Дифференцированный контроль знаний на уроках информатики

Разделы: Информатика


Только тогда, когда педагоги будут знать,
что надо делать, они смогут делать

Блонский П.П.

В первой части своей публикации я рассмотрела проблемы, связанные с дифференциацией при опросе и пути их решения в рамках школы, а во второй части я предлагаю вашему вниманию те приемы и формы работы, которые используются мной при дифференцированном опросе.

Проблема дифференцированного контроля знаний – одна из наиболее сложных, на мой взгляд, и связана, прежде всего с объективной оценкой знаний учащихся.

Если ученик овладел минимально допустимым уровнем знаний, то какой отметки он заслуживает? Учителя обычно за этот уровень усвоения ставят 3, за средний – 4, за повышенный – 5. Но если ученик овладел материалом на уровне государственного стандарта, почему ему ставится тройка?

Важно, чтобы оценка знаний учащихся с одной стороны строго соответствовала уровню знаний, а с другой стороны отражала реальный прогресс каждого ребенка в развитии и уровне знаний, умений и навыков. И очень важно, чтобы оценка была “справедливой” в глазах ребенка.

И это только одна проблема. Следующая проблема, которая связана с дифференциацией обучения и в том числе с дифференциацией при опросе – это проблема реального знаний учителя о каждом своем ученике, о возможностях ребенка, индивидуальных и возрастных его особенностях развития. Реальные условия нашей жизни к сожалению таковы, что многие из учителей среднего и старшего звена в среднем обучает 150 учащихся и может ли учитель знать и учитывать особенности каждого своего ученика.

Кроме того, в новом государственном стандарте значительно увеличено содержание учебного материала и максимально уменьшено количество часов. В связи с этим возникла еще одна проблема дифференцированного опроса. У учащихся со средними и низкими учебными способностями пропала возможность повышения уровня обученности. Практически каждый урок – это урок усвоения новых знаний, на этапе закрепления которого учащиеся выполняют задания своего уровня сложности. Возможности выполнить задание более высокого уровня сложности у учащихся нет за отсутствием времени на уроке.

Последнюю проблему, на мой взгляд, возможно решить в рамках средней школы, для чего педагогам необходимо изучить современные образовательные технологии, такие как, например, модульное обучение, технология укрепления дидактических единиц и т.д.

И прежде чем мы перейдем ко второй части, практической, я предлагаю вам результаты исследования психологов, которые выявили, что традиционный вид опроса у доски – это скорее антиприем. Толку от него мало: один отвечает, остальные как бы слушают. Посмотрите таблицу, наглядно поясняющую неэффективность традиционного опроса. В ней приведены результаты многолетних наблюдений и кропотливого изучения того, как учащиеся используют время при традиционном устном опросе их товарищей у доски или с места.

О чем думали и что делали во время ответа товарищей

В проценте от общего числа наблюдаемых учащихся (более 500)

  Следили за ответом товарища.

14,8

  Думали о том, что станут отвечать, если учитель сейчас же спросит их.

19,4

  Думали о предмете.

9,3

  Думали о разном, но не о предмете.

53,8

  Занимались посторонними делами.

2,7

И все-таки опрос у доски имеет смысл, только использовать такой опрос нужно не часто. Например, когда ученик демонстрирует блестящий ответ – чтобы формировать у остальных образ ответа, к которому можно стремиться. Или как наглядную репетицию экзамена. После такого ответа полезен краткий “разбор полета” с учениками.

А теперь я хочу предложить вашему вниманию те формы дифференциации при опросе, которые используются в нашей работе.

Условно разобьем приемы работы на традиционные и нетрадиционные.

К традиционным отнесем следующие приемы работы:

    1. Самостоятельные ответы на вопросы.
    2. Работа по карточкам разной степени сложности.
    3. Работа в дидактических тетрадях.
    4. Доклады, рефераты, отчеты.
    5. Практические работы, составление схем, таблиц.

А не традиционные приемы я попыталась свести в таблицу по уровням обученности.

Уровень

Вид задания

Формула

Пример

1. Различение

Тихий опрос. Беседа с одним или несколькими учениками происходит полушепотом, в то время как класс занят другим делом, например, тренировочной контрольной или групповой работой.  
Программируемый опрос. Ученик выбирает один верный ответ из нескольких предложенных. Учитель показывает на картонке блок-схему цикла. Это цикл: 1 – For, 2 – While, 3 – Repeat.
Фактологический диктант. Диктант проводится по базовым вопросам. На партах только чистый лист и ручка. Среди вопросов 1-2 на повторение. Работа ведется в высоком темпе: здесь нет необходимости в размышлении, должна работать память. Выписать из предложенных примеров команды с изученным оператором.

2. Запоминание

Опрос по цепочке. Применим в случае, когда предполагается развернутый, логически связанный ответ. Рассказ одного ученика прерывается в любом месте и передается другому жестом учителя. И так несколько раз до завершения ответа. Учитель разобрал на доске задачу. Проверить и закрепить ее понимание удобно с помощью развернутого комментария: как решалась задача. Проводить комментарий по цепочке.
Фактологический диктант.   Вставить пропущенные команды.

