Программа по краеведению на тему: "Моя малая родина" для учащихся 8-го класса

Разделы: География


Пояснительная записка

Одним из направлений развития образования в России является регионализация. Это вызвано социальным спросом. Система образования должна помочь человеку адаптироваться к жизни в данном регионе, указать реальные перспективы для жизни именно здесь, сегодня, завтра, через десять лет. И еще: региональный материал является средством конкретизации особенностей и закономерностей, изучающихся в других курсах. Огромен обучающий, воспитывающий и развивающий потенциал.
Одним из вариантов реализации регионального компонента Базисного учебного плана является ведение в школах курса “Моя малая родина”.

Цели курса:

  • способствовать развитию личности,
  • формировать у учащихся интерес к изучению родного села,
  • воспитывать любовь и заботу о нем.

Задачи курса:

  • Конкретизировать планетарные представления учащихся о Земле при изучении своей местности.
  • Закрепить умения самостоятельно работать с картой, статистическими материалами, вести наблюдения на местности, оценивать качество окружающей среды, добывать необходимые знания из различных источников информации.
  • Овладеть коммуникативной культурой.
  • Сформировать стремление внести посильный вклад в развитие своей малой родины.

Для реализации этих задач разработан учебно-методический комплекс:

  • Учебное пособие “География села Волчно-Бурлинского”, Новосибирск, 1999.
  • Рабочая тетрадь “Родная земля”, Новосибирск, 1999.
  • Атлас по географии села Волчно-Бурлинского, самиздат, 2000.
  • Видеоматериалы об истории и природе села.

Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с содержанием регионального компонента географического образования.

Программа курса “Моя малая родина” для 8 класса (22 ч.)

Введение (2 ч.)

…И с гордостью скажу родному краю:
“Люблю и знаю, знаю и люблю
и тем полней люблю, чем глубже знаю!”

Ефремов Ю.К.

Понятие “краеведение”. Ученые, педагоги, писатели об изучении родного края. Изучение краеведческой литературы. Экскурсия в школьную библиотеку. Организация фенологических наблюдений.

Учащиеся должны знать: основные источники изучения природы своего края; возможности школьной библиотеки в изучении данного вопроса; методы фиксации фенологических наблюдений.

Учащиеся должны уметь: пользоваться различными источниками информации, фиксировать фенологические наблюдения.

Нужно стремиться к тому, чтобы каждый видел и знал больше бы, чем видел и знал его отец и дед.

Чехов А.П.

Вклад русских путешественников и исследователей в изучение края. Экспедиция Академии наук России под руководством Фалька И.П. и Георги И.Г. (1771 г.), экспедиции РГО под руководством Ядринцева Н.М.(1878 г.), Никольского А.М. (1882 г.), вклад Танфильева Г.А. (1901 г.) в изучение природы Крутихинского района, современные исследования. Практическая работа “Нанесение на контурную карту маршрутов путешествий”.

Учащиеся должны знать: имена путешественников и исследователей и их вклад в изучение природы Крутихинского района, методы работы с контурной картой.

Учащиеся должны уметь: наносить маршруты путешествий на контурную карту, работать со справочной литературой, фиксировать фенологические наблюдения.

План и карта (2 ч.)

Карта есть то удивительное орудие изучения земного шара, которое одно только и сможет дать человеку дар провидения.

Шокальский Ю.М.

Изображение территории села на различных картах: России, Алтайского края, Крутихинского района. Практическая работа “Нанесение на контурную карту территорий, с которыми граничит Крутихинский район”.

Учащиеся должны знать: от чего зависит наличие наиболее полной информации на карте; “соседей” Крутихинского района.

Учащиеся должны уметь: сравнивать карты различного масштаба, делать выводы, наносить названия территорий Алтайского края и Новосибирской области, которые граничат с Крутихинским районом.

Облетев Землю на корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее.

Гагарин Ю.А.

Определение географических координат и направлений на карте. Практическая работа “Нанесение на контурную карту населенных пунктов Крутихинского района”.

Учащиеся должны знать: как определить географические координаты объектов; населенные пункты Крутихинского района.

Учащиеся должны уметь: определять географические координаты, направления и расстояния по картам.

Литосфера (3 ч.)

Везде исследуйте всечасно
Что есть велико и прекрасно,
Чего еще не видел свет.

Ломоносов М.В.

Особенности строения поверхности территории села. Практическая работа “Нанесение на контурную карту направлений ложбин древнего стока, самой высокой точки Приобского плато в пределах Крутихинского района”.

Учащиеся должны знать: основные формы рельефа окрестностей села, условия их формирования; максимальную высоту Крутихинского района над уровнем моря.

Учащиеся должны уметь: наносить на контурную карту направления согр, применять знания, полученные на уроке, в организации рационального природопользования.

