Урок истории в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Я работаю учителем начальных классов, имею высшую категорию. Педагогический стаж составляет 28 лет. С 1999 года преподаю пропедевтический курс истории в начальной школе по УМК “Введение в историю” авторов А.И.Саплина и Е.В.Саплиной.

Этот курс ставит своей целью подготовку учащихся к восприятию систематического предмета истории в старших классах, обучение младших школьников умению ориентироваться в исторической информации, носителями которой являются предметы материальной культуры, исторические тексты, карты, хронологические таблицы и т.д.

Я сторонник развивающего обучения. А курс “Введение в историю” как раз обладает развивающим характером, значительно расширяет кругозор ребенка, ориентирован не на запоминание учеником информации, а на активное участие школьников в процессе ее приобретения.

Сохраняя генеральную линию пропедевтического курса, я изменяю тактику ведения урока, активизируя познавательную активность учащихся:

Кроме обязательных заданий по учебнику, я даю задания по выбору учащихся, привлекая справочную литературу.

Теперь учитель выступает на уроке организатором процесса, а не транслятором готовых знаний, поэтому я строю урок так, что к сообщению новых знаний готовятся сами ученики. Моя задача состоит в том, чтобы организовать стройное изложение материала.

Для создания ярких образных представлений и целостного восприятия отдельной исторической эпохи использую историческую карту, рассматривание иллюстраций и т.д.

При проверке изученного материала для экономии времени применяю тесты, работу с цифровым блокнотом.

Предлагаю один из своих уроков.

Урок истории. 4 класс.

Тема: Иван III – государь всея Руси.

Цель:

  1. Познакомить учащихся с деятельностью Ивана III.
  2. Формировать умение работать в группах.
  3. Развивать монологическую речь при ответе на вопрос.
  4. Воспитывать интерес к русской истории.

Оборудование:

  1. “Введение в историю” Е.В.Саплина, А.И.Саплин. Учебник. 4 класс.
  2. “Введение в историю” Е.В.Саплина, А.И.Саплин Тетрадь творческих заданий. 4 класс.
  3. Карта по истории “Образование и расширение Российского государства” (XIV – первая половина XVI в).
  4. Цифровой блокнот.

Используемая учащимися литература при подготовке к уроку:

  1. “Введение в историю” Е.В.Саплина, А.И.Саплин. Учебник. Стр.40 – 42.
  2. “Я познаю мир” история. Детская энциклопедия. Москва. 1997г. Стр.217 – 218.
  3. “Моя первая русская история в рассказах для детей” Н.Н.Головин. Москва. 1995г. Стр.68 – 74.
  4. “Рассказы по родной истории”. Н.И.Ворожейкина, В.М.Соловьев, М.Т.Студеникин. Учебник для 5 класса средней школы. 1993г. стр.64 – 67.

Литература для учителя:

  1. “Введение в историю”. Е.В.Саплина, А.И.Саплин. Книга для учителя. 4 класс. Стр.42 – 50.
  2. “От Руси к России. Царские династии”. Т.Голубева. Стр.46 – 51.

Ход урока.

Повторение изученного материала. Тест. Ответы записать в тетрадь.

А) Когда в летописи было первое упоминание о Москве?

1)1367г.

2) 1147г.

3) 1485г.

Б) Кто основал Москву?

1) Иван Калита

2) Юрий Долгорукий

3) Александр Невский

В) Кто из них начинает родословное древо московских князей?

1) Иван Калита.

2) Юрий Долгорукий

3) Александр Невский

Подготовка к изучению нового материала.

  1. При помощи цифрового блокнота покажите, имя какого князя вы не записали при ответе? (1.Иван Калита)
  2. Работа с учебником. Откройте учебник на странице 34. Найдите в родословном древе московских князей Ивана Калиту. Он считается Иваном I. Его сын, носивший прозвище Кроткий, считается Иваном II. А сегодня на уроке мы будем говорить про Ивана III.

Работа по теме урока.

  1. Записать число и тему урока в тетради.
  2. Целеполагание. Что же сегодня на уроке нам предстоит узнать? (Высказывания учеников и обобщение учителя: узнаем о деятельности Ивана III; о том, каким было государство Российское во времена его правления; о том, какие изменения произошли в Москве.)
  3. Проверка домашнего задания. Опишите внешность Ивана III и черты его характера? (По отзывам современников, московский князь Иван III был видный и представительный мужчина: высокий, худощавый, с зычным голосом. Держался он гордо, даже величественно, как и подобает правителю огромного княжества. Правда, при ходьбе, подобно многим людям высокого роста, он заметно сутулился. Это был умный и дальновидный человек, отличавшийся большим упорством в достижении своих целей. Князь был скор в своих делах и поступках, но не любил без нужды торопиться, и не считал нужным проявлять медлительность.) Рассматривание иллюстрации на стр.69 “Рассказы по родной истории”. Н.И.Ворожейкина, В.М.Соловьев, М.Т.Студеникин. Учебник для 5 класса средней школы. 1993 г.
  4. Работа в группах. Класс делится на группы по 6 – 7 человек. Проверка домашнего задания. Используя учебник и дополнительную литературу, составить банк данных о делах князя московского – Ивана III. Записать на отдельных карточках.
  5. Карточки выставляются на магнитную доску. Убрать повторяющиеся карточки. Записать в тетрадь. Рассказать о делах Ивана III подробно. (Формирование монологической речи учащихся).

