Использование проектной технологии на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки


Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие личностные качества. Резервы развивающего обучения раскрываются наиболее плотно, если этому способствуют благоприятный психологический климат на уроке и адекватное поведение как речевого партнера и старшего помощника.

Учителю необходимо объяснить учащимся цель задания. Прежде всего, необходимо изучить вместе с учениками памятку “Творческий проект – это интересно!”, в которой даются советы о том, как лучше организовать работу над проектом. Учащимся нужно помочь выбрать проект, который соответствует их интересам и уровню языковой подготовки. Учащиеся имеют право предложить свой собственный проект, если ни один из предложенных им не интересен.

Работа над проектом может вестись или индивидуально, или в группах. В последнем случае участникам совместного проекта следует помочь распределить роли и объяснить, что общий успех зависит от вклада каждого участника. Работа над проектом начинается на уроке под руководством учителя, продолжается дома, а презентация проекта осуществляется на следующем уроке. Важно организовать работу над проектом, создав максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала участников.

Особое внимание следует уделить презентации проекта, которая должна осуществляться, как правило, на уроке на английском языке. При работе над первым проектом желательно, чтобы сам учитель представил свой проект в качестве примера. Если в параллели несколько классов, можно организовать выставку лучших проектов, чтобы их могли увидеть и оценить ученики других классов, учителя, родители.

Очень важно организовать работу над проектом, создав максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала учеников. Для этого необходимо убедиться, что тема проекта подходит для всех участников группы, согласно их увлечениям и темпераменту. Необходимо убедить их использовать разнообразные способы работы: графическое написание, оформление, подборку иллюстраций и фотографий, а по необходимости – аудио или музыкальное оформление.

Личностно-ориентированное обучение, обучение в сотрудничестве, проектные методики в определенной степени позволяют решить проблему мотивации, создать положительный настрой к изучению иностранного языка, когда дети учатся с увлечением и раскрываются потенциальные возможности каждого ребенка.

Метод проектов может использоваться при обучении английскому языку в рамках программного материала практической значимости для школьника.

Используя в своей работе проектную методику, я пришла к выводу, что при обобщении, закреплении и повторении учебного материала, а особенно при организации его практического применения этот метод очень эффективен. Особенно привлекательным для меня является тот факт, что проектное обучение активно влияет на мотивационную сферу обучаемого. Очень важно также и то, что в работе над проектом дети учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них такие нравственные ценности, как взаимопомощь, желание и умение сопереживать; формируются творческие способности и активность обучаемых, т.е. идет неразрывный процесс обучения и воспитания.

Метод проектов формирует и совершенствует общую культуру общения и социального поведения в целом и приводит учеников к практическому владению иностранным языком

Тема проекта: “Путешествие в Лондон”

Предмет: английский язык

Класс: 6

Возраст: 11-12 лет

Количество учащихся: 14 человек

Время работы над проектом: 4 недели

Форма работы: урочно-внеурочная

Тип проекта: исследовательский

Цель проекта:

  • вовлечение каждого учащегося в активный процесс;
  • развитие умения проектировать;
  • изучение материалов, связанных со страной изучаемого языка и их практического применения;
  • развитие коммуникативных умений при общении на английском языке.

Задачи проекта:

  • развитие интереса к предмету;
  • использование новой лексики;
  • формирование навыков по исследовательской деятельности;
  • развитие умения формулировать мысли на английском языке и грамматически правильно оформлять их.

Информационно-техническое обеспечение: учащиеся использовали домашний компьютер, изучали материалы, использовали фотографии, оформляли доклады, буклеты, карту.

Мотивация к работе: Проект по теме “Путешествие в Лондон” (этап обучения можно определить самостоятельно).

Ситуация: английские школьники пригласили наших ребят приехать к ним на празднование Рождества и попросили обсудить, каким видом транспорта они воспользуются, и какую культурную программу им хотелось бы иметь в Лондоне, желательно с обоснованием, поскольку ребят нужно встретить и заранее заказать экскурсии. Некоторые дети из России смогут разместиться в семьях английских партнеров, но кто-то будет жить в гостинице, об этом следует позаботиться. Тип проекта определяется как практико-ориентированный. Однако, как в любой другой проект, он предусматривает использование исследовательских методов.

Может потребоваться информация исторического, географического плана. Это покажет развитие проблемы, сюжета.

