Формирование толерантных отношений в классе (из опыта работы)

Разделы: Классное руководство


Классному руководителю всегда очень важно знать, как относятся друг к другу все члены детского коллектива, значим ли для них коллектив, в котором они находились на протяжении начальной школы. Для изучения этой проблемы в работе с пятиклассниками, я использовала следующие диагностические методики.

№1“Фотография”, где уч-ся класса предлагалось выступить в роли “фотографов” и сделать “снимок” (т.е. рисунок) своего класса. Анализируя полученные “фотографии”, я обратила внимание на то, в каком месте на рисунке-фотографии ученик располагает себя, своих друзей, своих одноклассников, классного руководителя и с каким настроением, желанием он выполняет эту работу.

№2 “Дом, в котором я живу”. Здесь ученик “заселял” дом значимыми для него людьми. Данная диагностика помогла изучить привязанность уч-ся друг другу, к родным и близким людям, к товарищам.

№3 Среди родителей также проводилось анкетирование. На основании этого я пришла к выводу, что во многих семьях дети предоставлены сами себе, а родители заняты своими проблемами. Единственное, что родители взяли на себя роль “контролёра” при выполнении домашних заданий, а помощи какой-либо нет по интересующим детей вопросам.

Результатом данных диагностик и наблюдений явилось следующее:

  • класс не очень дружен и разбит на микрогруппы;
  • дети по воспитанности и образованности очень разные;
  • выявилась группа детей (на фотографии этих детей уч-ся располагали по краям), которая выпадает из общего круга общения детей;
  • некоторые дети в семьях одиноки.

Любому обществу необходимы очень сильные люди в моральном и психологическом отношении и уже в школьном возрасте следует ориентировать уч-ся на овладение способами общения с людьми, на создание моральной атмосферы кол-ва. Научить этому детей может и должен, прежде всего, педагог.

Коллектив становится могучим средством формирования личности только тогда, когда он характеризуется высоким психологическим климатом. Такой климат создается под влиянием двух факторов. Первый – это социально-психологическая атмосфера общества в целом, т.к. я работаю с детьми относительно раннего подросткового возраста, которые очень сильно зависят от своих родителей в материальном и социальном плане, то на школьников, в данном случае, значительно больше влияет социально-психологическая атмосфера семьи, чем общество в целом. Второй – это микро социальные условия: т.е. коллектив класса.

Оба эти фактора и определяют то состояние кол-ва, которое называют психологическим климатом. Под ним принято понимать эмоционально-психологический настрой кол-ва, в котором на эмоциональном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения членов кол-ва, определяемые их ценностными ориентирами, моральными нормами и интересами. Обязательным условием развития личности ребенка в кол-ве является эмоциональное благополучие, потребность в общении.

В связи с этим я старалась проводить тематические классные часы и родительские собрания, для того, чтобы как можно лучше ребёнок себя чувствовал в кол-ве класса, не был изгоем, не был лишним, чтобы каждый был услышан, понят, принят таким, какой он есть.

В рамках данного проекта я провела два классных часа:Толерантность”, “Учимся строить отношения” и родительское собраниеВоспитание ненасилием в семье”.

Классный час “Толерантность”

Цель занятия:

Показать, что не смотря на то, что все ученики разные, в классе может быть дружелюбная, толерантная атмосфера.

На классную доску вывешивается плакат с изображением мозаики, где на каждом звене нарисована фигура школьника и одно звено отсутствует. Также имеется надпись: ПРИСОЕДИНЯЙСЯ!, которая закрыта листом бумаги.

Беседа с классом:

В. Что здесь изображено? (Мозаика).

В. А что на мозаике изображено /рисунок, какой/? (Класс, коллектив, группа…..)

Затем класс делится на две команды и им выдается детская игра “Мозаика”, при чём у одной мозаики отсутствует одно звено. Учащимся предлагается очень быстро собрать данные изображения. В итоге одна команда проигрывает, т. к. у них не хватает одного звена.

