Урок-соревнование по теме: "Многообразие покрытосеменных растений разных семейств и их значение в жизни человека"

Разделы: Биология


Цели: Обобщить знания учащихся о семействах растений, активизировать работу по группам, закрепить знания о многообразии изученных семейств и их использовании в практической деятельности человека, включая знания о лекарственных растениях.

Оборудование: таблицы, гербарии, слайды, демонстрационные карточки растений разных семейств.

/Ответы на задания выделены курсивным шрифтом./

Урок проходит в виде конкурсов. Для участия формируется 5 групп по 6 человек в каждой.

Ход урока

Организационный момент

Учащиеся рассаживают по группам: 5 групп по 6 человек в каждой.

Этапы соревнований

I. “Кто быстрее?”

Каждой группе раздаются конверты с номерами; учащиеся берут конверт № 1, где выписаны признаки и названия семейств в определенном порядке; учитель зачитывает текст с пропущенными словами; по ходу чтения учащиеся находят ответ и записывают цифру, которой он обозначен.

Текст

У растений класса двудольных корневая система _________, а у однодольных – _________. У однодольных зародыш имеет _________, а у двудольных – _________. У растений класса двудольных жилкование листьев _________, а у однодольных – _________. Из изученных растений разных семейств к классу однодольных относятся _________, а к классу двудольных _________.

Признаки растений

1. Сетчатое жилкование.

2. Семейство розоцветные.

3. Мочковая корневая система.

4. Семейство злаков.

5. Параллельное жилкование.

6. Две семядоли.

7. Стержневая корневая система.

8. Дуговой жилкование.

9. Семейство сложноцветные.

10. Одна семядоля.

Ответ: 7, 3, 10, 6, 1, 5, 8, 4, 2, 9.

Группа, у которой запись верна, получает “5” баллов, другие “4–3”, в зависимости от количества ошибок.

II. “Найди ошибку”

На экране демонстрируются слайды растений, изученных семейств; учащимся надо найти ошибку и устно ее объяснить. За правильный ответ группа получает “5” баллов. Слайды демонстрируются поэтапно — 3 примера.

1.  Горох посевной, фасоль обыкновенная, чина луговая, пастушья сумка, клевер луговой.

Ответ: все — бобовые; пастушья сумка — крестоцветные.

2. Одуванчик лекарственный, ромашка непахучая, астра гибридная, василек синий.

Ответ: все растения — сложноцветные дикорастущие; астра гибридная — культурное декоративное растение.

3. Капуста, редька, горчица, редис, репа.

Ответ: все — овощные культуры; горчица — масленичная культура.

III. “Четвертый лишний”

Приглашается по одному учащемуся из каждой группы, каждый получает четыре гербарных растения, один из них лишний. За этот конкурс высший бал — “5”.

IV. “Блиц-опрос” по теме: “Знаете ли вы признаки семейств растений”

Ггруппы открывают конверт № 2, в нем карточка для заполнения цифрами; учитель называет признак, показывая цифру, учащиеся вписывают ее в таблицу с соответствующем названием семейства.

Семейство крестоцветные

3

9

17

19

Семейство розоцветные

4

7

11

18

Семейство злаки

2

6

12

15

Семейство пасленовые

5

13

16

20

Семейство лилейные

1

8

10

14

Признаки

1. Многолетнее растение с корневищами и луковицами.

2. Листья длинные с параллельным жилкованием и длинным влагалищем.

3. Плод стручок и стручочек.

4. Венчик цветка раздельнолепестный, состоит из пяти лепестков.

5. Венчик сросшнолепестный, состоит из пяти лепестков.

6. Мелкие цветки собраны в соцветие колос.

7. Чашечка цветка состоит из пяти свободных чашелистиков.

8. Плод ягода или коробочка — не все органы ядовиты.

9. Цветок имеет один пестик и шесть тычинок, из которых две короткие и четыре длинные.

10. Цветок имеет один пестик и шесть тычинок одинаковой величины.

11. Цветок имеет один пестик и много тычинок.

12. Плод зерновка.

13. Цветок имеет один пестик и пять тычинок.

14. Чашечка у цветка отсутствует.

