Психолого-педагогическое сопровождение учащихся 8–9-х классов на этапе профессионального самоопределения

Разделы: Школьная психологическая служба


Переход отечественных школ на профильное обучение подводит учащихся выпускного 9 класса к необходимости осуществления выбора профиля и дальнейшего образовательного маршрута. Серьёзные затруднения испытывают школьники в принятии данного решения. Необходимо, чтобы этот выбор оказался не случайным, а взвешенным и личностно осмысленным. Таким образом, главной линией в сопровождении учащихся становится проблема самоопределения.

Самоопределение - это сложное личностное образование, которое складывается на протяжении длительного развития ребенка. Если вовремя не развивать то или иное новообразование, то сделать это за рамками сензитивного периода будет трудно, а в ряде случаев невозможно.

Необходимо обеспечить условия, стимулирующие рост человека, в результате чего он сам мог бы взять на себя ответственность за свой выбор. Внутренний мир старшего подростка автономен и независим. Это осложняет процесс сопровождения, дети этого возраста не желают принимать помощи от навязчивого взрослого. Значительно более эффективным средством для решения многих психологических проблем старших школьников являются специальные методы групповой работы, когда помощь исходит не от взрослого, а от самих ребят, мнение которых для них более значимо. Не следует думать, что это смогут обеспечить какие-то занятия, по форме и содержанию мало отличающиеся от обычных уроков, на которых даются знания и формируются умения и навыки. Нужны принципиально новые формы проведения групповых занятий с детьми, опирающиеся на активные методы обучения.

Оптимальным методом может служить психологический тренинг по развитию самосознания старшеклассников, а также большие психологические игры. К сожалению, тренинг как форма работы психолога достаточно трудно вписывается в рамки учебно-воспитательного процесса школы, а большая психологическая игра может занимать особое место в работе классного руководителя в сотрудничестве с психологом.

Решению проблемы выбора профиля и дальнейшего образовательного маршрута может способствовать курс личностного и профессионального самоопределения, разработанный для учащихся 8-9 классов. Данный курс является комплексным по содержанию, так как состоит из двух программ: 1) “Психология самопознания” для 8-х классов; 2) “Я и моя профессия” для 9-х классов. Курс предлагается учащимся по выбору для того, чтобы сформировать у подростка индивидуальный образовательный запрос, развить способность разбираться во внешних обстоятельствах и умение использовать информационные ресурсы.

Предпрофильная подготовка

Само понятие предпрофильной подготовки является весьма новым для отечественной педагогической науки и практики. Впервые оно появилось и “обрело права” в Концепции профильного обучения. Ранее, на фазе общественно-профессиональных обсуждений проекта Концепции, отдельные специалисты высказывались, что введение профильного обучения в 10–11-х классах не должно никак затрагивать основную школу, что профильное обучение может состояться “само собой”, то есть без проведения системной подготовительной работы в конце основной школы и фактического включения основной школы в процесс профилизации.
Однако эта точка зрения не нашла поддержки. Концепция профильного обучения отмечает, что реализация идеи профилизации обучения на старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора – предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности. Действительно, если ключевой идеей профильного обучения является идея существенного роста возможностей выбора, то, очевидно, что ученик к такому выбору должен быть подготовлен. Важность подготовки к этому ответственному выбору – в предстоящих условиях более вариативного и дифференцированного профильного обучения на старшей ступени. Предпрофильная подготовка в основной школе, во-первых, состоялась как особое педагогическое понятие и, во-вторых, получает широкую и интенсивную экспериментальную апробацию. Сейчас уже можно дать её следующее общее определение.

Предпрофильная подготовка – это система педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности, содействующая самоопределению учащихся старших классов основной школы относительно избираемых ими профилирующих направлений будущего обучения и широкой сферы профессиональной деятельности (в том числе в отношении выбора профиля и конкретного места обучения на старшей ступени школы или иных путей продолжения образования).

