Интегрированный урок: информатика + ИЗО по теме: "Расписные подносы Жостова"

Разделы: Информатика, МХК и ИЗО


Вид урока: комбинированный (урок-объяснение, урок-практика)

Цели урока:

Обучающие:

  • углубление эстетического познания о народном и декоративно - прикладном искусстве;
  • знакомство учащихся с техникой промысла Жостовской росписи;
  • закрепление навыков работы в растровом графическом редакторе Paint:
  • привитие учащимся техники создания изображений с помощью инструментов рисования:
  • кисть и карандаш;
  • ластики;
  • инструменты рисования геометрических фигур;
  • распылитель;
  • заливка;
  • палитра цветов.

Развивающие:

  • развитие у учащихся представления о принципиальной значимости для человека информации не только в символьном, но и графическом виде;
  • развитие композиционного мышления, художественного вкуса, графического умения;
  • развитие творческого воображения;
  • развитие интереса к предмету;

Воспитательние:

  • воспитание собранности, аккуратности при подготовке к уроку;
  • воспитание умения планировать свою работу;
  • воспитание умственных и волевых усилий, концентрации внимания, логичности и развитого воображения;
  • воспитание уважительного отношения к национальным традициям.

Оборудование: ПК, наглядный материал, раздаточный материал.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Методы работы:

  • объяснительно-иллюстративный (изложение материала);
  • практический (отработка навыков);
  • исследовательский (самостоятельный просмотр полученных результатов, анализ выполнения операций).

Ход урока

  1. Орг. этап – 1 мин
  2. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний – 1 мин.
  3. Этап усвоения новых знаний – 15-18 мин.
  4. Физ. минутка – 1 мин.
  5. Этап проверки знаний умений и навыков на практике – 25-28 мин.
  6. Итог урока - 4-5 мин.

Организационный этап

Обеспечение нормальной обстановки для работы на уроке и психологическая подготовка учащихся к общению и предстоящему занятию.

  1. Определение отсутствующих;
  2. Проверка готовности учащихся к уроку;
  3. Организация внимания.

Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний

На столе выставлен наглядный материал (муляжи, подносы).

Издавна человек стремился запечатлеть красоту окружающего мира в рисунке, в живописи, мозаике, витражах.

С достижением технической научной мысли в нашу жизнь вошли новые способы изображения. Сначала появились печатные изображения – эстампы, затем были изобретены фотография, кинематограф, телевидение. Сейчас ведущие позиции в изобразительной области занимает компьютер. Все эти столь разные виды изображения объединяет то, что все они формируются на плоскости.

Но наряду с развитием новейших технологий остаются в нашей жизни и традиционные виды изображения. На сегодняшнем уроке мы познакомимся с уникальным явлением в русском искусстве – расписными подносами Жостова.

Этап усвоения новых знаний

Роспись металлических подносов появилась в России в конце XVIII в.

Наглядный материал (настоящие подносы).

Недалеко от Москвы, среди широких раздолий Русской равнины, в очень живописном месте находится село Жостово. И хотя в округе много других сёл и побольше этого, и, возможно, красивее, но село Жостово знают все. А знаменито оно тем, что никто лучше местных умельцев не может рисовать цветы на железных подносах. Яркие, крупные и сочные цветы в окружении свежей листвы, широко и свободно брошенные на специально подготовленный фон подноса,— таков “классический” вид жостовской росписи.

Показ презентации.

Формы подносов и различные композиции с изображением цветов, фруктов.

Известно около тридцати различных форм подносов. Есть поднос, формой отдалённо напоминающий гитару, он так и называется - гитарный.

В Жостовском искусстве преобладает изображение букетов цветов. Очень популярным является так же изображение фруктов.

Жостовская роспись выполняется масляными красками при помощи кистей. Но мы сегодня отступим от традиций и выполнять будем ее при помощи растрового графического редактора Paint.

Напомните мне, как открыть графический редактор Paint? Откройте, пожалуйста, графический редактор. Если отсутствует панель инструментов рисования, как ее включить? А как включить палитру?