Здесь миллионы лет назад
Плескалось море и играло,
Моллюсков и морских ежей
Волнами теплыми ласкало.

История развития территории. Неотектонические движения. Практическая работа “Нанесение зон сейсмичности Крутихинского района”.

Учащиеся должны знать: изменение облика территории села в палеозойскую, мезозойскую, кайнозойскую эры; особенности движения земной коры в четвертичный период.

Учащиеся должны уметь: наносить на контурную карту зоны сейсмичности Крутихинского района, эпицентры землетрясений; объяснять причины землетрясений.

Все видеть, все понять, все знать, все пережить,
Все формы, все цветы вобрать в себя глазами,
Пройти по всей земле горящими ступнями,
Все воспринять и снова воплотить.

Волошин М.

Полезные ископаемые окрестностей села. Практическая работа “Строение кристаллического фундамента и платформенного чехла территории села Волчно-Бурлинского”.

Учащиеся должны знать: геологическое строение территории села, значение полезных ископаемых в развитии экономики села.

Учащиеся должны уметь: чертить схему строения глубинных слоев территории, объяснять причины и условия формирования отдельных пластов земной коры.

Атмосфера (3 ч.)

Что может быть милей родного края!

Языков Н.М.

Характерные типы погоды нашей местности. Практическая работа “Обработка материалов многолетних наблюдений за погодой”.

Учащиеся должны знать: особенности климата окрестностей села, причины, от которых зависит климат.

Учащиеся должны уметь: работать с результатами фенологических наблюдений, описывать климат села, характеризовать сезоны года.

Счастье дается только знающим.

Паустовский К.

Зависимость температуры воздуха от высоты солнца над горизонтом. Практическая работа “Построение графиков хода температур воздуха в январе и июле”.

Учащиеся должны знать: причины изменения температуры воздуха в окрестностях села.

Учащиеся должны уметь: объяснять характер происходящих изменений температуры воздуха.

Спасибо тебе, Земля, за ягоды и за цветы,
За утренние поля, за то, что живая ты.

Черныш В.

Влияние ветров на климат села. Практическая работа “Построение розы ветров”.

Учащиеся должны знать: закономерности движения воздушных масс над территорией села, причины выпадения осадков; особенности графического построения розы ветров.

Учащиеся должны уметь: объяснять зависимость количества осадков на территории села от направления ветров; строить розу ветров.

Гидросфера (2 ч.)

Многолико влияние воды на природу.
Для рельефа вода – скульптор, для климата – смягчающий фактор.
Для почв, растений, животных – источник увлажнения и пития.

Поверхностные воды окрестностей села. Практическая работа “Нанесение на контурную карту рек и озер Крутихинского района”.

Учащиеся должны знать: особенности режима рек, ручьев, болот окрестностей села, происхождение озерных котловин, причины заболоченности территории; реки и озера Крутихинского района.

Учащиеся должны уметь: объяснять зависимость режима рек и ручьев от климата территории; наносить на контурную карту реки и озера Крутихинского района.

Духовная добродетель заключается в пяти качествах: самоуважении, великодушии, искренности, честности и доброжелательстве.

Рерих Н.К.

Описание озера (по выбору учащегося).

Учащиеся должны знать: основные характеристики одного из водоемов окрестностей села, его основные экологические проблемы, пути их решения.

Учащиеся должны уметь: творчески обрабатывать данные фенологических наблюдений, работать со статистическим материалом.

Биосфера (4 ч.)

Коль не знаешь поле,
Где ты сеешь семя,
Вырастет лишь горе,
Труд погибнет, время.

Особенности почв окрестностей села. Практическая работа “Определение типов почв”.

Учащиеся должны знать: краткую характеристику основных типов почв, оценивать их плодородие.

Учащиеся должны уметь: определять степень влияния хозяйственной деятельности человека на эрозию почв в пределах окрестностей села.

Много леса – не губи,
Мало леса – береги,
Нету леса – посади.

Мир растений Волчно-Бурлинского. Практическая работа “Лекарственные растения нашей местности”.

Учащиеся должны знать: связь почвенного и растительного покрова окрестностей села, основные виды лекарственных, ядовитых, полезных растений; растения, подлежащие охране.

Учащиеся должны уметь: аргументировать степень полезности отдельных растений, способы их охраны.

Я поймал мотылька
И он умер у меня на ладони.
И тогда я понял, что к красоте
Можно прикоснуться только сердцем.

Фауна Волчно-Бурлинского. Практическая работа: “Какие животные окрестностей села подлежат охране”.

Учащиеся должны знать: отличительные особенности и состав животного мира окрестностей села.

