Художественный труд в начальной школе. 1-й класс

Разделы: Технология, Начальная школа

Класс: 1


ГОВОРЯТ РОДИТЕЛИ

“Занятия ручным трудом, которые по традиции отнесены к категории “второстепенных” предметов, не только занимательны, но и очень полезны для общего развития ребёнка. У детей этого возраста обычно отмечается отставание практических умений от интеллекта, а посему, ребёнка можно и нужно учить самостоятельному выполнению доступных ему практических заданий”.

АППЛИКАЦИЯ - художественное произведение, выполненное путём наклеивания (пришивания ) бумаги, ткани, соломы, тополиного пуха и других материалов на основной фон (бумагу, ткань, кожу и другие материалы) .

Аппликация является древнейшим способом украшения одежды, обуви, предметов быта и других изделий.

Способом аппликации выполняют различные художественные работы: картины, орнаменты, плакаты. Кроме того, аппликационные работы выполняются при украшении и отделке различных изделий из бумаги и картона: елочных игрушек, закладок, коробок. По своему содержанию аппликации можно подразделить на предметные, сюжетные, орнаментальные и шрифтовые.

АППЛИКАЦИЯ “ АИСТ” (рисунок 1).

Рисунок 1.

Она выполняется из бумаги чёрного цвета. В качестве трафарета используется кленовый лист, который накладывается на бумагу чёрного цвета, обводится и вырезается. Остальные детали аппликации вырезаются произвольно (шея, голова, клюв, галстук). Для ног птицы используется приём симметричного вырезания: полоска бумаги чёрного цвета размерами 50/40 складывается пополам по вертикали.

Относительно линии сгиба прорисовывается контур ноги птицы, а затем по нему вырезается. Из полученных деталей с учётом размещения на листе бумаги составляется данная аппликация.

АППЛИКАЦИЯ-МОЗАИКА "ОСЕННЕЕ ДЕРЕВО" (рисунок 2).

Рисунок 2.

Она выполняется из маленьких кусочков цветной бумаги, которые можно нарезать ножницами или сделать способом обрывания. Можно пользоваться отходами (обрезками) цветной бумаги.

В качестве фона используется картон или полукартон тёмного цвета. Способом мозаики выполняется лужайка из кусочков бумаги зелёного цвета (сначала покрывается клеем, а затем на неё наклеиваются детали мозаики).

Ствол дерева вырезается произвольно из полоски белой бумаги (если это березка) На ней черной ручкой или фломастером рисуются темные пятна бересты либо крапинки выполняются из мелких кусочков бумаги чёрного цвета.

Крону образуют кусочки бумаги зелёного, красного, оранжевого цветов, наклеенные на соответствующую часть фона близко друг к другу без просветов. В верхней части листа либо слева в углу, или справа из кусочков желтой или оранжевой бумаги выклеивается солнышко с лучами.

Как вариант, можно выполнить тем же способом группу деревьев, что создаёт впечатление осеннего леса.

ВИТРАЖ “ ЦЫПЛЁНОК” (рисунок 3).

ВИТРАЖ (франц.) - декоративное панно в окне, двери из стекла или других материалов, пропускающих свет. В качестве такого материала в данной работе используется папиросная бумага жёлтого цвета.

Рисунок 3.

На изнаночную сторону листа плотной бумаги, например, полукартона или бархатной бумаги, при помощи шаблона (приложение 1) переводится контур цыплёнка. Внутри этого контура делается прорезь и вырезается вся внутренняя его часть. С изнаночной стороны вырезанный край намазывается клеем, на него накладывается папиросная бумага (можно использовать бумагу прямоугольной или неправильной формы - главное, чтобы она закрывала вырезанное отверстие) и приклеивается. С лицевой стороны проводится оформление витража дополнительными деталями (глаз, крылышко и т.д.). Витраж может быть как предметным, так и сюжетным. Такими деталями, как лужайка, кустик, деревце, тропинка и т.д. можно усложнить композицию, использовать в работе и другие цвета папиросной бумаги. При размещении витража на стекле или в лучах подсветки создаётся впечатление игры окрашенного света.

ЗАКЛАДКА “ КАРАНДАШ” (рисунок 4).