В. Что произошло? Почему при выполнении простого задания оказались проигравшие? (Дети комментируют)

После этого внимание детей снова обращаю на плакат:

В. Почему именно этот плакат я выбрала для вас? О чём я хочу поговорить с вами? (О взаимоотношениях)

В. Какая связь между мозаикой и вашими взаимоотношениями? Вспомните работу в группах. Чтобы составить мозаику необходимо учитывать у каждого звена цвет, рисунок, форму и т.д. И как было трудно второй команде, когда звенья были маленькими, рисунок трудно узнаваем, одно звено отсутствовало, и не все принимали участие.

В. А мы с вами разные? (рост, глаза, причёска, цвет волос, фигура, характер и т.д.)

В. Какие мы?

Рассматриваем второй плакат, на котором изображены дети в виде геометрических фигур, линий, цвета … Кроме рисунка на плакате имеется надпись: НЕ ОЦЕНИВАЙТЕ ЛЮДЕЙ, А ЦЕНИТЕ! (Слова – “А цените”, закрыты листом бумаги) Ёще раз обращаю внимание детей на то, что все мы очень разные.

img2.jpg (15941 bytes)

Как из разных звеньев мозаики мы можем составить единое целое /картинку/, так из вас разных можно собрать единый сплочённый коллектив, объединённый общими целями, интересами.

В. А что у нас общее?

а) учёба;

б) цель – получить образование

в) класс, т.е. коллектив;

г) возрастные интересы.

И чтобы добиться этой цели (сплочённый коллектив, объединённый общими целями и интересами), нужно относится друг к другу по-доброму, дружелюбно, терпеливо, уважительно. Невозможно нравится всем, невозможно любить всех, невозможно чтобы все ребята класса были преданными друзьями.. Потому что у нас разное воспитание, образование, интеллект, желание учиться, потребности, характер, вкусы, темперамент и т.д. Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать его таким, какой он есть, т.е. быть толерантными.

Возвращаемся к плакату с мозаикой.

В. Как вы думаете, по какой причине отсутствует заключительное звено в мозаике? /Можно уточнить/ Кого здесь нет? /Дети выдвигают разные версии/

В. Что нужно сделать, чтобы мозаика (т.е. коллектив) была собрана, целая?

/Создать такую обстановку, чтобы этому человеку было здесь комфортно./

В. С каким призывом вы могли бы обратиться к тому из вас, кого до сих пор вы не принимали в свою компанию? Считаете не достойным его вашего общества?

В. Так что написано на этом плакате? /Внимание детей обращаю на первый плакат/

/Дети выдвигают разные версии/.

Затем снимаю лист бумаги с плаката, и школьники сразу могут оценить правильность своего ответа.

Очень хотелось, чтобы вы никогда об этом не забывали. Например, такая ситуация: вы просите классного руководителя о том, чтобы вас пересадили от этой ……..; от этого ……..; потому что он такой-то ……

В. А вы задумывались над тем - ему это приятно слышать? А ты сам-то достоин, сидеть с ним?………… /

Внимание детей обращаю на второй плакат. Пытаемся определить, какое слово закрыто. Мы с вами очень разные. Давайте не оценивать людей, а…

1)……………………

2)……………………

Все варианты записываю на доске. После этого открываю закрытое слово.

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.

В. А какими вы видите себя? Не только внешность, но и характер и ……….. Вам необходимо нарисовать себя в виде какой-либо геометрической фигуры, линий, цвета или какого-либо художественного образа. (Классный руководитель также выполняет свой рисунок).

После завершения творческого задания начинаем монтировать вернисаж картин.

В. Ребята, где мне можно расположить свой рисунок? В какой части доски?

/Дети дают комментарии, после этого прикалываю работу. Затем беру перепутанные заранее детские рисунки и прикалываю их к доске вокруг работы классного руководителя.

Посмотрите, какой получился разнообразный коллектив нашего класса! Но я надеюсь, что мы будем дружными.

ИТОГ: Какая на ваш взгляд самая важная фраза прозвучала

ДАВАЙТЕ БУДЕМ ТОЛЕРАНТНЫМИ!

