Театрализованная деятельность как одна из форм организации внеклассной работы младших школьников

Разделы: Внеклассная работа


Цель: Показать театрализованное представление “Посиделки у самовара”. Познакомить школьников с традициями деревенских посиделок, с народным фольклором.

Существует проблема, волнующая педагогов и психологов. По данным Н.С.Самоукиной, в период психологической адаптации ребёнка к школе у 67–69% первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других наоборот, развязность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Самые короткие пути эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всё это может дать театральная деятельность.

Театральная деятельность позволяет стимулировать способность школьников к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей культурных ценностей, традиций, природы), которое, развивалось парралельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Осознав, что не существует истины одной для всех, ребёнок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействуя фантазию, воображение, общение с окружающими людьми.

Основные цели и задачи развития творческих способностей средствами театрального искусства формируются следующим образом:

  • Развитие эстетических способностей;
  • Развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания;
  • Активизация мыслительного процесса и познавательного интереса;
  • Овладение навыками общения и коллективного творчества;

Театрализованные игры рассчитаны на активное участие ребёнка, который является не просто пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса.

Новые знания преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих от школьников и взрослого совместных активных поисков. Ход занятий характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь результата через коллективное творчество. Занятия провожу в занимательной форме, основываясь на сюжетном построении. Например: “Рождественские посиделки”, “Посиделки у самовара”

Основным принципом развивающей деятельности педагога является расширение взаимодействий школьников, работа в “зоне ближайшего развития” (Л.С.Выготский), а не тактика доступности.

В основу реализации театральной деятельности положен индивидуальный подход, уважение к личности ребёнка, вера в его способности и возможности. Чем меньше запрограмированности в деятельности детей, тем больше удовольствия получают они от совместного творчества, тем ярче и красочнее становится их эмоциональный мир.

Успешность и результативность театральных занятий зависят от сотрудничества педагога с музыкальным руководителем и изодеятельности, желательно ежеквартально проводить итоговые (интегрированные) занятия, объеденённые определённым сюжетом.

Сцена ярко украшена. На заднем плане печка, деревенская утварь. Посреди сцены накрытый яркой скатертью стол с самоваром и разными угощениями. Дети выступают в народных костюмах.

Действующие лица: два скомороха, хозяйка, хозяин, гости: парни и девушки

Картина 1

Выбегают скоморохи:

Скоморох 1:

Добрый вечер гости званные и желанные!
Люди старые и молодые,
Женатые и холостые!
Милости просим на поседелки!

Скоморох 2:

Здравствуйте, лебёдки,
Здравствуйте, молодки,
Ребята – молодцы, весёлые удальцы!

Скоморох 1:

Почтенные и молодые…

Скоморох 2:

Полные и худые!

Скоморох 1:

Пожалуйте в нашу
Горницу посиделочную…
Рады гостям, как всем
Добрым новостям!

Скоморох 2:

Приходите, не тушуйтеся
Будем сегодня чай гонять.
Хороводы водить,
Хлеб, соль кушать
Да песни слушать!

Хором:

Добро пожаловать!
Всех привечаем,
Душевно встречаем!

(Девушки и парни входят в посиделочную)

Картина 2

Гости:

Здравствуйте, хозяева!
Мир вашему дому!

Хозяйка:

Поклон вам, гости званые и желанные!

Хозяин:

Веселья вам и радости!

Хозяйка:

Давно мы вас поджидаем
Праздник баз вас не начинаем!

Хозяин:

У нас для каждого найдётся
И словечко и местечко!

Хозяйка:

Припасли, мы для вас забавушек
На всякий вкус, кому сказку, кому-правду, кому песенку!

(Гости кланяются хозяевам и рассаживаются на лавки)

Хозяин:

Удобно ли вам гости дорогие?
Всем ли видно? Всем ли слышно?
Всем ли место хватило?

Один из гостей:

Гостям-то, известное дело, хватило места,
Да не тесновато ли хозяевам?

Хозяин и Хозяйка:

В тесноте, да не в обиде!

Картина 3

Хозяйка:

Небылицы в лицах, сидят в теремах-светлицах,
Щёлкают орешки да твердят насмешки!

Гости два парня:

-Федул, что губы надул?
-Кафтан прожёг
-Можно зашить?
-Да иглы нет
-А велика ли дыра?
-Один ворот остался

(Гости смеются)

-Фома, что из леса не идёшь?
-Да медведя поймал
-Так веди сюда!
-Да он не идёт!
-Так ты сам иди!
-Да он меня не пускает!

-Сынок, сходи за водицей на ручку!
-Брюхо болит!
-Сынок, иди кашу есть!
-Где мая большая ложка!

Картина 4

Хозяйка:

-Просим гости дорогие,
отведать чаю русского! Крепкого!
-Чай с блинами, да с пряниками,
да с щедростью хозяйскою!

Хозяин:

А ну-ка молодцы:
Покажите силу молодецкую-
Одолейте самоварчик!

Хозяйка: (говорит начало пословицы, а гости концовку)

Чай штука не мудра - можно выпить пол ведра!
Чай пить, не дрова рубить!
Попить чайку – разогнать тоску!
Русское чаепитие – доброе питие!

Хозяйка:

Угощайтесь гости дорогие!

(Гости пьют чай, изображают чаепитие.)

Звучит музыка:

Тундари! Тундари! Тундари! Тундари – да!