Это изделие можно выполнить как в 1 классе, так и во 2, отличие состоит лишь в том, что в 1 классе разметка идёт, в основном, по шаблону, а во 2классе - по линейке. Мы остановимся на описании работы для 1класса. Каждый ученик получает следующий набор заготовок: из картона - для основы закладки, из белой бумаги - для отделочных полосок, из жёлтой - для заточенной “деревянной” рубашки, из любой другой - для “ одежды” карандаша. Заготовки делаются с тем расчётом, чтобы при раскрое как можно меньше материалов осталось в отходах. Если в качестве шаблона для основы закладки используется сама линейка (это возможно, если для работы в классе используется набор одинаковых линеек), то и заготовка из картона выдаётся соответственно больше на 2-3 мм, чем линейка. Наложив её на заготовку из картона, сначала ученик отмечает, а потом отрезает лишнюю часть картона.

Далее выясняется, что для “ одежды” карандаша нужна заготовка из цветной бумаги - синей, красной, зелёной - в 2 раза больше, чем основа из картона, т.к. карандашик цветной с двух сторон. Таким образом, полученный шаблон (уже из картона) накладывается на цветную бумагу 2 раза, размечается и вырезается. Заготовки из жёлтой бумаги размерами 60\40 и цветной для “грифеля” размерами 60\20 можно выдать ученикам готовыми.

Отделочные полоски могут быть белыми или любыми другими, отличными по цвету от самого “карандашика”. Для них выдаётся ученику бумага с тем расчётом, что полоска получается в результате складывания заготовки пополам по вертикали, а потом разрезания по линии сгиба, т.к. отделочных полосок две.

Рисунок 4.

“Одевание карандаша” происходит в следующем порядке: сначала на основу наклеивается цветная бумага с тем расчётом, чтобы линия соединения краёв была в центре закладки, а не сбоку; затем с двух сторон наклеиваются отделочные полоски; после этого наклеивается заготовка из жёлтой бумаги (линия соединения краёв не в центре, а сбоку) и цветная - для “грифеля”. Теперь карандашик нужно “заточить”. Для этого размечается пополам линия верхнего края “грифельной” его части. Полученная точка соединяется с нижними левым и правым краями “деревянной” (жёлтой) рубашки карандашика и по данной линии разметки отрезается лишняя его часть. Необходимо отметить, что “заточка” карандашика осуществляется в последнюю очередь.

ПОЗДРАВИТЕЛЬНАЯ ОТКРЫТКА “ЛАНДЫШ” (рисунок 5).

Аппликация состоит из двух листочков и цветов, напоминающих бубенчики ландыша. Листочки изготавливаются из полоски бумаги тёмно-зелёного цвета, сложенной пополам. Необходимо прорисовать контур листа, напоминающий лист ландыша, а потом вырезать его.

Рисунок 5.

Можно на листочке сделать тиснения. Цветок состоит из 5-7 бубенчиков. Для изготовления бубенчиков нужна монета с малым диаметром. Ею, как шаблоном, размечается, а потом ножницами вырезается из тонкой бумаги белого цвета 5-7 кружочков. Каждый кружок кладётся на ладонь, у него округлым концом шариковой ручки продавливается серединка. Бубенчики наклеиваются на небольшом расстоянии один от другого между двумя листочками ландыша.

ДЕКОРАТИВНАЯ ИГОЛЬНИЦА “ЛИЛИЯ(рисунок 6).

Для изготовления данной поделки нужна бумага белого цвета, картон или бархатная бумага зелёного цвета и поролон.

Рисунок 6.

Лист кувшинки или водяной лилии размечается по шаблону (приложение 2) и вырезается. На белой бумаге по шаблонам (приложение 3) размечаются венчики лилии, из которых будет состоять сам цветок. Они вырезаются и при помощи ножниц чуть поднимаются (закручиваются) вверх. Таким образом, цветок как бы поднимается над листком.

Венчики наклеиваются на листок один на другой со смещением лепестков, начиная с венчика большего диаметра. Серединка цветка оформляется кружочком из поролона, что и является непосредственно игольницей.

 “ПАРОХОДИК С ДВУМЯ ТРУБАМИ” (рисунок 7).

