Урок чтения по теме: "А.С. Пушкин "Там, на неведомых дорожках…" 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа

Класс: 2


Цели:

Обучающие.

  1. Расширить знания детей о творчестве А.С. Пушкина.
  2. Учить беглому, осознанному, выразительному чтению.

Развивающие.

  1. Продолжить знакомство с биографией великого русского поэта.
  2. Расширять знания детей о литературном творчестве русских поэтов.
  3. Обогащать словарный запас детей. Развивать речь.

Воспитывающая.

  1. Учить на примере героев сказок А.С. Пушкина    правильно оценивать поступки людей.

Наглядность:

  1. Портрет А.С. Пушкина.
  2. Кроссворд “Пушкин”.
  3. Словарные слова на карточках: аршин, грамота, вдова, дичь, светлица, сени, обвенчался.
  4. Выставка книг сказок А.С. Пушкина.
  5. Магнитофон – звуковой ориентир.
  6. Удочка и рыбки (игра).
  7. Плакат с текстом песни.
  8. Печатный материал для каждого ученика.
  9. Музыкальный инструмент – синтезатор.

1. Оргмомент.

Ребята, сегодня мы продолжаем разговор о великом сказочнике.

2. Кроссворд – игра.

Сейчас мы поймаем рыбку, прочитаем отрывок и определим, из какой сказки взяты эти строчки.

1. Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда.
Идет, сам не зная куда.
“Что, батька, так рано поднялся?
Чего ты взыскался?”
Поп ему в ответ:
“Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник.
А где найти мне такого
Служителя не очень дорогого?” “СКАЗКА О ПОПЕ И О РАБОТНИКЕ ЕГО БАЛДЕ”

2. Там чудеса, там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит,
Там, на неведомых дорожках,
Следы невиданных зверей:
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей.
Там лес и дол видений полны.
Там о заре прихлынут волны
На брег, песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька Черномор. ПОЭМА “ РУСЛАН И ЛЮДМИЛА ”

3. Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка..
“ Посади ты эту птицу, –
Молвил он царю, – на спицу,
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой.
Коль кругом все будет мирно,
Так сидеть он будет смирно,
Но лишь чуть со стороны
Ожидать тебе войны… “ СКАЗКА О ЗОЛОТОМ ПЕТУШКЕ ”

4. Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо.
“ Я сегодня поймал ,было, рыбку:
Золотую рыбку, не простую,
По-нашему говорила рыбка,
Домой в море синее просилась,
Дорогою ценой откупалась ,
Откупалась, чем только пожелаю.
Не посмел я взять с нее выкуп,
Так пустил ее в синее море”
Старика старуха забранила:
“ Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял с нее корыто.
Наше-то совсем раскололось”. “ СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ ”

5. Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.
С ним одна она была
Добродушна, весела,
И, красуясь, говорила:
“Свет мой, зеркальце, скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее ... “ СКАЗКА О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И О СЕМИ БОГАТЫРЯХ ”

6. Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком,
говорит одна девица, –
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир.”
“ Кабы я была царица, –
Говорит ее сестрица, –
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна”.
“ Кабы я была царица, –
Трётья молвила сестрица, –
Я б для батюшки царя
Родила богатыря”. “СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ...”

Ребята, Золотая рыбка загадала желание. (Рыбку поставить на стол).

Молодцы, сказки вы знаете, кроссворд мы разгадали.

3. Знакомство с биографией А.С. Пушкина.

А сегодня мы познакомимся с некоторыми страничками биографии Александра Сергеевича Пушкина. (Дети читают отрывки из биографии с печатного текста.)

1. Родители маленького Саши Пушкина очень любили детей. Но они мало уделяли внимания их воспитанию. У маленького Саши была няня Арина Родионовна. Он очень любил ее за ее сказки, песни, загадки. Ему всегда было с ней хорошо. Взрослым он часто вспоминал свою няню и написал много стихов, посвященных ей. Арина Родионовна жила в небольшой деревянной избушке. Зимним вечером эту избушку освещала горящая лучина. А около лучины сидит Арина Родионовна за прялкой, тянет тонкую нить и рассказывает Саше Пушкину все новые и новые сказки.

