Внедрение информационных технологий в средних специальных учебных заведениях

Разделы: Информатика


Развитие технологий предъявляет современному специалисту новые функциональные требования. От него требуются как хорошо развитые специализированные функции, так и умения проектировать, принимать самостоятельные решения и выполнять творческую работу. Эти умения должны формироваться с самого начала профессиональной подготовки. Профессиональная школа, сохраняя практическую ориентацию, должна инициировать создание таких условий для подготовки специалистов, в которых они смогли бы проявить свои способности при изменении информационной обстановки.

Принцип непрерывности компьютерной подготовки специалиста предполагает использование информационных технологий при изучении дисциплин на протяжении всего периода обучения. Поэтому основные цели внедрения информационных технологий в профессиональном образовании формулируются на разных этапах подготовки специалистов по-разному.

Процесс подготовки специалистов в средних специальных учебных заведениях условно можно разделить на два этапа: общеобразовательная и специальная подготовка. На первом этапе в качестве основной цели ставится решение задач психолого-дидактического характера. На втором этапе при изучении специальных дисциплин ставится задача адаптации программного обеспечения к целям учебного процесса.

Подготовка студентов на первом этапе наряду с общедидактическими целями преследует также привитие им знаний и навыков не только на уровне инструментальных задач, но, прежде всего, в области овладения ими основными принципами идеологии информационных процессов. В качестве основной можно принять идеологию объектно-ориентированного подхода. Вместе с тем, система знаний должна обеспечивать развитие мышления студентов, особенно в области принятия самостоятельных, ответственных решений.

Особенное значение на втором этапе подготовки специалиста представляет тот момент, что информационные технологии становятся неотъемлемой составной частью современной рабочей среды. Применение элементов информационных технологий в учебном процессе напрямую связано с повышением профессиональной компетентности будущего специалиста. Наличие в этой области теоретических и практических знаний повышает востребованность специалиста на рынке труда.

В области профессионального образования задачи компьютеризации обучения сводятся, во-первых, к определению объемов ознакомления студентов с основами информационных технологий и, во-вторых, к исследованию рамок применимости программного, технического, учебно-методического обеспечения в учебном процессе.

К этим задачам добавляются несколько практических задач, ключевой из которых, на наш взгляд, является выбор адекватной методики преподавания, отвечающей задачам учебного процесса и, как следствие, выбор соответствующего программного обеспечения. Кроме того, с этим связана разработка учебно-методического обеспечения по всем видам программного обеспечения, задачников и задач, предназначенных для решения на занятиях по разным специальностям.

Все типовые учебные планы и программы дают примерный перечень программного обеспечения, которое можно использовать на занятиях. Выбор программного обеспечения существенно влияет на содержание учебной программы, на формы и виды учебных занятий, на содержание и формы методического наполнения. Это влияние не является детерминированным, однако оно является принципиальным с точки зрения подготовки специалиста. В связи с этим можно выдвинуть следующий тезис – выбор программного обеспечения зависит от учебных целей, преследуемых как при преподавании основного курса информатики, так и при преподавании специальных дисциплин.

В качестве учебного программного обеспечения на первом этапе выбираются программы, являющиеся наиболее массовыми, стандартизированными, перспективными и доступными по цене. При этом, если ставится цель ознакомления студентов не только с основными принципами работы с программой, явно недостаточно использовать программу, в которой имеется только стандартный набор возможностей. Вероятнее всего, окажется, что выбранная программа будет одной из самых простых или старых версий из этой группы. Таким образом, если мы хотим отказаться от стандартной репродукции знаний студентами, необходимо постоянное обновление программ и их версий.

На втором этапе целью учебного процесса является привитие студентам знаний и умений применения конкретного программного продукта, с которым им придется работать в ближайшем будущем, поэтому область выбора значительно сужается. В этом случае в качестве учебного программного обеспечения выбирается специализированная программа, являющаяся стандартом де-факто в той профессиональной области, где предстоит в будущем работать студенту. Тем самым на инструментальной основе реализуется принцип опережающей, а не отстающей, компьютерной подготовки.

Компьютерный класс, как основной элемент внедрения информационных технологий в учебное заведение, играет в этом процессе ключевую роль. Задачи, стоящие перед компьютерным классом можно разделить на задачи обеспечения учебного процесса и на информационное обеспечение учебного заведения.

