6. Пшено и горох.
  7. Микроскоп для наблюдения броуновского движения частиц туши в молоке.
  8. Таблицы: "Диффузия в природе", "Цементация"
  9. Шабловский “Нескучный урок”, с. 31, с.17.

Ход урока.

1. Оргмомент

  • Приветствие
  • Проверка наличия учебных принадлежностей
  • Проверка присутствующих

2. Повторение

1. У доски:

  • Строение вещества. (№49 Лукашик).
  • Молекулы. (№50 Лукашик).

2. На местах все:

Физический диктант "Веришь - не веришь"

(На столе листы с текстом физического диктанта (1-2 вариант). Школьники записывают под соответствующим номером "да", если они считают это утверждение верным, или "нет", если считают его неверным)

Вариант 1.

  1. Вещество состоит из мельчайших частиц, едва различимых невооруженным глазом. (Нет)
  2. Вещество состоит из мельчайших частиц, которые можно увидеть на экране электронного микроскопа. (Да)
  3. Объем газа при нагревании увеличивается, т. к. каждая молекула становится больше по размеру. (Нет)
  4. Атом – мельчайшая частица вещества. (Нет)
  5. В молекуле может быть более 1000 атомов. (Да)
  6. Стальной шарик при нагревании увеличивается в объеме, т. к. промежутки между молекулами становятся больше. (Да)
  7. Пленка масла, растекаясь по поверхности воды, может занять любую площадь. (Нет)
  8. Молекулы воды точно такие же, как и молекулы льда. (Да)
  9. Объем тела равен сумме объемов его молекул. (Нет)
  10. Атомы состоят из молекул. (Нет)

Вариант 2.

  1. Вещество состоит из мельчайших частиц, видимых в оптический микроскоп. (Нет)
  2. Объем тела при нагревании уменьшается. (Нет)
  3. Объем жидкости при охлаждении уменьшается, т. к. промежутки между молекулами становятся меньше. (Да)
  4. Молекула – мельчайшая частица вещества. (Да)
  5. В молекуле не может быть более 100 атомов. (Нет)
  6. Молекулы водяного пара отличаются от молекул воды. (Нет)
  7. При сжатии газа уменьшается размер молекул. (Нет)
  8. Газом из двухлитрового сосуда можно заполнить четырехлитровый сосуд. (Да)
  9. Объем тела больше суммы объемов его молекул. (Да)
  10. Атомы состоят из элементарных частиц. (Да)

3. Основной материал.

1. Диффузия:

  • в газах.

Урок начинаю с распыления освежителя; в случае, если ученик почувствовал запах, он должен встать. Таким образом, постепенно, через пару минут, встанут все учащиеся класса. Они безошибочно определят, что за освежитель был распылен.

В беседе учащиеся подводятся к выводам: жидкость, освежитель, превращается в пар; молекулы газа находятся в движении; скорость молекул газа значительна; между молекулами газов, из которых состоит воздух, имеются промежутки; вещества способны перемешиваться по причине движения молекул.

  • в жидкостях

У меня на столе в высокий стакан налиты две жидкости: снизу голубой раствор медного купороса, сверху – вода; между ними резкая граница. Если купорос и вода способны самопроизвольно смешаться, то граница между ними должна исчезнуть. Предлагаю ученикам следить за этой границей между жидкостями.

В это время демонстрирую диффузию газов на следующем опыте: к внутренним стенкам высокого цилиндрического сосуда прикрепляю смоченные фенолфталеином полоски белой бумаги. Цилиндр закрываю сверху картоном с прикрепленным к нему кусочком ваты, смоченной нашатырным спиртом. Газ аммиак диффундирует вниз. Если аммиак и воздух перемешиваются, то рано или поздно полоски бумаги окрасятся в ярко-малиновый цвет.

Предлагаю также следить за их цветом.

А в это время рассказываю об эксперименте со смешиванием твердых тел.

  • в твердых телах

Хорошо очищенные и плотно прижатые друг к другу пластины из золота и св