Творческие мастерские и творческие практикумы на уроках изучения лирики в 5–6-х классах

Разделы: Литература


В преподавании литературы современный словесник стремится отойти от привычных форм и методов; творческому подходу способствуют и новые требования, и право учителя выбирать программу, наиболее соответствующую его духовным запросам. Именно поэтому программа под редакцией А.Г.Кутузова стала приоритетной в моей работе, помогая осуществлять процесс литературного развития школьников на практике.

В основе содержания и структуры данной программы лежит концепция литературного образования на основе творческой деятельности. Рассматривая литературное образование как единство трех компонентов: творчество – сотворчество – знание и умение, составители настоящей программы предлагают систему коммуникативно-творческих работ: “Творческая мастерская”, “Творческий практикум” и др.

Хочу поделиться опытом проведения таких творческих мастерских и практикумов при изучении лирических жанров в 5 и 6 классах.

Развивать творческий потенциал – значит развивать образное мышление. Ведь далеко не все дети могут четко и логично излагать свои мысли, воспринимать и анализировать стихотворный текст.

Одним из эффективных средств помощи им является собственный рисунок ребенка. Ведь рисунок – воплощение внутренней речи ребенка.

Шестиклассникам было предложено задание нарисовать кораблик с целью: выяснить, как дети воспринимают образ, их внимание к поэтическому слову и наблюдательность.

- Как мы воспринимаем образ? Все одинаково? Или по-разному? Проверим? Я прочитаю вам стихотворение Н.Матвеевой “Кораблик”, а вы нарисуете, каким увидели его.

Дети рисуют: есть и пиратская каравелла, и гриновский парусник, и катерок из мультфильма “Чунга-Чанга”, а есть и то, что так хотелось увидеть.

Рассматриваем, обсуждаем. Разницу в воспроизведении образов не только кораблика, но и вулканов (у кого-то их вообще нет), видят все. И дети едины во мнении: кораблик Тани Гарамовой точно из этого стихотворения.

Есть ребята, явно огорченные, недовольные собой. Им хочется исправиться. Ну что же, другое стихотворение, другие образы.

Когда ученики видят свои произведения, рисунки в журнале, они начинают верить в свои силы. Им хочется творить, думать.

Учебник 6 класса после изучения блока “Лирика”в разделе “Проба пера” в качестве творческого задания предлагает детям стать издателями книжек, изготовленных своими руками. Задание (страница 86) звучит следующим образом: “Тем, кто любит делать красивые вещи: сделайте книжку – альбом “Весна (лето…) в стихах русских поэтов”. Подберите стихи и иллюстрации (вы их можете нарисовать сами или вырезать и наклеить). Подумайте, как расположить подобные стихи, каким шрифтом написать заглавия и тексты, как оформить первые страницы, где и как иллюстрации поместить, будет ли предисловие в вашей книге”.

Результат превзошел ожидания. Каждый “начинающий издатель” написал аннотацию, подобрал интересные стихотворения, включая и свои опыты, красочно оформил сборники. Выставка удалась, другим ребятам (тем, кто просто поленился) захотелось тоже что-нибудь нарисовать, придумать, составить.

Бывают трудности, неудачи, огорчения. Но искорка, зажженная в душе ребят, не позволяет им опускать руки, а наоборот, заставляет пробовать снова и снова, радоваться успехам своим и одноклассников.

Самые любимые уроки моих детей – уроки творчества.

Учу ребят удивляться, предлагаю им загадку – способ, с помощью которого стараюсь делать общение с искусством интереснее. Поэтому вопросы и задания к уроку составляю разного уровня сложности, обязательно в системе. Ведь, если мы хотим, чтобы в разговоре принимал участие весь класс, то просто обязаны учитывать разный уровень подготовленности ребят, разную направленность интересов. Среди вопросов и заданий всегда есть и такие, которые по силам любому учащемуся. В этом одно из проявлений индивидуального подхода, суть которого в том, чтобы идти не от учебного материала к ребенку, а от ребенка к учебному материалу. А это предполагает опору на лучшие качества каждого ученика.

Предлагаю перечень заданий, развивающий индивидуальные способности каждого ребенка, приближая их на шаг к сотворению своего произведения (детища).

Игра в эпитет (предложена Г.В. Пранцовой). Эта игра выявляет внимательное отношение к слову, помогает ученикам уяснить функцию изобразительно-выразительных средств (в данном случае эпитетов), овладеть ими на практике. Игру можно проводить в два этапа.

1 этап – работа с текстом произведения, которое изучается на уроке: дети должны вспомнить, найти авторские эпитеты.
2 этап – работа с произведением того же автора, но не включенным в программу.

Задание: вместо пропущенных эпитетов подобрать подходящие эпитеты, обосновать свой выбор, сравнить с авторским (в литературе этот прием называется “стилистический эксперимент”).