3. Понимание

Повторяем с контролем. Ученики составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу или ко всей ранее изученной теме. Затем одни ученики задают свои вопросы, другие по вызову учителя или спрашивающего одноклассника на них отвечают. Постепенно приучают учеников к тому, чтобы система вопросов полностью перекрывала учебный материал.
Фактологический диктант.   Учащиеся пишут под диктовку учителя (Паскаль-диктант).

4. Простейшие умения и навыки.

Повторяем с расширением. Ученики разрабатывают списки вопросов, ответы на которые позволят дополнить знания по новому материалу или по всей ранее изученной теме. При этом совсем не обязательно, чтобы учитель отвечал на них! Пусть некоторые из них (или даже они все) останутся как открытые проблемы данной темы.
Своя опора. Ученик составляет авторский опорный конспект по всей ранее изученной теме. В качестве подприема можно предложить ученикам создать “универсальную шпаргалку” по данной теме и провести конкурс шпаргалок.
Фактологический диктант.   Учащиеся самостоятельно составляют блок-схему и программу с ранее изученными операторами.

5. Перенос

Свои примеры. Ученики подготавливают свои примеры к новому материалу. Возможно также сочинение своих задач, выдвижение идей по применению изученного материала.  
Пересечение тем. Ученики подбирают или придумывают свои примеры, задачи, гипотезы, идеи, вопросы, связывающие последний изученный материал с любой ранее изученной темой, указанной учителем. Привлечение и повторение старых знаний при освоении нового материала может принимать форму сравнения, сопоставления или противопоставления. Тема: “Системы счисления”. В бумагах чудака-математика была найдена его автобиография. Она начиналась так: "Я окончил курс университета 44 лет от роду. Спустя год 100-летним молодым человеком, я женился на 34 летней девушке. Незначительная разница в возрасте - всего 11 лет - способствовала тому, что мы жили общими интересами и мечтами. Спустя немного лет у меня была маленькая семья из 10 детей. Жалованья я получал всего 200 рублей в месяц, из которых 1/10 часть приходилось отдавать сестре, так что мы с детьми жили на 130 рублей в месяц". Чем объяснить странные противоречия в числах, приведенных в автобиографии?
Фактологический диктант.   Учащиеся самостоятельно составляют задачи на изученный цикл.

Предложенную таблицу можно продолжать еще очень долго, все зависит от опыта и желания учителя.

Другими словами, в основе всех форм опроса и распределения их в соответствии с уровнем обученности лежит таксономия Блума.

Задания 3 уровня (“облегченного”)
предполагают усвоение темы на уровне простейших знаний и понимания.

Знание

Назовите …
В каком году …
Где происходит …
Напишите формулу …
Перечислите …

Понимание

Закончите фразу …
Что вы узнали …
Почему …
Преобразуйте выражение …
Объясните взаимосвязь …
Расскажите своими словами …

Задания 2 уровня (отвечающие требованиям государственного стандарта образования)
предполагают усвоение на уровне применения и анализа знаний.

Применение

Объясните цель применения …
Решите домашнюю задачу несколькими способами …
Какая теория позволит объяснить данное явление …
Проверьте предложенную гипотезу …
Выводы …

Анализ

Какова структура …
Классифицируйте …
Что является следствием …
Сравните …
Проанализируйте причины …

Задания 1 уровня (“сверхстандартные задания”)
повышенной степени сложности, ориентированы на уровень синтеза и оценки знаний.

Синтез

Найдите собственное решение …
Предложите алгоритм …
Найдите альтернативу …
Составьте из элементов …
Каковы возможные изменения …
Систематизируйте …
Исследуйте …

Оценка

Оцените логику …
Опишите достоинства …
Выделите критерии …
Соответствуют ли …
Что вы думаете о …
Насколько верны выводы …
Сделайте выводы …

И в заключении хотелось бы сказать, что постоянное использование разных традиционных и не традиционных приемов обучения позволяет осуществлять дифференцированный подход одновременно к нескольким учащимся, что позволяет сократить разрыв между отстающим учеником и учеником со средней успеваемостью. Еще большее значение практические приемы играют в развитии творческого потенциала учащихся, раскрытии и проявлении их индивидуальных способностей в процессе продуктивной деятельности на уроке (кто-то красиво рисует, кто-то красиво пишет, у кого-то хорошо получается оформлять работы одноклассников). Значит, возможен дифференцированный подход не только к обучению, но и к объективной оценке знаний, умений и навыков (ЗУН) учащихся с разными учебными возможностями.

Список используемой литературы:

  1. М.М.Безруких, С.П.Ефимова, “Знаете ли вы своего ученика?”
  2. М.М.Жанпеисова, “Модульная технология как средство развития ученика”.
  3. А.Гин, “Приемы педагогической техники”.
  4. И.М.Осмоловская, “Дифференциация обучения: за и против”.
  5. М.А.Смиронова, “Индивидуализация и дифференциация процесса обучения младших школьников”.