Игра-соревнование для 10-го класса: "Интеллектуальное казино"

Разделы: Информатика


Информатика 10-11 класс. Л.З. Шауцукова

Задачи урока:

  1. Закрепление, коррекция и контроль знаний по темам: “Системы счисления” и “Алгоритм перевода чисел”.
  2. Развитие учебно-логических умений: умения анализировать, синтезировать, сравнивать, выделять главное.
  3. Формирование и развитие коммуникативных навыков при работе в группе.

Предварительная подготовка:

На уроке “Системы счисления” учащиеся самостоятельно работают с теоретическим материалом учебника, составляют вопросы: репродуктивные, требующие дать определения понятия, определения, и вопросы-суждения, требующие установления закономерностей, взаимосвязей и др. Например, вопросы суждения могут быть сформулированы с использованием следующих клише:

  1. Как доказать, что…?
  2. Чем объяснить, что…?
  3. В каком случае…?
  4. Когда…?
  5. Каким образом?
  6. Вследствие чего…?
  7. Почему…?

К данному уроку учащиеся владеют практическими навыками перевода чисел из одной системы в другую, арифметическими операциями в позиционных системах счисления.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель:

Сегодня мы с вами находимся в интеллектуальном казино, где можно заработать деньги своим умом. Игра у нас с вами интеллектуальная и деньги - тоже интеллектуальные. Денежная единица интеллектуального казино называется “УМ”.

Вниманию учащихся предлагается денежная единица.

Приложение 1.

В каждом туре игры команда может заработать некоторое количество “УМ”. Сумма зависит от знаний всех членов команды, внимательности, активности.

2. Формирование команд.

За этот тур команда может заработать до 3 “УМ”.

Задача: классу необходимо разделиться на четыре команды по четыре человека.

Предварительно учителем готовятся 16 карточек, в которых содержится перечень цифр, принадлежащих той или иной системе счисления.

Например:

карточка 1 01, 10, 001 карточка 5 1, 5, 10
карточка 2 101, 110, 010 карточка 6 0, 10, 20
карточка 3 0001, 1000, 1001 карточка 7 100, 110, 120
карточка 4 1100, 0110, 1111 карточка 8 8, 15, 30
............................. ................................. ............................. ..................и т.д.

Все карточки перемешиваются, и каждому из учащихся предлагается вытянуть одну из них. Затем ребятам необходимо найти членов своей команды в соответствии с названием той или иной системы счисления. Команда занимает свой стол с названием позиционной системы счисления (двоичная, восьмеричная, десятичная, шестнадцатеричная).

Та команда, которая сформировалась первой и правильно получает 3 “УМ”, вторая - 2 “УМ”, третья - 1 “УМ”, последняя команда не получает очков.

Каждая команда выбирает капитана, который будет вести учёт активности и правильности ответов своих игроков, заполнять протокол игры.

Приложение 2. Протокол игры

3. I тур игры “Блиц опрос”

Команде предлагается составить карточку из 10 вопросов-суждений и простых вопросов на формулирование понятий для блиц опроса. Игроки выбирают их из числа вопросов, подготовленных ранее. Ответы на поставленные вопросы должны быть простыми. Подготовленная командой карточка с вопросами кладется в конверт и передается учителю.

Примеры вопросов:

  • Как возрастает разряд числа? (Ответ: справа на лево.);
  • В каком случае используется дополнительный код? (Ответ: если представляется отрицательное число);
  • Когда наступает переполнение разряда? (Ответ: когда величина числа становится равной или больше основания).

Учитель задает вопросы командам по очереди.

Схема опроса: вопросы первой команды задаются четвертой, четвертой команды – второй, второй – третьей, третьей команды задаются первой.

За 4 минуты команда должна ответить на максимальное количество вопросов. За каждый правильный ответ команда получает 5 “УМ”. Если цепь из 5 вопросов не прерывалась, то команда зарабатывает дополнительные 5 “УМ”.

После окончания тура, если остались вопросы, которые не были озвучены и не участвовали в игре, можно провести их розыгрыш. Зачитывается вопрос, команда, ответившая первой, получает 1 “УМ”.

4. II тур игры “Составь слово”

Учителем предлагается словосочетание “Системы счисления”.

Команды должны за 3 мин составить максимальное количество слов на пройденную тему “Информация и информационные процессы”.

Например:

Тест, истина, счет, сети, масса, лист, мысли, смысл, сила и т.д.

Затем по очереди команды называют слова. Та команда, у которой не осталось слов выбывает из игры.

  • команда, первой покинувшая игру, получает 2 “УМ”;
  • команда, второй покинувшая игру, получает 4 “УМ”;
  • команда, третьей покинувшая игру, получает 8 “УМ”;
  • оставшаяся команда получает 12 “УМ”.

5. III тур игры “Аукцион”

Каждая команда по очереди (согласно схеме) задает вопрос другой команде, предварительно оценив его (от 4-7 “УМ”). Вопрос для соперников команда выбирает сама, из числа оставшихся после перового тура, подготовленных заранее на предыдущем уроке.

На обсуждение ответа на вопрос дается 30 сек.

Если команда отвечает на вопрос, то команда, задававшая вопрос, отдает поставленную на кон сумму.

Если же команда отвечает неправильно, или не отвечает совсем, то она отдает запрошенную сумму в банк.

Если на поставленный вопрос не было получено ответа, то любая из команд может на него ответить, и получит из банка 2 “УМ”.

Ставки можно удваивать.

Если заданный вопрос был некорректным, то с команды снимается 4 “УМ”, из них 1 “УМ” - в пользу команды ответчика, а 3 “УМ” - в банк.

6. IV тур игры “Проверь себя…. ”

Командам раздаются карточки с практическим заданием. Необходимо задачи выполнить. По окончании отведенного времени решенные задачи отдают другой команде. Командам раздаются ключи к вопросам, производится проверка выполнения.

За каждую правильно решенную задачу команда зарабатывает 1 “УМ”.

Приложение 3. Задания для команд.

7. Подведение итогов

Команды подсчитывают количество заработанных “УМ”. Выстраивается рейтинг команд по количеству заработанных очков.

Каждая команда выстраивает рейтинг своих участников по количеству заработанных участником “УМ”. Капитан выставляет оценки каждому участнику.

Обсуждаются оценки между капитаном команды и учителем

Литература

1. Курс компьютерной технологии с основами информатики. Учебное пособие для старших классов. / Ефимова О., Морозов В., Угринович Н. – М.: ООО “Издательство АСТ”; ABF, 2000.

2. Информатика. Задачник-практикум в 2т. / Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. – М.: БИНОМ. Лаборатория Знаний, 2002.

3. Internet разработки.

4. Андреева Е., Фалина И. Системы счисления и компьютерная арифметика. Изд. 2-е. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002.

5. Угринович Н.Д. Преподавание курса “Информатика и информационные технологии”. Методическое пособие. М.: - Лаборатория Базовых Знаний, 2001.

6. Коляда М.Г. Учебное пособие “Информатика”- Д.: Сталкер, 1999.