Ученица 10 класса Симонова Таня, отбирая эпитеты в “Песенке об Арбате” Б.Окуджавы, “угадала” большинство авторских слов, объяснила свой выбор. Вот фрагмент ее работы: “Странное название – действительно, Арбат – больше странное, чем удивительное; Ах Арбат, мой Арбат, – повтор как бы усиливает любовь автора к улице – Радость моя, и моя беда – здесь идет противопоставление, ведь в жизни есть и радость и беда; обитатели (не авторское) – “пешеходы” - как-то не звучит, а “люди” – будет повтор; по делам спешат – а куда еще спешить?; от любви твоей вовсе не излечишься – от любви к родине разве есть лекарство, а улица эта поэту дорога как родина, как любовь; вовсе – в рифму больше подходит; (не авторское) сто тысяч других – обычно так говорят – сто, не сорок; никогда до конца не пройти тебя – каждый раз будет что-то новое появляться и всегда будет задерживать воспоминания, размышления о настоящем и будущем”.

Этот прием помогает решить триединую задачу: возможность сравнить синонимичные ряды эпитетов, лучше видеть картины, нарисованные писателем; ребята постигают возможности слов и овладевают ими; письменная и устная речь становится более свободной, точной, эмоциональной.

Чтобы научиться точно выражать свои чувства словами, на творческих практикумах предлагаю детям развивающие упражнения. Вот некоторые из них.

1) Упражнение “Одень слово”. Даю ребятам слово, к которому они подбирают подходящие слова (существительные, прилагательные, глаголы), составляют словосочетания, предложения, таким образом “собирая”материал для создания стихотворения. В классе мы работали со словом “снег”, так как в этот день выпал первый снег; результатом работы стали “снежные стихи”, которые мы оформили в самодельный (рукописный) журнал “Проба пера”. Такие задания дети выполняют и самостоятельно. Вот что получилось у одной из учениц (Тарасова Катя, по литературе средний балл – 3,6)

Этот материал “собрался"в четверостишие.

Мы разожгли костер.
Он яркий, золотистый,
Сверкает в темноте.
Горячий и искристый,
Как маячок во тьме.

На мой вопрос, почему маячок “горячий”, Катя ответила: “Маяк – это свет, а любой свет это и тепло, маяк горит долго, поэтому он горячий и значит излучает тепло, от него веет родным домом, он навевает теплые воспоминания. И сколько в дороге таких теплых приветов – маячков встречают моряки на своем пути”.

В результате таких упражнений развивается не только образное, но и ассоциативное, логическое мышление, речь становится аргументированной, насыщенной эмоциями и чувствами.

2) Упражнение “Продолжи строчку”.

Ребятам даю начало стихотворения. Найдя ключевое слово, они самостоятельно продолжают начатое. Поэтическое начало берется из произведений поэтов, чтобы легче было понять, о чем писать. Вот пример такого задания:

Ни тучки нет на небосклоне,
И солнце светит, как огонь.
Оно блестит в прозрачном небе,
Как шар на елке в Новый год.

(Орлова Ю., 6 класс )

Ощущая свою непричастность к именитым поэтам, дети чувствуют ответственность, стараются “подстроиться под поэта”, то есть ищут новые слова и образы, развивая творческие способности.

3) “Создай свою строфу” – следующее упражнение, в основе которого детям предлагаю сложить из разбросанных слов гармоничную строфу.

Например, даны слова: окно, мелькать, дождь, лист, веселый, играть. У Никиты Глинского получился такой вариант:

Вот и окончился дождь. За оконцем
Светит веселое солнце.
Лист за окном не мелькает,
Деревья ветра не качают.
Пойду я во двор погулять
И буду в футбол играть.

Выполняя такого типа задания, дети определяют тему отрывка, подбирают рифму, учатся создавать целостный текст, обогащая словарный запас, “образный” опыт.

4) Упражнение “Подбери рифмы” только на первый взгляд кажется простым и бесхитростным. Можно ли научиться писать стихи? И тут на помощь учителю приходит незадачливый Незнайка со своим “стихотворческим опытом”.

На уроке звучит отрывок из сказки Н.Носова “Приключения Незнайки” о том, как нелегко подбирать рифмы. Далее ребятам предлагаю слова с просьбой подобрать рифмы. Например: клад (лад), вечер (встреча), роза (угроза, грозы, мимоза), красивый (спесивый), летать (мечтать)./ В скобках слова, предложенные детьми/. Урок продолжается.

- Но подобрать рифмы – это полдела, надо их соединить не просто в строчки, а в стихи.

Помните стихи Цветика о воздушном шаре?

Огромный шар, надуты паром,
Поднялся в воздух он недаром!
Наш коротышка хоть не птица,
Летать он все-таки годится.
И все доступно уж, эхля!
Теперь для нашего ума!

- Понравились вам стихи? Почему? (Оказывается, может быть и ритм, и рифма, а получится набор фраз, а не стихотворение, не произведение).

- Что же еще нужно, чтобы получились стихи и даже хорошие стихи? (Умение чувствовать прекрасное и передавать свои мысли и настроение).

После этого предлагаю детям индивидуальные задания в соответствии с уровнем и типом восприятия лирики.