Ход осуществления проекта

Проект предусматривал шесть этапов:

Первый этап: ситуация предлагается учителем на первом уроке работы над темой “Путешествие в Лондон”. Учитель просит обсудить, какая денежная сумма необходима для организации поездки. Начинается обсуждение (фронтально, всем классом). Ребята должны не просто назвать сумму, но и обосновать ее, исходя из предполагаемых расходов. Они вправе задавать учителю любые вопросы. Все обсуждение ведется на английском языке. На данном этапе урока учитель показывает всю необходимую для этого лексику. Обсуждение проводится не в форме ответов на заранее подготовленные учителем вопросы, а в виде естественного обсуждения. Инициатива должна исходить от ребят. В результате такого обсуждения определяется некая сумма, необходимая и достаточная для организации поездки.

При выборе вида транспорта и экскурсий надо уложиться в эту сумму и постараться при этом увидеть как можно больше.

Далее обсуждаются вопросы, связанные с поездкой: с какой целью каждый из ребят хочет побывать в Лондоне, какой вид транспорта выбрать (мотивировать свой выбор); как купить билеты; как забронировать номера в гостинице; какие достопримечательности посмотреть.

Вопросы обсуждены (могут возникнуть и другие), записаны на доске. Класс делится на подгруппы, каждой из которых поручается подготовить свой вопрос. Появляется необходимость в знании определенных языковых средств для обсуждения общей проблемы. (По ходу обсуждения учитель подсказывает необходимую лексику.)

Второй этап: вводится новая лексика по теме “Путешествие в Лондон”. Учитель знакомит учащихся (любым выбранным им способом) с лексикой, предназначенной для активного овладения, и одновременно предлагает каждой подгруппе дополнительный список лексики, которая может им потребоваться при обсуждении их вопроса. Эта лексика предназначена для узнавания. После закрепления (в результате выполнения определенных упражнений) активной лексики каждая группа готовит сообщение “Traveling to London”. Предусматриваются возможные варианты: to meet people; to discover new places; to get acquainted with traditions and customs; to have a rest.

Начинается распределение ролей по группам и внутри групп. При этом каждой группе дается определенный текст для чтения по теме: “Traveling to London”.

Третий этап: группам дается задание выбрать свой вид транспорта (“Different Ways of Traveling”) и обосновать выбор. Учитель дает справку о стоимости билетов на различные виды транспорта и в разных классах. Каждая группа выбирает свой способ передвижения и, используя известную им лексику, рассказывает о преимуществах и недостатках данного способа путешествия. При этом используется активная лексика, например: It is quite quick but very expensive; to be sick; you don’t have to wait at airports; the place of destinations; to be comfortable; travel by …; to book the tickets beforehand; single or return?; platform; departure/arrival; first class/economy; a luggage (baggage) claim – check; hijack и т.д.

После того, как каждая группа обосновала свою точку зрения и ответила на вопросы участников других групп, учитель организует общее обсуждение, чтобы прийти к общему выводу, каким же транспортом выгоднее воспользоваться.

На этом уроке можно послушать дополнительный материал в звукозаписи, связанный с обсуждаемой проблемой. В результате состоявшегося обсуждения могут сложиться различные варианты: все пришли к единому мнению, все разошлись во мнениях и остались при своем выборе, наметились два-три варианта.

Четвертый этап: организация путешествия. Каждый из участников начинает работать над своей проблемой. Организация путешествия предполагает такие виды деятельности: заказать и купить билеты в соответствии с выбранным способом передвижения; забронировать номер в гостинице, договориться с друзьями, которые предложили остановиться у них, заказать комнату в молодежном лагере (при этом, возможно, придется воспользоваться услугами различных туристических агентств); составить список достопримечательностей, которые хотелось бы посмотреть, пользуясь услугами агентств и гидов.

Каждая группа работает отдельно, пытаясь организовать свое путешествие. Учитель при этом может обеспечить их разнообразной информацией, почерпнутой из разных источников (рекламных туристических справочников, описаний достопримечательностей, рекламных транспортных агентств и т.п.)

Можно предложить также в качестве образца ряд диалогов (в печатной форме или лучше в звукозаписи).

При сборах необходимо взять с собой: your passport; a sleeping bag4 a travel guide; a ticket; a visa; a map; a health insurance; a money belt; a first – aid kid; a camera.