Учащиеся должны уметь: доказывать, что природа окрестностей села обладает уникальными особенностями; разрабатывать конкретные мероприятия по охране животного мира.

Природа – храм, и человеку – гостю в нем вести себя надо, как и подобает в храме.

Махлин М.Д.

Природные комплексы. Практическая работа “Описание природного комплекса” (по выбору учащихся).

Учащиеся должны знать: взаимосвязь рельефа, климата, почв, растительности и животного мира и их сочетание на определенной территории.

Учащиеся должны уметь: составлять описание природного комплекса на основе собственных наблюдений и данных учебника.

Население (7 ч.)

Природа, люди и вещи суть воспитали человека.

Радищев А.Н.

Археологические находки. Практическая работа “Нанесение на контурную карту Крутихинского района мест поселения древних людей”.

Учащиеся должны знать: образ жизни людей корчажкинской и ирменской культур.

Учащиеся должны уметь: соотносить образ жизни древних людей с природными условиями.

Не спится у дедушки ночью.
На яблонях лунная пыль.
Дед розовым камешком точит
Ненужные внукам серпы.

Черныш В.

История заселения Волчно-Бурлинского. Практическая работа “Построение столбчатой диаграммы “Изменение численности населения Волчно-Бурлинского по годам”.

Учащиеся должны знать: причины переселения людей; места первых поселений; основные исторические события в государстве и их отражение на жизнь сельчан.

Учащиеся должны уметь: строить столбчатые диаграммы; работать со статистическим материалом.

Хоть слово “мед” мы скажем десять раз,
Не станет сладко на губах у нас.

Трудовые ресурсы. Практическая работа “Анализ диаграммы “Половозрастная структура населения Волчно-Бурлинского”

Учащиеся должны знать: соотношение населения “дети – трудоспособные – пожилые”; причины колебания численности населения.

Учащиеся должны уметь: анализировать диаграмму “Половозрастная структура населения” , делать выводы.

– Что делает птица перед тем, как взлететь?
– Она становится гордой!

Станиславский К.С.

Просвещение. Практическая работа “Составление круговой диаграммы “Выпускники Волчно-Бурлинской средней школы”.

Учащиеся должны знать: основные этапы развития народного образования в селе; роль школы в жизни села и государства.

Учащиеся должны уметь: связывать исторические события государства и их отражение на жизнь села и школы; строить круговые диаграммы.

В первобытной душе у человека польза и красота занимали одинаково почетное место: прекрасное – полезно, полезное – прекрасно.

Блок А.

Культура. Практическая работа “Особенности русского национального костюма”.

Учащиеся должны знать: основные этапы становления культурных ценностей у русских в Сибири; связь культуры с особенностями природных условий.

Учащиеся должны уметь: объяснять особенности русского национального костюма; исполнять русские народные песни, побасенки, припевки.

Если больному не стало легче после беседы с врачом, то он не врач.

Бехтерев В.М.

Здравоохранение. Практическая работа “Как лечит моя бабушка”.

Учащиеся должны знать: основные этапы формирования системы здравоохранения в селе; имена людей, внесших достойный вклад в дело сохранения здоровья сельчан.

Учащиеся должны уметь: выполнять простейшие бабушкины советы по сохранению здоровья.

Если хотите переродить человечество к лучшему…, то наделите его землей.

Достоевский Ф.М.

Хозяйство. Практическая работа “Составление диаграммы “Производство сыра Волчно-Бурлинским сырзаводом в различные годы”.

Учащиеся должны знать: причины успехов и неудач экономических взаимоотношений сельских жителей и государства.

Учащиеся должны уметь: анализировать статистические данные, делать выводы, отстаивать свою точку зрения.

Экология (1 ч.)

В моем селе и снег пушистей,
И небо синее синей,
Его нельзя любить сильнее,
Но я люблю еще сильней.

Ефремов Ю.К.

Экология села и его окрестностей. Практическая работа “Нанесение на контурную карту экологически опасных объектов”.

Учащиеся должны знать: основные причины экологических нарушений в окружающей нас природе.

Учащиеся должны уметь: планировать и проводить мероприятия по оздоровлению экологической обстановки.

Библиографический список для учащихся:

  1. География села Волчно-Бурлинского. Новосибирск, 1999.
  2. Родная земля. Рабочая тетрадь. Новосибирск, 1999.
  3. Атлас по географии села. Самиздат, 2000.
  4. Видеоматериалы о природе и истории села.

Библиографический список для учителей:

  1. Горбунов В.В.и др. История Алтая.ч. 1, 2. Барнаул, 1997.
  2. Ревякин Н.В.и др. География Алтайского края. Барнаул, 1998.
  3. Розен М.Ф. Очерки об исследователях и исследованиях Алтая. Барнаул, 1996.