Создание библиотечно-информационного отдела на базе школьной библиотеки гимназии № 19 им. Н.З. Поповичевой г. Липецка

Разделы: Организация школьной библиотеки


1. Осмысление необходимости создания библиотечно-информационного отдела.

Вхождение человека в период развития информационного общества, со стремительно возрастающими объемами новых знаний и информации, повлекло за собой смену парадигмы “образование на всю жизнь” на концепцию непрерывного самообразования, саморазвития и самоанализа. Образование превращается в непрерывный процесс и далеко выходит за рамки традиционного формального.

Продуктивность процесса обучения теперь во многом определяется качеством обеспечения информационных потребностей педагогов и школьников, а это, несомненно, требует значительной поддержки со стороны школьных библиотек. Новые тенденции педагогического процесса затронули и школьную библиотеку как подсистему образовательного учреждения, что повлекло за собой её модернизацию – создание библиотечно-информационного отдела.

Планируемые изменения являются длительным процессом, а не одноразовым событием. Реализация одного проекта влечет за собой необходимость создания следующего, подчас совершенно неожиданного. Такая цепная реакция – совершенно естественный ход развития структуры. “Движение есть жизнь”, – говорят философы и врачи. И мы соглашаемся с ними, начиная создавать новую библиотеку.

Меняется сама миссия библиотеки: из учебно-вспомогательного подразделения библиотека становится структурным центром гимназии, определяющим информационно-библиотечное обеспечение, базой развития критического мышления, медиаобразования, формирования информационной культуры личности. 

Нынешний этап осмысления механизмов взаимодействия традиционной библиотеки с новейшими электронными технологиями выводит библиотечную деятельность по обслуживанию читателей гимназии на качественно иной, более продуктивный, чем прежде, уровень.

Необходимость создания библиотечно-информационного отдела очевидна. Преимуществом концептуальной модели перспективного развития библиотечной среды служит её согласованность с принципами:

  • интеллектуальной свободы и свободного доступа к информации;
  • содействия расширению границ библиотечной деятельности, круга полномочий и профессиональной компетенции библиотекарей;
  • субъект-субъектного взаимодействия библиотекаря и читателя в процессе обслуживания;
  • гуманизация содержания и методов библиотечного обслуживания читателей, привлечение к пользованию библиотекой и создание равных условий для вех, в частности для социально-уязвимых категорий учащихся;

Развиваясь, трансформируясь и модернизируясь, библиотека должна остаться культурно-цивилизованным феноменом с функциями общественного института, обладающей универсальной компетенцией, включающей все достижения культуры и цивилизации. Информатизация – мощное средство модернизации библиотеки.

Важно при создании новой модели библиотеки не утратить основное её предназначение, которое состоит в сохранении баланса традиционных, базовых ценностей с трансформацией, не допускающей поглощения книги, чтения, существующей культуры.

Технологии навсегда изменили привычную деятельность библиотеки. Они оказывают влияние на каждую грань библиотечной работы. Но миссия библиотекаря - полное информационное обслуживание читателей и пользователей - не изменилась, она лишь обрела новую глубину и содержание, новые возможности.

2. Цели и задачи библиотечно-информационного отдела.

Модернизируясь библиотека становится:

  • целостным структурным отделом гимназии, определяющим информационно-библиотечное обеспечение;
  • базой развития критического мышления, медиаобразования;
  • формирования информационной культуры личности;
  • основным составляющим элементом ресурсно-информационного центра гимназии.

Планируемые изменения прямо или косвенно затрагивают все аспекты деятельности библиотеки: от организации работы и внедрения новых технологий до взаимоотношений с коллегами, педагогами, родителями и администрацией.

Перед библиотечно-информационным отделом поставлены следующие цели:

  • создание единой коммуникативной информационно-образовательной среды,
  • повышение информационной культуры всех участников учебно-воспитательного процесса.

Основные задачи библиотечно-информационного отдела:

  • развитие у школьников исследовательской компетенции и творчества;
  • формирование у сотрудников гимназии единого представления об информационно- коммуникационных технологиях (ИКТ) и медиаобразовании, как процессе подготовки школьников к жизни в информационном пространстве, пути развития и использования в учебно-воспитательном процессе (УВП); 
  • создание методических приемов, средств и форм реализации информационно- коммуникационных технологий и медиаобразования в процессе преподавания школьных предметных курсов;
  • создание условий для эффективного использования образовательного потенциала информационно-коммуникационных технологий, аудиовизуальной среды, окружающей подростка (кино, видео, ТВ, обучающих моделей в системе “виртуальной реальности”, Интернет и пр.);
  • создание условий для достижения информационно-коммуникационных технологий и медиаобразовательных целей при изучении учебных дисциплин;
  • обеспечение обязательного минимума нормативных знаний и умений в области информационно-коммуникационных технологий и медиаобразования для сотрудников гимназии и учащихся, а по возможности и более высокого;
  • повышение квалификации работников библиотечно-информационного отдела в области информационно-коммуникационных технологий и медиаобразования;
  • создание специальной технико-технологической, учебно-методической и педагогической среды.

А как следствие мы ожидаем:

  • повышение профессиональной компетенции учителя;
  • возрастание уровня методологической грамотности ученика;
  • и, соответственно, удовлетворенность родителей качеством образовательного процесса.

Требования современной жизни делают актуальной проблему развития у школьников исследовательской компетенции и творчества. Успех этой работы в гимназии возможен только при создании специальной технико-технологической, учебно-методической и педагогической среды. Именно в этом основная задача библиотечно-информационного отдела (БИО) гимназии.