ОРИГАМИ - сгибание, складывание бумаги. Как вид искусства он возник в Японии более тысячи лет тому назад, а позднее нашёл активное распространение в других странах. Это искусство привлекает как взрослых, так и детей, которые с удовольствием делают игрушки из бумаги. Это всевозможные хлопушки, лодочки, шапочки, кошельки, рыбки птички, цветы.

Р.S. Так как автор не ставит своей целью ознакомить читателя с техникой оригами, выбран способ описания работы по изготовлению предложенных поделок.

Рисунок 7.

Эта поделка складывается из квадрата. Для начала нужно найти его центр, сложив квадрат по диагоналям. Углы квадрата загибают к центру, полученную заготовку переворачивают и ещё два раза выполняют такое же сложение. Противоположные углы нужно отогнуть (они должны встать вертикально вверх), передний и задний клапан поднимается и раскрывается, превращаясь в трубу.

P.S. Необходимо отметить, что линии сгиба должны быть чёткими, хорошо проглаженными, иначе поделка приобретает бесформенный вид.

“СТАКАНЧИК ПОХОДНЫЙ" (рисунок 8).

Рисунок 8.

Он изготовляется из бумажного квадрата, который нужно сложить пополам по диагонали. Получается треугольник - линия сгиба внизу, вверху прямой угол. Левый угол отгибается к правой стороне треугольника, правый - к левой стороне, а верхний прямой угол, состоящий из двух клапанов, отгибается вниз - вперёд и назад.

В такой стаканчик, если он сделан из белой лощёной бумаги, например, тетрадной, можно налить воду - стаканчик долго не намокает; можно изменить назначение стаканчика, превратив его в игрушку: ватный шарик обернуть фольгой и укрепить на нитке; другой конец нитки прикрепить к донышку стаканчика. Шарик, таким образом, можно подбрасывать вверх и ловить стаканчиком.

“КОРОБОЧКА ДЛЯ ОТХОДОВ” (рисунок 9).

Рекомендуется изготовить её из прочной лощёной бумаги, например, подойдёт для этого бумага от настенных календарей. Такая коробочка будет иметь красивый внешний вид и служить долго.

Рисунок 9.

Складывается она из листа прямоугольной формы по размерам, напоминающим альбомный. По длине прямоугольник делится складыванием на три одинаковые части: одна часть - донышко коробки, а две другие - боковые её части. Каждая боковая часть складывается вдоль пополам. К линии сгиба по очереди отгибаются все четыре прямых угла. Такое сгибание нужно сделать в каждой боковой части. Поместив пальцы рук внутрь коробочки, нужно поднять боковые стороны, одновременно прогнув рёбра (их четыре).

Такой коробочкой можно пользоваться, работая дома или на уроке (складывать в неё мусор или другие отходы), она удобна в хранении.

ПЛОСКОСТНАЯ ЛЕПКА "ГРИБОК" (рисунок 10).

Рисунок 10.

Такая работа выполняется на листе белого или цветного картона. Через копировальную бумагу на цветной фон переводится выбранный эскиз (приложение 4). Если дети подготовлены, то набросок предмета можно выполнить и самостоятельно, не пользуясь копированием. Для работы необходим крем (лучше “Детский”) для смазывания рук (тогда к ним меньше прилипает пластилин) и стека (пластмассовый ножичек для оформления линий края и границ соединения пластилина двух цветов).

Работу удобнее начинать сверху. Для этого берётся пластилин тёмно-коричневого цвета, размягчается в руках, ему придаётся нужная форма (довольно приблизительно) и примазывается на шляпку по всему внутреннему контуру. Стекой оформляется граница шляпки, снимается с неё лишняя часть пластилина. Далее работа идёт по аналогии. Большие детали предмета вылепляются частями: размазав один комочек по контуру, ученик берёт следующий. Так же, частями, вылепляется деталь с извилистым контуром (в данной работе это “травка”). Можно пластилин скатать жгутиком, прилепить его к нужной детали, а потом размазать с учётом линий контура. Необходимо следить за чёткостью вылепленных линий, иначе работа будет иметь неряшливый вид.

Хранить такую работу рекомендуется в прозрачной полиэтиленовой папке или можно закрыть изображение слюдой.

 ГОВОРЯТ ДЕТИ

“Труд мне очень нравится, это один из самых лучших уроков, труд развивает руки.
Я бы хотел, чтобы труд был каждый день”.