Учитель показывает презентацию. Каждый этап работы разбирается вместе с детьми.

Презентация поэтапное создание узора.

Вы видели, какие сложные бывают формы подносов. При помощи каких инструментов рисования можно задать форму будущего подноса? (Дети называют инструменты рисования). Используя какие инструменты рисования можно нарисовать треугольник?

Выбор формы и размера очень важен, т.к. определяет композицию росписи.

Рассмотрим создание узора на примере подноса овальной формы.

  • 1-й шаг. Выбор формата.
  • 2-й шаг. Композицию удобно вписать в геометрическую форму, круг, квадрат.
  • 3-й шаг. Красиво выглядит узор, когда в нем присутствуют элементы трех размеров, крупный, средний мелкий. Начните построение с крупных элементов.
  • 4-й шаг. На основе композиционной схемы выполняем рисунок.

Ребята, посмотрите на экран и скажите, какие инструменты рисования мы будем применять, например, для изображения яблока? А можем мы нарисовать яблоко из двух простых геометрических фигур? Как это сделать? С помощью какого инструмента рисования будем стирать лишние линии? А как нарисовать грушу?

Хорошо, мы нарисовали яблоки и груши, но на нашем подносе есть еще такие элементы, как листья, веточки. Как же нарисовать листья. Какие инструменты рисования будем использовать? (Карандаш, кисть, кривая).

Скажите, что напоминает работа с инструментом рисования кривая? (Выгибание из тонкой проволоки).

Расскажите алгоритм построения кривой.

1. Выбрать инструмент кривая.

2. Выбрать толщину линий.

3. Выбрать цвета для рисования.

4. Нарисовать отрезок.

5. Отпускание кнопки фиксирует положение линии.

6. Щелкнуть в стороне от линии и, не отпуская кнопку, менять форму линии.

7. Затем переключиться на инструмент линия или другой необходимый инструмент).

Т.е. мы проведем линию, а затем, потянув за середину этой линии, придадим нашему будущему листку необходимую форму. Давайте нарисуем небольшой листик с помощью инструмента кривая.

Упражнение 1. Нарисовать листик.

Этапы жостовской росписи

Техника жостовской росписи непроста и чаще всего делится на шесть этапов.

Слайд 5

1 Этап. Вначале художник наносит замалёвок. Он рисует силуэты будущих цветов и листьев, определяя их размер, соотношение частей, основную окраску, форму и расположение предметов. Полученное изображение пока ещё плоско, в нём нет видимой глубины и объёма.

Какой инструмент рисования будем использовать на этом этапе работы с изображением, чтобы выполнить замалевок. (Инструмент рисования заливка).

Что произойдет, когда контур закрашиваемой области имеет разрыв? (Краска “вытечет” через разрыв наружу).

Слайд 6

2 этап. Тенежка.

Тенёжка — особенно наглядно раскрывает сущность такого письма.

Тенёжкой он именуется очень верно и начинается с прокладки теней, прописки затенённых мест тем же цветом, но более тёмным, и почти сливает их с фоном. Так рождаются знаменитые жостовские тающие таинственные тени, усиливающие трепетность изображения.

Переключение между 5 и 6 слайдом.

Ребята, посмотрите внимательно на рисунок и скажите, какие изменения возникли в рисунке?

С помощью каких инструментов рисования эти изменения были внесены.

(Инструменты пипетка, палитра, кисти, аэрограф). Для чего будем использовать Аэрограф? (Для смягчения контуров).

Как можно “забрать краску” с готового рисунка при помощи инструмента (Пипетка)?

Расскажите алгоритм работы с инструментом Пипетка.

1. Выбрать инструмент пипетка.

2. Набираем в пипетку цвет с нужного участка рисунка.

3. Выбираем, необходимый нам инструмент рисования.

4. Рисование производится необходимым нам цветом.

Здесь нам так же понадобиться менять палитру. Добавлять цвета, изменять оттенки.

Как открыть Палитру для изменения? (двойным щелчком по цвету на панели палитра, или команда Палитра/Изменить палитру).

