Организация самостоятельной работы в группе коррекции на уроке истории

Разделы: История и обществознание


Во время проведения урока в группе коррекции преподаватель сталкивается со значительными трудностями. По уровню подготовки, вниманию и общему развитию учащиеся коррекционных групп заметно отличаются от детей с законченным основным общим образованием. Они с трудом воспринимают устный рассказ, быстро устают и начинают отвлекаться. Кроме того, имеются трудности психологического порядка. Эти дети часто обладают завышенной самооценкой, не соответствующей их действительному состоянию. Например, они болезненно откликаются на само название "коррекционная группа". Лично мне пришлось столкнуться с просьбой не называть их этим именем. Вероятно, в данном случае мы сталкиваемся с живой иллюстрацией приписываемого древнему философу изречения: "Я знаю то, что ничего не знаю", только в своеобразном преломлении. По мере увеличений объема знаний увеличивается и граница непознанного. Знающий человек осознает, насколько велико знание, которое еще нужно осваивать. Малообразованный или малознающий человек не отдает себе в этом полный отчет. Объем его знаний невелик, а горизонты неизвестного узки, поэтому он нисколько не сомневается, что до полного знания ему остается совсем немного. Когда учащийся группы коррекции обнаруживает, что он знает значительно меньше, чем ему представляется, он резко теряет интерес и к учебе и к преподавателю и попросту выпадает из процесса обучения.

Для того, чтобы этого не происходило, приходится использовать приемы по организации самостоятельной работы учащихся. При этом необходимо учитывать их уровень. По своему опыту я убедился, что одним из лучших способов занять учащихся полезной деятельностью является работа с учебником. Очевидно, что простое чтение параграфа с последующим опросом и контролем усвоения малополезно. Даже в том маловероятном случае, когда вся группа с величайшим вниманием одолеет текст, нет никакой уверенности, что она сможет его запомнить или понять. Поэтому мне приходилось вмешиваться в самостоятельную работу учащихся, чтобы заострить внимание на тех или иных важных моментах и кроме этого, постоянно и ненавязчиво возбуждать их внимание. Это приходилось делать так, чтобы учащийся не чувствовал, что его заставляют, а двигался как бы сам, но в сущности так как нужно преподавателю. Если представить это образно, вместо того, чтобы с большими усилиями "погонять" учеников, преподаватель вывешивает перед ними "морковку", за которой они устремляются. Естественно, что самый слабый ученик не является все же "осликом", поэтому старый и известный прием приходится приспосабливать к конкретным обстоятельствам.

Лично мне удается следующая форма работы. Если учащиеся в силу каких-то причин не настроены на усвоение нового материала со слов учителя, они получают на руки имеющиеся в классе учебники для самостоятельной работы. Преподаватель заранее намечает вопросы по тексту параграфа. Сложность их можно изменять вплоть до простого превращения какого-либо утвердительного высказывания из текста в вопрос. Эти вопросы являются своеобразными "вехами", разыскивая ответы на которые учащийся "движется" по тексту от одного ответа к другому. Количество вопросов при этом целесообразно делать кратным пяти, чтобы легче было оценивать работу, иными словами за три (шесть и т.д.) ставится "тройка". Сами вопросы записываются на доске, а учащиеся письменно отвечают на них либо в тетради, либо на розданных им преподавателем листах бумаги. Для того, чтобы ответить на вопросы, учащимся приходится внимательно и полностью прочитать нужный текст. Естественно, что размеры предназначенного для самостоятельной работы текста можно менять. Для того, чтобы стимулировать отстающих, вопросы на доске записываются не все сразу, а по мере того как учащиеся справляются с заданием, преподаватель стирает их и пишет новые. При этом можно потребовать, чтобы учащийся делал письменную ссылку на страницу и даже абзац и строку, где он обнаружил ответ. Любопытно, что эти требования воспринимаются детьми очень серьезно, что для меня является загадкой, поскольку им вряд ли известны правила обработки документов и системы ссылок. Возможно, что неосознанное уважение к документам и параграфам происходит из личного знакомства многих из "коррекционных" учащихся с правоохранительными органами.

Описанную выше задачу можно усложнять. Наряду с вопросами-приманками задаются вопросы будущего тестового опроса. Последний целесообразно провести в конце урока, пока усвоенная информация еще свежа.

По нашему мнению, предложенный способ организации самостоятельной работы с учебником обладает рядом преимуществ. Для достижения результата учащемуся приходится постоянно сосредотачиваться и напрягать свое внимание в поисках ответов. Обнаруженный ответ одновременно является достижением и вознаграждением и стимулирует к дальнейшей работе. Это устраняет монотонный характер работы и вносит в нее элемент свободного выбора и соревнования. По своему опыту имел возможность убедиться, что учащиеся стремятся выполнить наибольшее количество заданий. При этом почти исключается отрицательный результат. Вопросы следует расставлять так, чтобы даже слабейший ученик в течение отпущенного времени мог найти ответы для получения "удовлетворительной" оценки (3, 6, 9 ... ответов).