Классный час “Учимся строить отношения”

Цели занятия:

Уч-ся смогут познакомиться с возникающей у людей необходимостью договариваться между собой, важностью создания общепринятых норм, правил и последствиями их нарушений;

Развитие умений анализировать, аргументировать своё мнение, принимать решение, делать выбор в конкретной ситуации;

Развитие навыков коллективной работы.

Ход занятия

Весь класс делится на три группы.

Мотивация: учитель задаёт ситуацию – провокацию. К доске выходят два ученика. Им дается задание быстро и красиво нарисовать здание.

Ученики начинают рисовать. Учитель останавливает игру и просит начать всё сначала, потому что ученики допустили ошибку. Так он останавливает игру несколько раз, перебивает ученика и выдвигает всё новые и новые претензии: здание должно быть объёмным, а не плоским, крыша – современная и т.д.

Затем учитель даёт возможность закончить рисунок. После чего он сообщает, что всё равно художники неправильно выполнили задание, например, нарисовали жилой дом, а надо было школу. Поэтому победителей в игре нет. Школьники после выполнения данного задания были очень рассержены.

В. Почему?

В. Что произошло в данной ситуации? /Конфликт/

В. Почему рисунок не получился? /Комментарии уч-ся. “Плохо объяснили”, “Ученики не поняли”./

В. Что не было сделано до начала работы? / “Не обговорили правила выполнения рисунка”/

В. Можно было избежать конфликта? / “Можно”./

В. Как?

Уч-ся должны понять, что результаты работы зависят от установленных правил. Рисунок не получился, потому что не договорились, что и как необходимо рисовать.

Работа с понятиями. Задания группам.

1-я группа. Уч-ся получают задание: сформулировать определение понятия “правило”. Должно получиться определение: “Правило – это положение, отражающее закономерность, устанавливающее порядок, норма поведения”. Могут быть другие варианты, главное, чтобы смысл слова не менялся.

2-я группа. Уч-ся получают задание: сформулировать определение понятия “соглашение”. Должно получиться определение: “Соглашение – взаимное согласие, договорённость. Договор, устанавливающий какие-нибудь условия, взаимоотношения, права и обязанности сторон”. Могут быть другие варианты.

3-я группа. Уч-ся получают задание: сформулировать определение понятия “конфликт”. Должно получиться определение: “Конфликт – столкновение, предельное обострение противоречий, ситуация, когда одна сторона противостоит другой”. Могут быть другие варианты.

Затем весь класс обсуждает конфликтную ситуацию.

“Два 9-х класса решили провести между собой КВН по черчению. Учитель заранее объяснил учащимся, какие будут задания и на какую тему, а также критерии оценок. Классы также знали, кто входит в состав жюри, 9А класс при подготовке к КВНу проявил творческие способности и тщательно готовился к этому мероприятию, привлекая даже родителей. 9Б класс отнесся к подготовке очень несерьёзно, надеясь на сильных учеников. В результате игры победил 9А класс. 9Б был очень обижен и рассержен, обвиняя жюри в необъективности. Между командами завязался спор. Страсти накалялись. Началось выяснение отношений, которое переросло в драку. В ситуацию вмешался учитель, проходивший мимо. В результате настроение было испорчено. На следующий день произошёл неприятный разговор в кабинете директора”.

В. Как можно охарактеризовать данную ситуацию?

В. Почему возник конфликт?

В. Что можно было сделать для того, чтобы избежать конфликта?

(Комментарии учащихся).

Далее школьники работают в группах и выполняют конкретные задания. Необходимо найти пути разрешения конфликта. Можно ли было его избежать?

Ситуации для обсуждения.

1-я группа. “Однажды на уроке физики учитель заметил, что ученику передали записку. Он потребовал от Сергея, чтобы тот отдал эту записку ему. Сергей спрятал записку в карман и нагрубил учителю. Тот удалил Сергея с урока и сказал, что не допустит его до занятий, пока он не извиниться. Сергей считал, что не прав учитель, поэтому извиняться не стал. В течение недели он не посещает уроки физики”.