К задачам обеспечения учебного процесса, как правило, относят преподавание информатики, информационных технологий и применение компьютера в преподавании других дисциплин. В процессе изучения информатики студенты приобретают знания основ информационных технологий. Применение компьютера в преподавании других дисциплин требует использования профессионального программного обеспечения для решения задач, предлагаемых в рамках данной дисциплины, а также обучающих, контролирующих программ и тренажеров. Навыки применения информационных технологий должны быть связаны с решением задач, связанных с будущей профессиональной деятельностью студента.

При информационном обеспечении деятельности учебного заведения компьютерный класс решает специфические задачи обеспечения учебной деятельности студентов – написание докладов, рефератов, курсовых, выпускных работ. При этом большую роль играет приобщение студентов к самостоятельной работе с профессиональными пакетами программ – текстовыми, табличными процессорами, системами управления базами данных, знакомство с автоматизированными рабочими местами. Кроме того, обеспечивается также и методическая работа преподавателей – подготовка методических материалов, составление планов, подготовка докладов, что, несомненно, способствует их профессиональному росту.

Информатизация учебного процесса в образовательных учреждениях имеет ряд особенностей, связанных с эксплуатацией и администрированием компьютерных сетей.

Первой особенностью является отсутствие должного подхода при выборе аппаратного и программного обеспечения. При выборе аппаратного обеспечения возможны два варианта. Первый вариант – когда приобретается достаточно дешевая техника, что приводит к повышению затрат на ее сопровождение и как следствие низкое качество компонентов. Второй вариант – когда приобретается современная на данный момент техника, что приводит к необоснованным затратам и часто к несоответствию приобретенного оборудования и решаемых задач. В обоих случаях затраты на компьютерную технику не обеспечивают достаточную материальную базу, необходимую для организации технического сопровождения учебной деятельности.

Указанная особенность приводит, как правило, к низкому уровню технической поддержки. Поскольку часто используется нелицензионное программное обеспечение, системным администраторам приходится работать без технической поддержки со стороны производителя. Разнородность программного обеспечения и его несовместимость также откладывает свой след. Как итог, администраторы сетей или инженеры вынуждены устанавливать и сопровождать разнообразное программное обеспечение практически без наличия необходимой поддержки, а порой даже без технической документации.

В качестве второй особенности можно отметить агрессивное поведение пользователей. Самой большой, а подчас и главной проблемой инженеров и сетевых администраторов становится борьба за обеспечение работоспособности рабочих станций и серверов, поскольку те подвержены атакам со стороны пользователей. В таких условиях нормальная эксплуатация компьютерной техники сильно затрудняется, либо становится невозможна.

Все это приводит к увеличению нагрузки на администраторов сети. Кроме этого системным администраторам приходится заниматься большим объемом однотипных операций, связанных с обеспечением доступа к сетевым ресурсам, а инженерам – с настройкой рабочих станций.

При внедрении информационных технологий важную роль играет также решение кадровых задач. При этом особое внимание должно уделяться подбору кадров. Ведь от них, в основном, зависит, насколько интенсивно будут внедряться информационные технологии в учебный процесс. К преподавателю информатики, кроме педагогических, должны предъявляться требования по знанию современного состояния аппаратного и программного обеспечения. Преподаватели специальных дисциплин должны знать основы организации данных не компьютере и уметь работать в одной из специализированных программ.

Современное профессиональное образование должно принимать во внимание и внедрять новейшие достижения в области информационных технологий и правильно их использовать. Профессиональная школа обязана готовить студентов к действительности, которая, безусловно, потребует от них, по крайней мере, не одной смены профессиональных занятий в течение жизни. Методика преподавания в этом отношении также должна адекватно реагировать на изменения, быть гибкой как в рамках учебного заведения, так и в пределах изучаемых дисциплин.

Технологические инновации в учебных заведениях должны выражаться во включении элементов информационных технологий в изучение большинства основных дисциплин, а не во включении отдельных компьютерных дисциплин в учебный план. Необходимость данного шага очевидна всем, кто, так или иначе, соприкасается с изменениями, связанными с подготовкой специалистов среднего звена.

Список литературы

  1. Бузмакова У.И., Кузнецов Ю.Ф., Петрова Т.Ф. Информатизация среднего профессионального образования: задачи, проблемы и пути их решения // Информатика и образование. – 1999. - №4.
  2. Зборовский Г.Е., Романцев Г.М. Инновации в профессиональном образовании: проблемы исследования // Образование и наука. – 2000. - №3.
  3. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях, - М.: Мастерство, 2001.
  4. Щекина О.А. Проблема формирования единого информационного пространства образовательного учреждения // Педагогическая информатика. – 2000. - № 4.
  5. Яковлев А.И. Информационно-коммуникационные технологии в образовании // Информационное общество. - 2001.- № 3.