Времена не выбирают, в них живут и умирают (Реформы Петра I)

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

-сформировать представление о причинах начала реформ в военной области;

-раскрыть суть государственных реформ Петра I;

-дать оценку реформам;

-выяснить, в чем значение реформ в области государственного управления.

Основные понятия: волонтер, рекрутская повинность, бердыш.

Оборудование урока: карта “Российская империя при Петре I (Европейская часть)”.

Ход урока.

Учитель: Да, действительно, времена не выбирают, в них живут и умирают. Любой человек оставляет о себе память в сердцах потомков. И от того, какую жизнь прожил человек, такая о нем и останется память. Людей оценивают по поступкам, тем более, если это касается государственного деятеля. И одна из задач сегодня на уроке – изучив реформы Петра I, оценив его деятельность, охарактеризовать Петра I как исторического деятеля.

У каждого из Вас на партах лежат кружки разного цвета.

1 группа (кружки красного цвета). Вы должны изучить предложенный документ (см. приложение №1), в котором дан анализ реформам Петра I и согласиться или нет с автором документа. Свой ответ необходимо аргументировать.

2 группа (кружки зеленого цвета). Вам по ходу урока необходимо выяснить, в чем значение реформ Петра I.

3 группа (кружки синего цвета). Вам задание – составить по ходу урока вопросы по теме: “Реформы Петра I”.

Урок посвящен крупному политическому и военному деятелю России – Петру Великому.

-Какое событие, на Ваш взгляд, сыграло огромную роль в формировании личности Петра?

Учащиеся дают различные ответы. Учитель отмечает, что огромную роль в формировании личности Петра как реформатора сыграла длительная поездка по европейским столицам, где он знакомился с образом жизни, достижениями европейских народов.

-Можно ли назвать точную дату преобразований?

Учащиеся дают различные ответы. Одни считают, что это конец 80-х годов, когда были созданы первые регулярные полки русской армии (Преображенский и Семёновский). Другие считают, что это 1695 год, когда в Воронеже началось строительство русского флота. Некоторые ученики называют началом преобразований досадное поражение под Нарвой.

Учитель: Здесь не будет серьезной ошибки, ибо точную дату начала преобразований, конечно, установить нельзя. Нет, и никогда не было у Петра документа, который бы назывался “Проект реформ”. Конечно, были и непоследовательность, и отдельные импровизации в законодательной деятельности. Порой пером Петра водили чувства гнева и державной вседозволенности. Недаром А.С. Пушкин скажет спустя столетие, что некоторые из указов царя написаны кнутом. Одни реформы проводились не сразу, а годами, другие – урывками, в перерывах между военными действиями. Война заняла огромное место в жизни Петра. Не успела закончиться в 1700 году турецкая компания, как началась Северная война. В этом промежутке была недолгая, но кровопролитная война с Турцией в 1723 году. Для ведения этих войн нужна бала большая, хорошо вооруженная и обученная армия. И Петр необычайно много времени уделял ее созданию и укреплению.

-Как Вы думаете, какое сокрушительное поражение русской армии сделало реформу безотлагательной?

Учитель: Совершенно верно – поражение под Нарвой. У Петра уже не было сомнений, что армия должна строиться на иных, чем раньше принципах комплектования и обеспечения. О том, какой была армия, расскажут историографы (ученики класса, получившие опережающее задание).

Историограф: Иван Посошков писал: “У пехоты ружье было плохое и владеть им не умели, только боролись ручным боем – копьями и бердышами и то тупыми. (Бердыш – вид холодного оружия, широкий длинный топор с изогнутым лезвием в виде полумесяца). А если конницу посмотреть, то не то что иностранцам, но и самим смотреть на них зазорно: у них клячи худые, сабли тупые и ружьем владеть никак не умели”.

Учитель: Россия нуждалась в регулярной армии, подобной тем, которые были у других европейских государств. Первый шаг был сделан еще в 1699 году, когда в армию стали набирать волонтеров из разных социальных слоев. Сразу же создавая из них регулярные полки. (Волонтер-лицо, добровольно поступившее на военную службу). В 1705 году Петр I делает следующий шаг в военной реформе: он издает указы о прекращении вольности (добровольцев) и переходе к рекрутскому набору. (Рекрутская повинность – способ комплектования русской регулярной армии из податного сословия, которое выставляло из своих общин определенное число рекрутов).