Исполняются веселые частушки.

1. Я к милашке приходил,
На гулянье пригласил
Самовар поставила
Чай гонять заставила.

Припев:

2. Из богатых я невест.
Не волнуйся миленький
У меня в приданном есть
Самовар красивенький.

Припев:

3. Ставь-ка мамка самовар!
Ко мне едет сыровар.
Сыровар молоденький .
Звать его Володенькой!

Припев:

4. Ты, милашка, не горюй,
Самовар-то, аховый!
Твой горячий поцелуй
Слаще чаю с сахаром!

Гости:

Добро сидеть за самоваром
И пить из блюдца не спеша
Роёт, горит, исходит жаром
Его славянская душа!

Хозяйка:

Ну, что ж, попили, поели…

Гости:

Ай-да на карусели ...

(Русская народная музыкальная игра “Карусель”)

Картина 5

Скоморох:

Эй, жалейшики, гусляры,
Танцоры и плясуны!
Вас баян давно зовёт-
Становитесь в хоровод!
Шире, шире, шире круг
Каблучков раздался стук
Подбодрим танцоров наших
Пусть они для нас попляшут!

Русская народная песня с танцем
Девушка и парни кричат зазывалки:

-Кто играть идёт, собирайся народ!
-Тай-тай налетай в интересную игру
А в какую не скажу!
Отгадайте сами – чёртики с усами!
- Тай-тай, налетай, в интересную игру
Всех принимаем и необижаем,
А кто не придёт, того кошка задерёт!
-А кто опоздает, в небо улетает!

Скоморох 1:

Поиграем-ка в молчанку (игра)
- Кони, кони, мои кони,
Мы сидели на балконе,
Чаю пили, чашки мыли
По-турецки говорили.
-Чап-чаляби, Чап-чаляби!
Прилетели журавли и
Сказали всем “Замри!”
А кто первый отомрёт,
Тот получит шишку в лоб
Не смеяться, не болтать, а солдатикам стоять!

(Парень или девушка выбирают фигуры и говорят, на что они похожи)

Скоморох 2:

Девчата, парни поиграем – ка в игру “Бубен”

Скоморох 1:

-Подошли к концу игры русские, развесёлые
-Все молодцы, как солёные огурцы!

Картина 6

Скоморох 2:

А сейчас вас приглашаем на поляну цветочную.

А посмотрим мы распотешное зрелище под названием “Сказочка”.

Начинается инсценировка сказки О. Высотской “Золотое яичко”.

Баба: Эй, старик, проснись скорей!

Дед:

Волки что ли у дверей?
Ты чего шумишь, старуха?

Баба:

Да смотри, что я нашла:
Наша курочка-пеструха
Под кустом яйцо снесла.

Дед:

Ну, снесла, какое дело!
Что ты, баба, обалдела?

Баба:

Да яйцо-то не простое,
А, гляди-ка, золотое.

Дед:

Золотое, в самом деле?
Мы с тобой разбогатели.

Баба: Погляди, горит как жарко

Дед: Не случился бы пожар!

Баба: Ох, горит, слепит глаза!

Дед: Чудеса! Ты в сундук запри его.

Раздаётся стук в дверь

Баба:

Нету дома никого!
Ишь, соседей, как назло,
Ненароком принесло.

Дед:

Ты пойди запри засов,
Да пустить бы надо псов.

Баба: (возвратившись)

В среду в город я поеду,
Там базар бывает с среду.
Богатеев много там!
Им яичко и продам.
Как дадут мне денег груду,
Накидают мне рублей,
На салоп себе добуду
Я сибирских соболей.
Вот обновок накуплю я,
Разных юбок сорок штук.
Шаль в цветочек голубую,
До краёв набью сундук.

Дед:

Что ты мелешь небылицы!
Ишь, сыскалась молодица
Наряжаться в разный хлам.
Нет уж, если мы богаты,
Я построю вместо хаты
Трёхэтажные палаты
И беседки по углам.

Баба:

Наказанье с глупым мужем!
Что ты, старый, не блажи!
Мы живём других не хуже,
Ни к чему нам этажи!
А за эти за беседки
Засмеют тебя соседки!

Дед: Пусть смеются, мне не жалко!

Баба:

Да уймись ты, не кричи,
Вон упала на пол палка,
Чугуны гремят в печи.
Ох, не мил мне белый свет

Дед: Я хозяин или нет?!

Баба:

Ох, яичко покатилось,
Покатилось и разбилось.
И скорлупки не осталось,
Всё куда-то подевалось.

Дед:

Ну, чего мы затужили?
От чудес одна беда.
Будем жить, как прежде жили
И работать, как всегда.

Баба:

И шубёнку справить можно,
И подправить можно дом

Дед:

Только то видать надёжно,
Что даётся нам трудом.
Открывай старуха дверь.
Что нам прятаться теперь! (Кричит)
Эй, соседка! Эй, сосед!

Баба:

Забывать друзей не след,
Заходите на часок,
У меня хорош квасок
И варенье и соленье!

Дед и Баба: Заходите без стесненья!

Гости: (подходят с поклонам к хозяевам)

-Счастья вам хозяин с хозяюшкой!
-Большого здоровья!
-С новым вас урожаем!
-С вкусными блинами!

Все участники встают полукругом и поют песню. Песня кончается, всех гостей угощают блинами.