А) Игра “Буриме”: на заданные рифмы составьте стихи:

Например: дорога – порога – зовет – поет.

Варианты такие у шестиклассников.

Скоро, скоро у порога
Позовет нас в путь дорога
Нас она вперед зовет
Песнь походную поет.

Или

Звонко в лесу соловей поет
У гнезда, у лесного порога.
Он соловушку в гости зовет,
С песней радостней будет дорога.

Елочка – иголочка – пылает – играет.

В лесу родилась елочка
Невиданной красы.
К иголочке иголочка
У этой красоты.

Ей небо посылает звезду на Новый год
Она в ветвях пылает.
Лесной народ играет,
Встречая Новый год.

Конечно, не все пробы бывают удачными, могут быть рифмы трудные, поэтому поначалу целесообразнее брать рифмы у поэтов: сначала для четверостишия, увеличивая постепенно размер текста и степень трудности рифм.

Б) “Аукцион рифм”.

Задание – к предложенным словам подберите рифмы: идет, вкусно.

Попробуйте из подобранных рифм составить стихотворение.

Получилось такое четверостишие:

Народ на праздник к нам идет
И по дороге песнь поет.
Придут и будут кушать вкусно,
А потом им будет грустно.

(Козлова В.)

Другой пример – даны слова: осень, пляску, веселей.

Золотую осень
Мы в гости просим
На чудесную пляску,
Прелестную сказку.
Приходи поскорей,
С тобой веселей!

(Троеглазова Н.)

Пусть эти стихотворения не совершенны, но цель на первом этапе достигнута: рифмы подобраны, смысл в строчках есть, настроение выражено.

В) Следующий этап в постижении поэтического искусства для тех, кто предыдущую ступень преодолел.

Задание творческого характера звучит следующим образом: создайте поэтический пейзаж, передав… настроение.

Пример поэтического произведения, в котором автор выразил радостное настроение.

Расписало лето
Яркими цветами
Луг, леса и парки,
Речку за полями,
Хоровод березок
В белых сарафанах,
Бирюзовым шелком
Стелются поляны.
Пестрым полушалком
Принакрылось поле.
Растворилось лето
В разноцветном море.

(Троеглазова Н.)

(Мама именно этой девочки сетовала по поводу первого задания: на заданные рифмы составить стихотворение. Но уже через год она удивлялась, что ее Наташа на конкурс в “Декаде творчества” принесла рукописный сборник своих лирических зарисовок).

Г) И еще один вид работы хочется представить “Корректор” – правка поэтических текстов. Конечно, это делается с согласия авторов. Бывает, что в исходном тексте “не вписывается” одно-два слова. Ребята исправляют такие погрешности быстро, что заставляет авторов критически отнестись к своим опытам. Недодумал, поленился, поторопился… Приведу примеры работы группы корректоров.

Выпал первый пушистый снежок,
Словно шелк, он лежит на пороге.
И пустятся в пляс снежинки,
И летят они, как пушинки.

Выпал первый пушистый снежок,
Словно шелк, он лежит на пороге.
Добрый, нежный, будто дружок,
Он утешит тебя в тревоге.

Другой пример:

Оттепель после метели,
Только утихла пурга,
Разом сугробы осели
И потекли ручейки.

Оттепель после метели,
Только утихла пурга,
Разом сугробы осели
И показалась трава.

Еще пример:

Выпал под утро первый снежок,
Белый, пушистый: не слепишь комок.
Но ничего; это не беда.
Я завтра слеплю хорошего снеговика.

Выпал под утро первый снежок,
Белый, пушистый: не слепишь комок.
Но ничего, небольшая беда.
Я завтра приду поиграю сюда..

Бывают работы, требующие большой корректировки. Как, например, в этом опыте:

Снег

Снег бывает разный:
Легкий, серебристый, словно пух лебяжий,
В воздухе кружится.
Мокрый, но пушистый
Покрывалом белым
На поля ложится.
А бывает снег
Колючим, обжигающим,
И несется вьюгой он.
Заметает на пути
Все дороги и мосты.
Реки и озера,
Города и села.

(Яшицева А.)

Снег

Снег бывает разный:
Колючий, легкий, влажный,
Вот, как пух лебяжий,
В воздухе кружится,
Покрывалом белым
На поля ложится.
Солнышко пригрело,
Стал он липким, влажным,
Серым и тяжелым и совсем неважным.
Если разозлится ,будет он колючий,
Обожжет нам щеки. Пронесется вьюга,
Заметет дороги, реки и мосты.
Города и села, деревья и кусты.

Нельзя не согласиться с мнением М.А.Рыбниковой: “Если из наших классов выйдут писатели и словесники, это хорошо, но не на это мы рассчитываем. Наше дело – подготовить ярко чувствующего и критически мыслящего читателя”.

Поэтому читать и понимать стихи необходимо, потому что они дают радость открытия, помогают пережить высокие чувства, а значит делают нас умнее, добрее, лучше.

Приложение