2. Когда Саше Пушкину исполнилось 11 лет, его дядя Василий Львович записал его в лицей. Лицей находился недалеко от Петербурга в селе, которое называлось Царским селом. В лицее учились только мальчики и все из дворянских семей. Лицеисты учились 6 лет. Они не только учились в лицее, но и жили там. У Пушкина в лицее было много друзей. Одним из них был Иван Иванович Пущин, который позже написал об их жизни в лицее.

3 Через 6 лет лицей выпускал своих первых учеников. И среди них был Александр Сергеевич Пушкин. На экзамен в лицей были приглашены гости. И среди них был поэт Державин Гавриил Романович. Державин уже был стар, плохо видел, а ученики отвечали вяло, неинтересно. И Державин задремал. И вот вызвали Пушкина. В зал вошел небольшого роста юноша, кудрявый, смуглый. Он вытянулся весь в струнку и стал читать стихи о лицее, которые сочинил сам. Сразу проснулся Державин. Все привстали со своих мест. Все очень внимательно слушали. Державин сказал, что Пушкин – это его достойный преемник и велел найти, чтобы пожать ему руку. Но Пушкин убежал , его не нашли.

4. Пушкин был русским человеком. Он знал иностранные языки. . Свои произведения он писал на русском языке. Он очень любил природу, лес. Пушкин был хорошим наездником, пловцом. Как все русские, он очень любил ходить пешком. Иногда пешком он мог прошагать до 20 км. Самым любимым временем года была осень. Однажды всю осень он прожил в селе Болдино. И там он написал очень много произведений. Он говорил “ Ай да Пушкин! Ай ,да молодец! спасибо Болдинской осени!”

“Унылая пора...”

5. Однажды на балу Александр Сергеевич увидел очень красивую девушку – Наталью Гончарову. Он сразу полюбил ее. Они виделись на балах, на которых присутствовал сам царь. Царь часто танцевал с Натальей. А Пушкин ревновал. Молодые женщины завидовали Гончаровой – она отличалась необыкновенной красотой. Наталья была чуткой и отзывчивой. И именно это очень любил и ценил Пушкин. Он называл Наталью Николаевну “Моя Мадонна”.

В семье Пушкина было 4 детей: 2 сына и 2 дочери. Пушкины хотели, чтобы первым ребенком родился сын. Но родилась девочка, которую назвали Марией. А вторым родился сын, его назвали Григорием. Александр Сергеевич говорил: “Мой рыжий Гришка”. Потом родился тоже сын – Александр, и самой младшей была дочка Наталья. Пушкины очень любили своих детей. Но дуэль с Дантесом оборвала жизнь Александра Сергеевича. И всех детей растила и воспитывала после смерти Пушкина сама Наталья Николаевна.

7. У Пушкина и Наталъи Николаевны было много врагов, которые завидовали красоте Натальи и которые часто злословили. Они говорили, что Наталья Николаевна неверна Пушкину. И среди этих врагов был француз Дантес, который на дуэли смертельно ранил А. С. Пушкина. Об этом узнал сразу весь Петербург. И люди, любившие Пушкина, сразу стали собираться около его дома.. А около постели были самые близкие друзья – поэт Жуковский, врачи Даль и Арендт. Врачи знали, что Пушкин умрет, потому что пуля вошла в живот.

29 января в 2 часа 45 минут дня Пушкин умер. Его смерть оплакивала вся Россия.

8. За что я люблю Пушкина? Если бы меня спросили, я бы ответил: “ Пушкин учит меня любить природу, Родину, свой край, своих родителей.” Наверное, за это все дети говорят Пушкину: “ Спасибо!”.

4. Проверка домашнего задания.

Сегодня мы войдем в замечательный мир сказок А.С. Пушкина. Дома вы читали “Сказку о рыбаке и рыбке” Сейчас вы друг другу зададите вопросы.

