Изготовление сувенира-игольницы "Шляпка"

Разделы: Технология


Модуль программы: Рукоделие. Ручные работы.

Тема урока: Изготовление сувенира – игольницы “Шляпка”.

Цели урока:

  • Совершенствование умений шитья.
  • Использование изученных ручных швов; закрепление полученных теоретических знаний о гармонии цвета.
  • Применение приобретенных знаний и умений в практической деятельности, воспитание эстетического вкуса, трудолюбия и ответственности за результат своего труда.
  • Создание на занятии рабочей дружеской атмосферы.

Метод проведения:

Объяснения с элементами показа приёмов работы, правила техники безопасности, работа с инструкционными картами.

Оснащение урока:

  • Коллекция игольниц, выполненных в разных стилях;
  • выставка готовых работ;
  • образцы материалов и инструментов;
  • инструкционные карты;
  • раздаточный материал.
  • Таблицы “Цветовой круг”, “Гармонирующие цвета”.

Для лабораторно-практической работы:

  • Ткань (желательно тонкое сукно или стрейч);
  • Тесьма или лента: (ширина –1см., длина – 50 см.)
  • Иголки;
  • Булавки;
  • Картон;
  • Поролон;
  • Ножницы;
  • Линейка;
  • Лекала;
  • Мелок

План урока

  1. Организационный момент. Постановка цели урока и объяснение задач (2 мин.).
  2. Теоретический раздел: объяснение нового материала (15 мин.)
  3. Практический раздел: работа учащихся.

1. Организационная часть урока

Приветствие учащихся, проверка явки, и готовности к уроку. Сообщение темы и краткий обзор урока.

2. Подготовка к восприятию нового материала: беседа-обобщение с ориентировкой на жизненный опыт учащихся

Примерные вопросы беседы:

  1. Нравятся ли Вам игольницы, представленные на этой мини-выставке?
  2. Есть ли в ваших домах такие игольницы?
  3. Если есть, то кто выполнял их?
  4. С какими работами приятнее иметь дело: с купленными в магазине или сделанными своими руками?
  5. Как Вы думаете, актуальны ли они в наши дни?
  6. Хотите Вы сделать такие же игольницы для своих друзей и близких?
  7. Украсят ли они Ваш дом?

3. Изучение нового материала

На прошлых занятиях мы с вами познакомились с ручными швами.

Какие швы мы изучили? (Ответы детей).

Кто знает, как называется самый простой шов? (Ответ детей).

Верно - "вперед иголку".

А для чего он служит? (Ответы детей).

Какие еще швы Вы знаете? (Ответы детей).

Сегодня наша задача состоит в том, чтобы научиться аккуратно выполнять изученные швы. Глядя на образцы игольниц, вы поймете, что в умелых руках эти незатейливые швы творят чудеса. Еще мы должны научиться правильно подбирать ткани друг к другу, украшения и цвет ниток, а для этого нам тоже понадобятся ваши знания и мои помощницы - таблицы. Вот они перед вами.

Контрастное сочетание.

Достаточно взглянуть на них, и вы вспомните, какой цвет с каким живет в мире и согласии.

Тема нашего занятия: изготовление игольницы.

Игольницы - прекрасный сувенир, который может быть использован как аксессуар для шитья и вышивания, так и для декоративных целей.

У стандартных игольниц есть атласная петля, и они могут быть использованы для украшения интерьера.

Игольницы на руку используются как браслет. Их удобно применять во время шитья или вышивания. Снизу у них - резиновая петелька, позволяющая надевать игольницу по желанию на палец или руку. Иголки и булавки всегда будут рядом, а пластиковая основа не даст проткнуть игольницу и уколоть руку.

В моей шкатулке для рукоделия спрятались различные инструменты. Я их буду доставать, а вы называйте их и говорите, для чего они нужны.

Иглы должны быть хорошо отшлифованы. Для работы употребляют тонкие стальные иглы средней длины с круглым ушком. Ножницы употребляют стальные, с острыми концами. В работе нужны ножницы, как с прямыми концами, так и с загнутыми.