3. Реализация задач и внедрение новых библиотечно-информационных услуг.

Изначально проект модернизации был подготовлен “внутри” библиотеки, а в последствии, стал результатом общешкольных преобразований - составляющим элементом информационно-ресурсного центра.

Начальный этап создания библиотечно-информационного отдела был обращён в первую очередь к:

  • формированию библиотечных фондов;
  • усилению ресурсов библиотеки;
  • приобретению новых продуктов и услуг;
  • организации доступа к новым информационным услугам для пользователей;
  • продвижению новых информационных услуг до потребителя;
  • разработка нормативных документов БИО;
  • ремонту помещения библиотеки.

Все составляющие начального этапа создания библиотечно-информационного отдела на сегодняшний день реализованы:

  • на деньги, полученные от реализации платных учебников среди учащихся нашей гимназии, в библиотеке сделан качественный ремонт помещения;
  • библиотечно-информационный отдел оснащен автоматизированным рабочим местом библиотекаря и рабочими автоматизированными местами для учителей или учащихся, телевизором, видеомагнитофоном с DVD проигрывателем;
  • компьютеры библиотечно-информационного отдела включены в локальную сеть гимназии;
  • подключена сеть Интернет;
  • заведующая библиотекой прошла курсы повышения квалификации “Использование информационно-коммуникационных технологий в школьной библиотеке”, “Работа школьной библиотеки с программой “1С:школьная библиотека”;
  • на средства, выделенные администрацией гимназии, фонд библиотеки пополнился новой книжной литературой и мультимедийной продукцией;
  • создана медиатека, включающая в себя более 400 единиц продукта на нетрадиционных носителях;
  • на базе БИО провоедятся курсы компьютерной грамотности для учителей гимназии;
  • проведена презентация библиотечно-информационного отдела на педагогическом совете;
  • разработаны нормативные документы:
  1. Положение о библиотечно-информационном отделе.
  2. Должностные инструкции сотрудников БИО работающих с ИКТ. Инструкция для автоматизированного рабочего места;
  3. Правила пользования библиотечно-информационным отделом.
  4. Гигиенические требования к работе с ПЭВМ.

Для пользователей появились новые возможности:

  • набор текста на компьютере;
  • распечатка текста и графики;
  • поиск информации на CD-ROM и в Интернет;
  • работа в режиме 3Д;
  • запись информации на электронные носители;
  • обработка изображений и текстов;
  • накопление на электронных носителях педагогического опыта и информации;
  • перевод текстов с иностранных языков;
  • интерактивное обучение информационных технологий;
  • Библиотечно-информационный отдел делает возможным:
  • создание кейсотек;
  • ведение электронного каталога в программе “1С:школьная библиотека”;
  • библиотечно-информационного отдела;
  • автоматизацию учёта и работы с фондом БИО и пользователем в программе “1С:школьная библиотека”;
  • коллекций ученических и учительских портфолио;
  • кейс-каталогов;
  • проектные папки;
  • банки данных “модельных площадок”;
  • продукты исследовательской деятельности;
  • виртуальные методические объединения учителей-предметников
  • применение системы (информационно-библиографического обслуживания) ИБО (см. схему в презентации).

4. Перспективы развития и деятельности БИО.

По предложению департамента образования администрации города Липецка библиотечно-информационный отдел гимназии будет участвовать в экспериментальной программе среди образовательных учреждений “Информатизация образовательного процесса”. Тема эксперимента для нашей гимназии “Создание функциональной структуры взаимодействия библиотечно-информационного отдела с другими службами и структурами гимназии”.

Работа в эксперименте требует написания программы по предложенной теме, создание новой функциональной структурной модели библиотечных процессов и процессов взаимодействия БИО с другими службами и структурами гимназии. Разработка и утверждение Концепции развития БИО.

Заключение

Объем информации, массив всевозможных данных, глобальные электронные сети требуют способности к компетентным оценкам, отбору и целенаправленному использованию многообразных средств информации. Формула “знаю, что” должна быть дополнена не только функциональной формулой “знаю, как”, но и прежде всего – формулой “знаю, где”. Оттого так важно сегодня развивать способности школьников и педагогов к отбору и анализу информации.

Библиотека является одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих аккумулирование, формирование и общественное использование информационных ресурсов (ИР). Ее деятельность обусловлена особенностями развития общества в целом, его культурным, техническим и технологическим уровнем, общественными потребностями в информации. Библиотека должна быть оснащена новейшей компьютерной техникой, высокоэффективными автоматизированными технологиями и стать на современном этапе важнейшей составляющей информационной индустрии. Поддерживая многовековые традиции в кумуляции и хранении информации, предоставлении ее пользователям, библиотека должна трансформировать направления своей деятельности. Частью традиционной библиотеки должна стать электронная библиотека. Она расширит и усложнит ее функции и задачи, сохранив и упрочив при этом приоритетную роль в сохранении социальной памяти общества и формировании его мировоззрения.

Информационная культура должна стать объединяющим принципом эффективной интеграции технологий в образование. Библиотечные специалисты, использующие новые информационные технологии, лучше других подготовлены для оказания помощи школьникам, педагогам, администрации, родителям и другим членам школьного сообщества в развитии этих навыков. Сотрудник библиотеки могут стать ключевым звеном в обучении пользователей, содействуя развитию и становлению их информационной культуры.