В 1712 году был издан указ, ставший символом жестокости и вызвавший ужас у людей.

Историограф: “А для знаку рекрутам значить на левой руке, накалывать иглою крест и натирать порохом. И сказать всех губерний в уездах явственно, в городах и по церквам, и на торах, кто увидит такого человека, который имеет крест на левой руке назначенный, чтобы их ловили и приводили в город. А кто такого человека увидит и не приведет, то сам записан будет в рекруты. А для образца послать в губернии начертанные руки с назначенными крестами”.

Учитель: Действительно, образец наколки названной в народе “Печатью Антихриста”, был приложен к указу и производил тягостное впечатление. В 1716 году был издан Устав воинский. Создание новой армии, строительство флота – все это привело к резкому увеличению работы государственных учреждений. Необходимо было провести реформу органов государственного управления.

- По ходу рассказа ученика (опережающее задание) учащимся класса необходимо составить схему государственного управления при Петре I (составление схемы, проверка, см. приложение № 2).

Учитель: К сожалению, первой отказала система местного управления. Тогдашние уезды охватывали огромные пространства, равные нескольким современным областям. Петр I принимает решение об образовании губерний.

-Найдите на карте, какие губернии были образованы.

(Работа класса с картой).

Учитель: В сущности, Петром была проведена децентрализация управления. Новые руководители губерний, ими стали ближайшие сподвижники царя, сосредоточили в своих руках огромную власть над некоторыми старыми уездами. К Началу 1711 года Петр пришел к выводу о необходимости создания Сената.

- Изучив документ (см. приложение №3) “Инструкции Петра Сенату”, очертите круг обязанностей Сената и сделайте вывод о широте данного органа.

Ответы учащихся сводятся к следующим положениям:

-Сенат имел власть судебную, административно-управленческую, а иногда и законодательную.

-Сенат ставился на значительную высоту в системе государственных органов.

-Но и за самим Сенатом Петр I организовал контроль. С 1715 года его осуществлял генерал-ревизор, а с 1722 года – генерал-прокурор. Он контролировал всю работу Сената, его канцелярии, аппарата – не только принятие решений, но и их исполнение. Незаконные с его точки зрения, постановления Сената он мог приостановить, опротестовать. Он сам и его помощник подчинялись только царю, подлежали его суду.

Учитель: Создание коллегий было одной из серьезнейших проблем реформы. Задумывалась не просто очередная реорганизация аппарата, а новое строительство по иным, нежели ранее принципам – принципам камерализма.

12 декабря 1717 года был издан указ, названный “Реестр коллегиям. О должности, что в которой управляти надлежит” (см. приложение № 4).

(работа с документом).

- Какие коллегии были созданы, и каковы их функции?

Учитель: К коллегиям примыкало несколько учреждений, тоже по существу, являвшихся таковыми. Например, синод – центральный орган управления церковными делами и имениями, учрежденный в 1721 году. Довольно своеобразно складывались отношения Петра с церковью. В его церковной политике самым главным было стремление подчинить церковь власти государства. Синод (Духовная коллегия) не имел президента и главой Русской православной церкви считался император. Этот титул Петр получил в 1721 году.

Сегодня на уроке мы только начали знакомиться с реформами Петра. На следующем уроке мы продолжим начатую работу.

А теперь, давайте вернемся к тем заданиям, которые Вы получили в начале урока.

Закрепляем пройденный материал по вопросам, которые составили ребята из 3 группы.

(Учащиеся задают составленные вопросы).

Учитель:

То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.

- Эти слова сказаны о Петре I. А так ли это?

(Используя мнение историка Соловьева С.М., - свои выводы о реформах Петра I; представители 1 группы анализируют реформы Петра).

-Подведут итог урока представители 2 группы, которые дадут историческое значение реформам Петра.