15. Цветок имеет две цветочные чешуи, три тычинки и один пестик.

16. Цветок самоопыляемый.

17. Околоцветник состоит из четырех чашелистиков и четырех лепестков.

18. Плод — многоорешек, многокостянка, яблоко.

19. Многие растения этого семейства, хорошие медоносы.

20. Все органы этих растений ядовитые.

Ссколько правильных цифр в карточке, столько и начисляется баллов.

V. “Природная аптека”

Группы открывают конверт № 3, в нем карточка, где в левом столбике перечислены недомогания, а в правом растения; предлагается сделать правильный выбор лекарственных растений, подписывая к какому семейству они относятся.

1. Ревматизм Ландыш майский
2. Внутреннее кровотечение Донник лекарственный
3. Сердечные расстройства Малина лесная
4. Малокровие Полынь горькая
5. Простуда Пастушья сумка
6. Расстройства желудка Роза лесная

Ответ:

1. Ревматизм — донник лекарственный, семейство бобовые.

2. Внутреннее кровотечение — пастушья сумка, семейство крестоцветные.

3. Сердечные расстройства — ландыш майский, семейство лилейные.

4. Малокровие — полынь горькая, семейство сложноцветные.

5. Простуда — малина лесная, семейство розоцветные.

6. Расстройства желудка — роза лесная, семейство розоцветные.

Сколько правильных ответов, столько начисляется баллов.

VI. Конкурс загадок

Каждая группа готовит заранее по три загадки.

1 группа

Десять мальчиков
Живут в зеленых чуланчиках. (Горох)

Пушистый цветок.
Качнул ветерок
Ой! И шапка долой! (Одуванчик)

В сенокос горька
А в мороз сладка
Что за ягодка? (Рябина)

2 группа

Беленькие горошки
На зеленой ножке. (Ландыш)

Кругла, а не шар
С хвостом, а не мышь
Желта, как мед
А вкус не тот. (Репа)

Под землей птица
Гнездо свела,
Яиц нанесла. (Картофель)

3 группа

Стоят в поле сестрички
Желтый глазок,
Белые реснички. (Ромашка)

Сидит Федосья,
Распустивши волосья. (Лук)

Сижу на тереме,
Мала, как мышь,
Красна, как кровь,
Вкусна, как мед. (Вишня)

4 группа

Алый сапог в земле горит. (Свекла)

Золотое решето черных
Домиков полно. (Подсолнечник)

Синий мундир,
Желтая подкладка,
В середине сладко. (Слива)

5 группа

Стоит урода посреди огорода,
На всех зла, а всем мила. (Редька)

Желтая курица,
Под забором дуется. (Тыква)

Не матушка родима,
А гостинцем одарила. (Яблоня)

За каждый правильный ответ — “5” балов.

VII. Подведение итогов соревнования

1. Все члены группы, занявшие I место, получают “5”.

2. Некоторые члены группы, занявшие II место — “4”, а некоторые “5”, за правильные самостоятельные ответы.

3. Все члены группы, занявшие III место получают “4”.

VIII. Задание на дом

Желающим получить дополнительную оценку, предлагается решить чайнворд “Представители семейств цветковых растений”

1. Многолетний подсолнечник, образующий клубни.

2. Дерево из розоцветных с плодами-яблочками.

3. Южное дерево, сушеные плоды которого называют урюком, курагой.

4. Дерево из розоцветных с крупными сочными костянками.

5. Черноплодная рябина.

6. Сочный плод розоцветных.

7. Культурный злак с соцветием метелка.

8. Бобовое растение, семена которого содержат много белка.

9. Пленчатое образование на листе злакового растения.

10. Бобовое растение, используемое как кормовое и с целью повышения плодородия почвы.

11. Декоративное растение из семейства розоцветных.

12. Химический элемент, необходимый для роста растений.

Рис. 1

Рис. 1

Ответы:

1 – топинамбур; 2 – рябина; 3 – абрикос; 4 – слива; 5 – арония; 6 – яблоко; 7 – овес; 8 – соя; 9 – язычок; 10 – клевер; 11 – роза; 12 – азот.