Давайте откроем Палитру.

Расскажите алгоритм изменения палитры.

Выберите на палитре цвет, который требуется изменить (двойным щелчком по цвету) или в меню Палитра выбрать команду Изменить палитру. 2. Нажмите кнопку Определить цвет.

Выбор Оттенка или цветового тона осуществляется по горизонтали, выбор контраста или насыщенности - по вертикали. 4. Нажмите кнопку Добавить в набор.

Упражнение 2. Добавить в набор два различных цвета.

Слайд 7

3 этап. Прокладка.

Третий этап росписи называется прокладкой. Художник меняет кисть и палитру, высветляя выступающие части букета теми же красками, но более яркими и светлыми.

Цветы, плоды и листья, возникая из бликующего фона предмета, словно приобретают ощутимую плоть и в то же время связываются в целое лёгкой объединяющей дымкой.

Переключение между 6 и 7 слайдом.

Какие инструменты рисования будем применять для выполнения этого этапа? (кисти, аэрограф, пипетка). Как будем осуществлять выбор цветового тона при помощи палитры?

Слайд 8

4 этап. Бликовка.

Высветляя краски, художник приступает к бликовке — четвёртому моменту росписи, одному из наиболее ярко отличающих каждого живописца. Блики, пробела и оживки, разложенные на выступающих частях цветов, усиливают игру света. С одной стороны, они как бы подчёркивают объёмность росписи в самых многослойных участках письма, а с другой — подчиняют всё изображение условной орнаментальности быстрых, подвижных пятен, возвращают ей плоскостность, узорность.

Переключение между 7 и 8 слайдом.

Посмотрите, какие изменения возникли в рисунке?

С помощью, каких инструментов рисования эти изменения были внесены? (Инструмент кисть, разного размера и формы)

Расскажите алгоритм работы с инструментом Кисть.

1. Выбрать Кисть.

2. Выбрать тип кисти на панели разновидностей.

3. Выбрать цвета для рисования.

4 Рисовать.

Скажите, от чего будет зависеть выбор размера кисти? (От размера элемента). А какой цвет будем применять? Любой цвет (очень светлый, осветление идет по вертикали).

Завершающие этапы росписи — привязка и чертежка — очень похожи и часто делаются вместе.

Слайд 9

5 этап. Чертёжка

На этом этапе длинной кистью очень лёгкими и быстрыми касаниями очерчивают загибающиеся лепестки, рисуют прожилки в листве.

Слайд 10

6 этап. Привязка

После чертежки приступают к и привязке. Роспись насыщается линией, уточняющей рисунок её частей, добавляющей к дыханию цвета и света грацию штриха, изящество мелких разделок, остроту графического движения. Вводя тонкие травки, стебельки, усики между цветами и листьями, мастер смягчает переходы от росписи к фону, как бы привязывает её к предмету.

Так шесть жостовских приёмов, взявшись за руки, хороводом вяжут жостовский букет.

На этом этапе будем использовать такие инструменты как (кривая, кисти различной формы и толщины, карандаш).

Слайд 11

7 этап Уборка. Украшение борта подноса.

Уборка может быть скромной, а может соперничать с роскошными рамами для картин. Без уборки изделие выглядит незаконченным.

Слайд 12.

А теперь приступим к выполнению практической работы.

Этап закрепления знаний умений и навыков на практике.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

Во время практической работы проводится физминутка.

Комплекс упражнений гимнастики для глаз

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5.

2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль). Повторить 2 раза.

3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движением указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 3 раза.

5. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Посмотреть вдаль на счет 1 - 3.

6. Наклоны головы вправо, влево, вверх, вниз.

Вынос работы на рабочий стол. Файл/Замостить рабочий стол.

Сохранение рисунка Файл/сохранить как.

Итог урока

Подведение итогов: как работал класс, кто из учащихся работал особенно старательно, что нового узнали учащиеся, выставление оценок.

Выставление оценок:

  • за активную работу;
  • за правильное использование инструментов рисования;
  • за правильное композиционное решение.