Практически всеми ныне признается, что предпрофильная подготовка необходима для рациональной и успешной организации профильного обучения в старшей школе. Ориентация современного образования на профильные школы подводит учащихся к необходимости выбора профиля обучения. Данный выбор является в определённом смысле судьбоносным, так как тесно связан с выбором профессии и даёт старт дальнейшему профессиональному пути школьника. Многие учащиеся (как правило, успешно обучающиеся) не могут сделать свой выбор. Ещё не повзрослев и не став самостоятельными, не имея опыта принятия решений, молодые люди должны определиться в столь сложном вопросе, как выбор профессионального пути. Выбор профессии фокусирует в себе комплекс проблем: психологических, философских, медицинских, экономических и многих других, и разобраться в этом клубке проблем может даже не каждый взрослый. Кроме того, за краткостью слов “выбор профессии” скрывается не одномоментное событие, а растянутый на несколько лет процесс, включающий в себя:

  • развитие самосознания (кто я, что я могу, что я хочу);
  • поиск информации о мире профессий, об отдельных профессиях, о “своей” профессии;
  • сопоставление своих индивидуальных особенностей и требований к выбранной профессии;
  • изучение спроса на рынке труда;
  • принятие решений;
  • моделирование своего профессионального будущего.

В школьных программах отсутствует информация, необходимая для подростка о себе и о профессиях. Всё это приводит к тому, что учащиеся либо находятся в состоянии неопределенности, либо сделали свой сомнительный и примитивный выбор, за который придётся расплачиваться в будущем. Для решения проблемы профессионального самоопределения недостаточно дать рекомендации о том, какая профессия подходит, а какая не подходит индивиду. Сегодня помощь старшеклассникам в профессиональном самоопределении должна пониматься широко. Речь необходимо вести о единстве профессионального и личностного самоопределения в старшем подростковом и юношеском возрасте. Результаты исследования показывают, что эффективное профессиональное самоопределение старшеклассника возможно лишь при достаточно высоком уровне развития его личности, который предполагает сформированность позитивного образа “Я”, целостное восприятие себя субъектом своей жизни, способность выбирать и стремление руководствоваться при совершении выбора собственными целями и ценностями. Необходимо создать условия, способствующие личному развитию человека, в результате чего он сам бы мог взять на себя ответственность за тот или иной профессиональный выбор. Наиболее адекватным подходом к оказанию психологической помощи старшекласснику в период профессионально-личностного самоопределения является психологическое сопровождение.

С этой целью для учащихся 8-9 классов был разработан курс личностного и профессионального самоопределения.

Курс личностного и профессионального самоопределения

Цель курса: формирование у школьников способности к осознанному выбору профиля и дальнейшего образовательного маршрута.

Данная цель конкретизируется в частных задачах:

  • познакомить учащихся с психологическими понятиями (темперамент, характер, способности);
  • дать объективную информацию о них самих на основе психодиагностических методик, конструктивной обратной связи в групповой работе;
  • учить школьников анализировать сильные и слабые стороны своей личности;
  • формировать у детей цельное, адекватное представление о своём Я;
  • информировать учащихся о мире профессий и запросах рынка труда;
  • учить сопоставлять индивидуально-психологические особенности личности и требования, предъявляемые к выбранной профессии;
  • развить умения у школьников принимать решения; обучить учащихся составлению личного профессионального плана.

Данный курс личностного и профессионального самоопределения является комплексным по содержанию, так как состоит из двух программ:

1. “Психология самопознания” для 8-х классов;

2. “Я и моя профессия” для 9-х классов.

Этот курс позволяет организовать психологическое сопровождение учащихся на протяжении двух лет обучения. Содержание занятий связано с применением различных методов профориентационной работы: 1) элементов активного профинформирования и профконсультирования; профдиагностики; 2) разработки рекомендаций по созданию и выполнению программы самовоспитания профессионально важных качеств.

1. Программа “Психология самопознания” для 8-х классов.