2-я группа. “Однажды на уроке математики во время объяснения учитель заметил, что Артём не слушает новый материал, а что-то пишет в тетради. На вопрос учителя, почему Артём занимается посторонними делами, ученик ответил, что ему не хочется. Учитель поставил Артёму двойку, а тот отвернулся в сторону окна. Учитель обиделся”.

3-я группа. “После уроков классный руководитель оставил группу детей, состоящую из мальчиков и девочек, на генеральную уборку кабинета. Мальчики отказались подметать, аргументируя тем, что это “женская” работа. Завязался спор, который перерос в ссору”.

Каждая группа находит свои пути разрешения конфликта. Объясняет, как можно было его избежать.

ИТОГ: Уч-ся приходят к выводу, что конфликты в жизни человека неизбежны. Причины конфликтов много: различия в характерах, разные взгляды на проблему, неумение выслушать противоположную сторону, т.к. мы все разные – тема прошлого занятия. Школьники приходят к выводу, что человек довольно часто попадает в конфликтную ситуацию. Сам конфликт может иметь различные последствия: в результате конфликта могут произойти ссора и драка, человек может затаить обиду или желание отомстить. Но стороны могут и договориться между собой, прийти к соглашению и мирно разрешить конфликт.

Родительское собрание “Воспитание ненасилием в семье”

Цель собрания: Обсуждение проблемы жестокости в семье по отношению к ребёнку.

План собрания.

  1. Знакомство родителей с видами насилия и результатами анкетирования детей.
  2. Знакомство с понятием “социофобия”, анкетирование родителей на тему “Жертва насилия”.
  3. Беседа психолога по темам: анализ детских рисунков - “Семья глазами ребёнка”, “Автопортрет” - это рисунки, которые уч-ся выполняли на классном часе “Толерантность”
  4. Обсуждение проблемы насилия в семье над ребёнком (техника медиации).
  5. Подготовительная работа с родителями:
  6. а) изготовление приглашений на собрание,
    б) анкетирование детей “Насилие в семье”,
    в) выполнение рисунка “Семья глазами ребёнка”.

На доске – тема собрания, детские рисунки “Автопортрет”, плакаты: “Моя семья”, “Услышать друг друга”, “Сложи свою семью”.

Сценарий проведения родительского собрания.

Родители рассаживаются по 3 группам.

Вступительное слово классного руководителя.

Во вступительном слове классный руководитель рассказывает о том, что было сделано к этому собранию: анкеты детей и детские рисунки “Семья глазами ребёнка”.

Далее необходимо сказать о том, что можно научиться воспитывать детей без применения насилия. Мы знаем, что воспитание – самое важное на свете дело.

Учитель даёт определение понятия “насилие”:

Насилие - форма принуждения со стороны одной группы людей (одного человека) по отношению к другой (одному человеку) с целью приобретения или сохранения определённых выгод и привилегий, завоевания политического или другого господства.

Далее родители знакомятся с видами насилия:

  • психологическое насилие (манипулирование, обвинения, формирование чувства вины, моральное давление и пр.)
  • эмоциональное (оскорбления, грубая брань)
  • вербальное (словесное)
  • экономический контроль, угроза лишения материальной поддержки
  • физическое (побои, издевательства)
  • уничтожение, повреждение имущества
  • сексуальное насилие (принуждение)
  • изнасилование

Ненасилие - это идеологический, жизненный, этический принцип, в основе которого лежит призвание ценности всего живого, человека и его существования, отрицающий принуждение как способ решения политических, экономических, нравственных, эстетических, этнических и межличностных конфликтов.

Далее учитель делает обзорный анализ детских анкет, из которых становится очевидной актуальность проблемы насилия для семей класса.

Другой важной “болезнью” XXI века является социофобия – боязнь общества. Мы слышим о избиениях, вымогательствах в школах, дети подвергаются угрозам со стороны своих же соучеников.