Наперсток - металлический или пластмассовый колпачок с множеством мелких насечек-углублений. Его надевают на средний палец рабочей руки.

Карандаши - твердые и мягкие понадобятся для перевода рисунка на ткань.

Я думаю, нам можно приступить к практической работе. Но чтобы сделать ее, нужно знать последовательность работы, то есть технологическую карту. Сейчас я вам раздам карточки, а вы напротив каждой строчки поставите цифры в том порядке, в каком должна выполняться данная работа.

Приступаем к практической работе. Для начала нужно будет, как мы выяснили, сделать эскиз будущей игольницы. Сейчас приготовьте иголки с нитками. Обратите внимание на таблицу сочетания цветов и приступайте к работе. Но до этого вот вам вредные советы. (Приложение).

4. Практическая работа: Изготовление сувенира- игольницы “Шляпка”.

Инструкционная карта.

Рис.1.

Заготовка уплотнителей для шляпки:

1. Вырезать по лекалу из картона 2 круга:

а) диаметром – 11 см.

б) диаметром – 5, 5 см.

2. Подготовить поролоновую прокладку:

(диаметр - 5,5 см, высота – 2.5 см)

Верх можно немного заузить и скруглить.

Рис. 2. Раскрой деталей шляпки. Выкроить из ткани 2 круга:

а) диаметром – 19 см.

б) диаметром – 13. 5 см.

Рис. 3. Изготовление полей шляпки. Отступя от края 0.5 см. проложить мелкую сметочную строчку, стянуть ее, вложив предварительно внутрь картонный круг. Закрепить нить.

Рис. 4. Изготовление донышка шляпки. Отступя от края 0.5 см. проложить мелкую сметочную строчку, стянуть ее, вложив предварительно внутрь картонный круг и поролон. Закрепить нить.

Рис. 5.Соединение деталей шляпки. Наложить донышко шляпки на поля и прикрепить вручную мелкими потайными стежками.

Рис. 6. Окончательная отделка шляпки. Украсить шляпку лентой, закрыв шов соединения.

5. Текущий инструктаж и выполнение практической работы

  • Обход рабочих мест учащихся.
  • Проверка соблюдения ТБ при работе с ножницами.
  • Проверка соблюдения технологии и приёмов работы.
  • Проверка соблюдения санитарно-гигиенических требований.
  • Индивидуальная работа с учащимися, помощь при работе.
  • Контроль за работой, выполняемой учащимися.

С интересом, воодушевлением и творческим подъёмом пятиклассницы изготовили игольницы в виде маленьких шляпок. Вид, форму и цветовую гамму своих шляпок девочки обдумали заранее, подобрали необходимые материалы, начертили эскиз. Во время занятия девочки сумели  преодолеть все этапы работы: раскрой, пошив, отделку изделия, продумали его рекламу. Завершением работы стал творческий показ своих изделий.

6. Заключительная часть урока

Мы сегодня с вами проделали очень большую работу. Мне хочется узнать: где вы будете использовать ваши игольницы? (Ответы девочек).

Что нового узнали за время нашего общения? Я благодарю всех за сотрудничество и жду вас на следующее занятие, которое будет не менее интересным. Для этого нужно иметь при себе лоскутки ткани, нитки, иголки.
Я прощаюсь с вами. Желаю много удачных дней.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВРЕДНЫЕ СОВЕТЫ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ ТЕМ, КТО ЗАНИМАЕТСЯ РУКОДЕЛИЕМ.

1. Ножницы, иголки, булавки аккуратно разложи на всем своем рабочем месте - у тебя будет много-много друзей-помощников.

2. Нитки рви и кусай, не используй для этого драгоценные ножницы.

3. Обсуди во время работы все свои проблемы.

4. Если ты захотела отлучиться на минутку, непременно возьми с собой ножницы, чтобы не было скучно в пути.

5. Тупые ножницы, ржавые иглы - тебе верные друзья.

6. Если ты захотел оказать услугу, разомкни ножницы и смело тычь ими в руку просящего.

7. Чем больше предметов на твоем рабочем столе, тем им веселее, ты сразу найдешь нужную тебе вещь.

Вредные советы постарайся выполнять в точности.