  1. С каких слов начинается “Сказка о рыбаке и рыбке”?
  2. Каким было последнее желание старухи?
  3. Каким ремеслом занимались старик со старухой?
  4. Чем угощали старуху бояре да дворяне в царских палатах?
  5. О ком идет речь?
    В дорогой соболей душегрейке,
    Парчевая на маковке кичка. Жемчуга огрузили шею. На руках золотые перстни,
    На ногах красные сапожки.
  6. Сколько раз старик закидывал невод? С чем приходил невод?
  7. Какими словами старуха бранила старика?
  8. Назовите имя старшего сына?
  9. Сколько лет жили старик со старухой?
  10. В старину это море называли СИНИМ, а как его называют сейчас?
  11. Какими словами ты охарактеризовал бы золотую рыбку, старика, старуху?
  12. Если 6ы тебе представилась возможность попросить что-то у золотой рыбки, то что бы ты попросил у нее?
  13. Какую характеристику мы можем дать героям из сказки?
Золотая рыбка Старик Старуха
Добрая

Послушная

Исполнительная

Вежливая

Жалостливая

Красивая

Ласковая

Хорошая

Добрый

Бедный

Послушный

Исполнительный

Старый

Работящий

Смелый

Ласковый

Безотказный

Хороший

Трудолюбивый

Вредная

Жадная

Сварливая

Сердитая

Старая

Глупая

Грубая

Требовательная

Плохая

Жесткая

Гадкая

5. Физкультминутка.

Песня “Сказки Пушкина” – дети читают слова на плакате с доски. Учитель сама за инструментом ( синтезатор ).

Ночь придет, и в поднебесье
Звезд закружит хоровод.
Это сказка в Лукоморье
Нас с тобою поведет!
Там, на острове Чудесном, –
Расписные терема!
Изумрудные орешки
Белка сыплет в закрома!

Припев:

Сказки Пушкина в сердце живут,
Свет и радость всем детям несут!
Вновь помогут мне и тебе
Оказаться опять в той волшебной стране
Сказки Пушкина – чудо-страна!
Свои двери открыла она!
Эти сказки опять и опять
Будут дети читать,
Будут дети читать,
Снова будут их дети читать!

Молодцы!

6. Словарная работа. Подготовка к восприятию сказки.

Сегодня мы начнем читать “Сказку о царе Салтане ...” Сказка нам знакомая, мы видели мультфильм, делали на уроках труда творческую коллективную работу, а сегодня посмотрим на Пушкинский удивительно красивый язык, познакомимся с красотой языка.

  • Как можно сказать по-другому:

1. Только вымолвить успела – сказать.
2. Полюбилася ему – понравилась.
3. Пустились во дворец – пошли.

  • В сказке встретятся незнакомые слова:

Светлица – комната.
Сени – холодное помещение перед входом в светлицу.
Обвенчался – стали мужем и женой.
Аршин – мера длины.
Грамота – важное письмо.
Вдова – женщина, которая осталась без мужа.
Дичь – мясо дикой птицы.

7. Выставка книг. ( Разные издания ).

8. Чтение сказки под звуковой ориентир.

Магнитофон. Читает учитель. Дети следят.

9. Экспресс-опрос:

Работа в тетрадях.

1. Пряли поздно вечерком 3 девицы? +
2. Во время разговора царь стоял позади забора? +
3. Все 3 девицы стали царицами? -
4. Царя звали Салтан? +
5. Царь Салтан обвенчался в тот же вечер? +
6. Царица родила дочь? -
7. Ткачиха с поварихой шлют письмо другое? +
8. Царь велит царицу с сыном бросить в воду? +
9. Плакала, билась царица в бочке? +
10. Ребенок в бочке рос быстро, не по дням, а по часам? +

Проверка.

10. Итог урока.

  • На следующем уроке мы продолжим чтение сказки.
  • С творчеством какого писателя мы продолжаем знакомство?
  • Сколько лет А.С. Пушкину?
  • Чему учились на уроке?
  • Что понравилось?

11. Домашнее задание .

Дочитать сказку до конца.