Если ребята решили остановиться в гостинице, необходимо забронировать номер заранее. Учащимся предлагаются фразы и словосочетания: I’d like to reserve a single room with bath overlooking the park; I’d like to reserve a double room facing the sea; The hotel is very quiet street; We haven’t got any such accommodation available at the moment; I haven’t got much luggage; I haven’t got any luggage to take from the left – luggage office; to send a latter of application; to visit somebody; Which hotel are you staying at?; Did you have a nice trip?

Данный этап работы над проектом занимает два – три урока, поскольку материала накапливается много и требуется время для его обсуждения и принятия решений.

На последующих занятиях (по мере продвижения работы над проектом) в группах, а затем перед классом разыгрываются типичные ситуации в аэропорту, на вокзале при оформлении документов, на таможне и т.п. (в виде ролевых игр).

Пятый этап: на предыдущих занятиях ребята определялись с выбором программы пребывания, в частности с выбором достопримечательностей (”Visiting Places”). При подготовке к этим урокам учащимся предлагалось подобрать из разных источников информацию о Лондоне. Учитель может использовать звукозапись, видео, слайды, статьи о достопримечательностях города, например: Westminster, Trafalgar Square, The Royal Palaces, Kensington, Legal, Regal and Ceremonial London, North London, Parks, The River Thames. В результате обсуждения в группах ребята составляют программу прогулки по городу и посещения его достопримечательностей (каждая группа свою).

Шестой этап: заключительный этап (в зависимости от подготовки группы работа может быть продолжена на последующих уроках, и заключительный этап может состояться позднее). Каждая группа защищает перед всем классом свои проект, аргументируя, почему выбраны тот или иной способ путешествия и программа пребывания. Участники других групп задают выступающим как можно больше вопросов, стараясь найти недостатки в проекте. При этом группы по ходу защиты своего проекта могут использовать в качестве аргументов любые средства наглядности, специально подобранные для этого случая. По окончании защиты проектов и общего обсуждения класс составляет полную программу подготовки к поездке и пребывания в Лондоне.

На последующих уроках тему при желании можно продолжить, используя ролевую игру: приезд групп российских школьников в Лондон, встреча, празднование Рождества (новая тема), посещение музеев, дворцов и других достопримечательностей. Кто-то из ребят может исполнять роль гида, другой – экскурсовода, кому-то достанется роль любопытного российского школьника и т.д.

Метод проектов является составной частью обучения английскому языку школьников на начальном этапе, так и при дальнейшем овладении им. Одной из главных задач обучения иностранным языкам является решение такой важной проблемы, как развитие самостоятельной работы учащихся, ориентирование их на активное творческое усвоение материала, умение логично мыслить и оперативно принимать самостоятельно решения.

Как показывает опыт работы, уроки, посвященные страноведческой тематике, способствуют поддержанию интереса у школьников к предмету “иностранный язык”, совершенствованию у них речевых навыков и умений, обогащению учащихся новой информацией о стране изучаемого языка. В ходе подготовки к таким урокам повторяется страноведческий материал предыдущих лет обучения, привлекаются источники, содержащие дополнительную информацию о стране изучаемого языка, осуществляются межпредметные связи.

Проектное обучение – полезная альтернатива классно-урочной системе, но отнюдь не должно вытеснять ее.

Проектное обучение активизирует деятельность учеников, так как оно:

  • личностно-ориентировано;
  • самомотивируемо, и как результат, у учеников, по мере выполнения работы, возрастает степень увлеченности ею;
  • позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле;
  • приносит удовлетворение ученикам, видящим результаты (продукт) своего собственного труда.

Список литературы:

  1. Новые педагогические и информационные технологии / под ред. Е.С. Полат – М., 1999
  2. Мильруд Р.П. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам / Р.П. Мильруд // иностранные языки в школе. – 2000 - №4 с. 9-16
  3. Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов // Наука и школа. – 1997 - №4
  4. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование, 2000, 336с.
  5. Скоробогатова Г.Г. Проблемная, проектная, модульная и модульно – блочная технологии в работе учителя / Г.Г. Скоробогатова, МИОО, М.,2002 70с.
  6. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. – 2000. - №2
  7. Сафонова В.В Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. – Воронеж: Истоки 1996.
  8. Сафонова В.В. Проблемные задания на уроках английского языка в общеобразовательной школе. – М.: Еврошкола, 2000.