Вопросы самопознания и самосовершенствования особенно остро встают в подростковом и раннем юношеском возрасте, когда на первый план выдвигаются проблемы будущего - жизни, профессии, отношений с людьми, когда волнуют вопросы “кем быть” и “каким быть”.   Важно своевременно помочь школьнику разобраться в самом себе, адекватно оценить свои возможности и способности, вооружить средствами саморазвития.

Главной целью программы является вооружение подростков системой психологических понятий и представлений, необходимых для анализа своей личности, формирование положительного образа Я, ознакомление с приёмами самосовершенствования.

2. Программа “Я и моя профессия” для 9-х классов.

В жизни каждого человека появляется момент, когда он вынужден задуматься о своём будущем после окончания школы. И вопрос о поиске, выборе профессии является одним из центральных. Программа содержит полезную информацию о мире профессий, правилах выбора, предполагает включение учащихся в процесс прогнозирования и планирования своего профессионального будущего.

Главной целью программы является вооружение учащихся системой психологических понятий и представлений, необходимых для анализа своей личности, ознакомление с миром профессий и правилами выбора.

Повышение уровня самосознания через тренинговые технологии

В подростковом возрасте у молодых людей активно формируется самосознание, в связи, с чем появляется повышенное внимание к своему внутреннему миру. Их тревожит целый спектр животрепещущих вопросов: “Какой я?”, “Какие у меня качества?”, “Видны ли мои недостатки (особенно во внешности)?”, “Как меня воспринимают окружающие?”, “Каким мне надо быть, чтобы добиться успеха?”. К сожалению, очень часто подростку не с кем поделиться мучающими его вопросами: со сверстниками – из-за страха быть осмеянным, с родителями - из-за вечной занятости и откровенного непонимания “взрослых” переживаний “ребёнка”. Не всегда готов ребёнок раскрыться и перед психологом. Эффективным средством для решения многих личностных проблем подростков может служить психологический тренинг по развитию самосознания. Во время тренинга многие трудности личностного самоопределения, внутриличностные проблемы и проблемы общения решаются каждым вместе со сверстниками, как бы самостоятельно и независимо от организовавшего этот процесс психолога.

Использование тренинговых технологий в работе с учащимися 8-9 классов, позволяет решить ряд конкретных задач:

  • вооружить подростков системой понятий и представлений,  необходимых для психологического анализа своей личности;
  • социально-психологических ситуаций;
  • учить школьников анализировать сильные и слабые стороны своей личности;
  • способствовать формированию положительного образа Я и адекватной самооценки;
  • обеспечить подростков приёмами самосовершенствования.

Детальное изложение всех процедурных моментов психологического тренинга развития самосознания учащихся 8-9 классов не предоставляется возможным вследствие, во-первых, недостатка места и, во-вторых, отсутствия однозначного алгоритма и широкого варьирования сценарного плана этой работы. Для каждой группы готовится своя программа, содержательные и формальные аспекты которой зависят от целого ряда факторов: ситуации в стране, конкретных событий, произошедших в последнее время в данном городе и в данной школе, личностных особенностей участников группы, конкретных запросов и обнаруженных психологических проблем, уровня интеллектуальной зрелости и общей культуры, возраста.

Психолого–педагогическое сопровождение учащихся 8-9 классов на этапе профессионального самоопределения должно строиться на нормах и законах психического развития человека. Одной из фундаментальных для психологии развития является категория возраста (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и другие). Период выбора профессии хронологически совпадает с подростковым и юношеским возрастами. Характерные для этого периода жизни становление нового уровня развития самопознания, выработка собственного мировоззрения, определение позиции в жизни активизируют процессы личностного самоопределения и самопознания, проектирования себя в профессии.

Психолого–педагогическое сопровождение учащихся 8-9 классов на этапе профессионального самоопределения призвано психологически грамотно ввести их в смыслы, назначение, ценности, содержание профессиональной деятельности, особенности её освоения и реализации, обеспечить превращение учащегося из объекта педагогических воздействий в субъекта профессионального образования, а значит обеспечить условия профессионального развития личности на всех этапах жизненного пути.