Необходимо отметить, что организация и проведение такого рода работы требует от преподавателя заметной отдачи. Помимо составления толкового вопросника приходится работать у доски, записывая новые вопросы, отслеживая скорость выполнения задания и отвечая на возникающие в ходе самостоятельной работы вопросы. Эти трудности все же с лихвой возмещаются взаимным и плодотворным общением обучающего и обучающихся.

Судя по собственному опыту уверяю, что ученики охотно выполняют такого рода самостоятельные задания, поскольку они прививают им уверенность в своих силах и знаниях, и способности учиться. Последнее очень важно для ученика коррекционной группы, который несмотря на уверенность в своем общем превосходстве над "ботаниками", все же в глубине души очень озабочен своим требующим дополнительной "корректировки" уровне. Таким образом, в ходе организованной самостоятельной работы достигаются не только образовательные, но и важные воспитательные цели.

Вашему вниманию предлагается разработка по теме: Образование Союза Советских Социалистических Республик (п. 19, с. 143 - 149) из учебника Данилов А. А., Косулин Л. Г., Бранд М. Ю. История России, XX - XXI века: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2005.

Параграф содержит следующие рубрики: Национальные окраины в гражданской войне (с. 143-144), Предпосылки объединения социалистических республик (с. 144-145), Как строить многонациональное государство (145-146), Образование СССР, первая Конституция СССР (146-147), Национальная политика и межнациональные отношения (147-148).

Задача учащихся состоит в поиске ответов на следующие вопросы:

Национальные окраины в гражданской войне:

1) Какие органы власти действовали на Украине до февраля 1918 г.? - Два органа власти: в Киеве - Центральная рада, в Харькове - Советское правительство (с. 143, 2 абзац сверху);

2) Что такое советизация? - Расширение советской власти путем освобождения оккупированных немецко-австрийскими войсками территорий (с. 143, 3 абзац снизу; * учитель может поправить неудачное выражение "советская система");

3) Кто такие басмачи? – Отряды, созданные в Туркестане некоторыми представителями мусульманского населения для борьбы с советской властью (с. 144, 1 абзац сверху).

Предпосылки объединения социалистических республик:

4) Кому принадлежала фактическая власть в советских республиках? - Национальным коммунистическим партиям, входившим в состав единой РКП(б) (с. 145, 2 абзац сверху);

5) В каких областях происходило взаимодействие РСФСР с советскими республиками в 1920 - 21 гг.? - Взаимодействие происходило в хозяйственной и дипломатической областях (с. 145, 3 абзац сверху).

Как строить многонациональное государство:

6) Сталинский план объединения назывался "автономизацией", как в противоположность ему мог бы называться ленинский план? - Федерализация (с. 145, последняя строка на странице; с.146, 1 абзац сверху; * трудный вопрос, т. к. понятие должно быть выведено логически по аналогии: автономия - федерация (145); Ленин подверг план автономизации резкой критике (с. 146): автономия - автономизация, федерация - ...?).

Образование СССР, первая Конституция СССР:

7) Когда был образован СССР? - Декларация об образовании СССР принята 30 декабря 1922 г. (с. 146, заголовок 2 абзаца снизу);

8) Какое право было обеспечено за каждой республикой, входившей в Советский Союз? - Право свободного выхода из Союза (с. 146; 2 абзац снизу);

9) Какие полномочия республики передавали центральным органам? - Международное представительство, оборона, пересмотр границ, государственная безопасность, внешняя торговля, транспорт, бюджет, связь, денежное обращение;

10) Почему выборы делегатов съезда Советов СССР не являлись подлинно демократическими? - Основания перечисляются во 2 абзаце сверху на с. 147;

Национальная политика и межнациональные отношения:

11) Национальную специфику каких народов пыталась учитывать центральная власть СССР? - Народов Севера и Востока (с. 147, 2, 3 абзацы снизу; * трудный вопрос, так как ключевые слова расположены в разных абзацах, достаточно далеко (19 строк) друг от друга);

12) В чем состояла цель так называемой политики коренизации? - Привлечь к государственному управлению представителей местных национальностей;

13) Чем оборачивалась политика коренизации? - Ущемлением прав русского населения;

14) Назвать положительные последствия обретения государственности народами бывшей Российской империи? - Пробуждение национального самосознания, становление и развитие национальных культур;

15) Назвать отрицательные последствия обретения государственности народами бывшей Российской империи? - Ущемление прав народов, веками живших вместе на одной территории.