Постарайтесь определить, насколько Ваш ребёнок склонен оказываться в ситуации жертвы.

Анкетирование родителей.

В. Как Вы считаете, присущи ли Вашему ребёнку (да, нет) следующие черты:

  • Неуверенность в себе
  • Низкий уровень самооценки (считает себя слабее, глупее и несчастнее многих)
  • Высокая потребность в теплых связях с окружающими, потребность в понимании и поддержке (любит ли он ласку)
  • Трудность волевых усилий в принятии решений (насколько легко и решительно принимает самостоятельные решения)
  • Снижение уровня оптимизма и активности в ситуации затруднения (при неудачах быстро сникает, опускает руки)
  • Склонность к сомобичеванию, преувеличению собственной вины (часто обвиняет себя за ошибки, придумывает поводы для самообвинения)
  • Недостаточная общительность, инфантильность и незрелость личности.

Если на большую часть вопросов Вы даёте положительный ответ, у Вас есть повод для беспокойства. Более подробную информацию по этому вопросу вы можете получить у профессионального психолога в ближайшем от Вас центре психологической помощи.

В. Далее оцените уровень своей осведомленности о наличии обсуждаемой проблемы:

  • Поддерживаете ли Вы связь со школой?
  • Насколько часто посещаете классные родительские и общешкольные собрания?
  • Посещаете ли Вы преподавателей Вашего ребёнка без их приглашения?
  • Знакомы ли Вы лично с одноклассниками Вашего ребёнка и их родители?
  • Часто ли Ваш ребёнок подробно рассказывает Вам о различных событиях, происходящих в школе и классе?
  • При известии о неприятностях, произошедших с Вашим ребёнком, Вы обычно предпринимаете хорошо взвешенные шаги?
  • Считаете ли Вы себя достаточно выдержанным человеком?
  • Знаете ли Вы, к каким специалистам нужно обращаться в различных проблемных ситуациях?

Если более чем на семь вопросов Вы дали утверждающий ответ, то у Вас и Вашего ребёнка есть все шансы успешно выходить из различных проблемных ситуаций, если же положительных ответов менее четырёх, то Вы рискуете столкнуться с неприятными сюрпризами.

В случае если Вы из этой анкеты поняли, что не всегда умеете “держать удар”, обратитесь к квалифицированному психологу, который вызывает у Вас доверие. Он поможет Вам и Вашему ребёнку стать более уверенным в себе человеком.

Беседа психолога.

В беседе с родителями психолог комментирует детские рисунки на тему “Автопортрет”, где он объясняет, почему ребёнок выбрал тот или иной цвет, ту или иную геометрическую фигуру, линию. О чём говорит данный рисунок.

Также даются пояснения по рисункам на тему “Семья глазами ребенка”. Кроме этого у родителей была возможность лично побеседовать с психологом и попытаться решить свои проблемы.

Игра в технике медиации “Воспитание без насилия возможно”.

Задания:

Первая группа должна подготовить аргументы “за” данную точку зрения.

Вторая группа должна подготовить аргументы “против”.

Третья группа – это медиаторы, которые должны помочь прийти к общему разумному решению, сгладить противоречия.

Родителям предлагается в заключении написать синквейн на понятие: Родительское собрание.

Один из вариантов синквейна:

  • Интересное, организованное.
  • Спорим, дискутируем, обсуждаем.
  • Проблема воспитания наших детей.
  • Удовлетворение.

Используемая литература.

  1. Н.И.Дереклеева. “Справочник классного руководителя 5 – 11 классы” - М.: “ВАКО”, 2002 г.
  2. Н.П.Аникеева. “Учителю о психологическом климате в коллективе” - М.: Просвещение, 1983 г.
  3. И.Ахметова и др. “Мой выбор”. Учебно – методическое пособие для учителя средней школы. Издание третье, исправленное и дополненное. М.: ЗАО “Учительская газета”, 2002 г.
  4. Н.В. Ковалёва. “Родительские собрания в 5-7х классах” Издание 2-е. – Ростов н/д: Издательство “Феникс”, 2004 г.