Отказался платить дань Золотой Орде.

Вместо того чтобы, опустившись на колени, принять от ордынских послов ханскую грамоту (басму), Иван III разорвал ее и, бросив под ноги, растоптал. Одного из послов он велел отпустить в Орду и передать хану такой ответ: “Та курица умерла, которая носила татарам золотые яйца”. (Рассматривание иллюстрации на стр. 70 “Моя первая русская история в рассказах для детей” Н.Н.Головин. Москва. 1995г.).

Стояние на реке Угре.

Сто лет прошло после Куликовской битвы. Новая встреча русских и монголо-татар произошла в 1480 году на реке Угре, притоке Оки, недалеко от Калуги. (Работа с картой). Летопись говорит, что в русском войске было 180 тысяч человек. Русское войско заняло броды, и все попытки хана Ахмата перейти реку заканчивались неудачей. Началось знаменитое “стояние на Угре”. Стрелы ордынцев, долетев до противоположной стороны реки, были уже на излете и теряли силу, не причиняя вреда русским воинам. Русских защищали крепкие стальные доспехи. Было и еще одно преимущество. Летописец сообщает о применении пищалей – ручного огнестрельного оружия. Никто не решался начать наступление. Несколько дней простояли войска друг против друга и разошлись. Этот день – 11 ноября 1480 года – принято считать днем освобождения Руси от монголо- татарского ига. (Рассматривание иллюстрации на стр. 71 “Моя первая русская история в рассказах для детей” Н.Н.Головин. Москва. 1995г.).

Объявил себя государем “всея Руси”.

В Москве складывается все более торжественный и строгий ритуал приема послов.

Если раньше Иван III именовался “государем всея Руси” только в домашнем обиходе, то теперь этот титул начинает употребляться в дипломатических бумагах.

Появился новый герб.

На своей печати Иван III впервые соединил московский герб – скачущего всадника – с двуглавым византийским орлом. (Рассматривание иллюстрации на стр. 73 “Моя первая русская история в рассказах для детей” Н.Н.Головин. Москва. 1995г.)

Покорил Новгород.

Когда Новгород отказался присягнуть государю, Иван Васильевич во главе своих полков двинулся на город. В июле 1471 года на реке Шелони новгородское ополчение было разбито. Новгород стал называться “отчиною” московского князя. В честь покорения с площади Новгорода был увезен большой колокол, созывавший народ на “вече” (его водрузили на колокольню Успенского собора). (Рассматривание иллюстрации на стр. 72 “Моя первая русская история в рассказах для детей” Н.Н.Головин. Москва. 1995г.).

Строительство в Москве.

Как вы думаете, зачем Иван III звал к себе на службу мастеров из других стран?

Практическая работа в тетради “Введение в историю” стр.19. При каких князьях были построены стены Кремля: деревянные, белокаменные, кирпичные? Соедините стрелками.

О каком зодчем узнали? Какой собор он построил и за какое время? Практическая работа в тетради “Введение в историю”. На стр.18 обозначьте цифрами: 1 - Успенский собор, 2 - Благовещенский собор, 3 – Архангельский собор. На странице 20 найдите Грановитую палату. Покажите ее номер на цифровом блокноте. Расскажите, для чего она предназначалась.

Обобщение материала.

Выполнили ли мы задачи урока?

Да, действительно, со временем Московское княжество значительно раздвинуло свои границы. (Работа по карте) Под властью Москвы были объединены многие земли (Тверь и Рязань, Новгород и Псков, Черниговские и Смоленские земли). Все они стали называться Россией.

Иван III умер 66 лет от роду. Его похоронили в еще не достроенном Архангельском соборе Кремля. Московская Русь при нем превратилась в одну из ведущих стран мира. Широко сотрудничая с Западом, Иван Васильевич свято хранил русские обычаи, гордость и достоинство русских людей.

Объяснение домашнего задания.

Прочитайте в учебнике “Введение в историю” на странице 42 последний абзац.

Все больше расширялись связи России с другими странами: приезжали купцы, ремесленники, разные мастеровые люди. Но и сами русские люди все больше интересовались миром, с которым вели торговлю, и было у них желание открыть для себя доселе неизведанные земли.

О “Хождении за три моря” Афанасия Никитина узнаете дома.