Изучаем Microsoft Excel

Разделы: Информатика


Цель урока:

  • дать понятие электронных таблиц,
  • показать роль и значение электронных таблиц,
  • научиться создавать и сохранять электронные таблицы,
  • изучить способы работы с данными в ячейке,
  • изучить возможности автозаполнения.

Ход урока:

В лекционной форме и используя обучающий диск издательства Media 2000 «Обучение Microsoft Excel XP» даются основные понятия электронных таблиц (строки, столбцы, ячейки, блок, рабочий лист, книга, типы данных, формулы).

Внимание акцентируется на основном назначении табличного процессора – автоматизации расчетов в табличной форме.

  • Попробуйте привести примеры задач, которые можно решить с помощью электронной таблицы?

Студенты приводят различные примеры:

  • рассчитать стоимость всех продуктов, используемых для приготовления праздничного обеда,
  • затраты на покупку продуктов питания ежедневно, еженедельно, ежемесячно,
  • таблица заказов продукции фирмы Avon,
  • расписание движения автобуса или поезда

Далее пробуем создать рабочую книгу, добавить рабочий лист в рабочую книгу, переименовать рабочий лист, сохранить созданный файл, выполнить действия: копирование, перемещение, удаление, автозаполнение. Для этого выполним практическую работу №1. (приложение 1)

В качестве самостоятельной работы предлагается создать таблицу, содержащую сведения о студентах группы. В таблице должно быть отражено: фамилия, имя, отчество, дата рождения, домашний адрес, телефон.

Домашнее задание:

Придумать модель электронной таблицы в которой будут использоваться копирование, автозаполнения, удаление, перемещение.

Урок № 2 Формулы и функции в Excel. (2 часа)

Цель урока:

  • научиться использовать формулы и функции,
  • оформлять основную и вспомогательную таблицы,
  • дать понятие об относительной и абсолютной адресации ячеек и блоков

Ход урока:

Устный опрос.

Назначение Excel - …..

  • а) проведение расчетов,
  • б) проведение расчетов, решение оптимизационных задач,
  • в) проведение расчетов, решение оптимизационных задач, построение диаграмм,
  • г) проведение расчетов, решение оптимизационных задач, построение диаграмм, создание web – документов.

Для запуска Excel надо выполнить команды…

  • а) Пуск, Microsoft Excel,
  • б) Пуск, Программы, Microsoft Excel,
  • в) Пуск, Программы, Стандартные, Microsoft Excel,
  • г) Пуск, Программы, Стандартные, Служебные, Microsoft Excel.

Какие панели инструментов входят в табличный процессор?

  • а) стандартная, форматирования,
  • б) стандартная, форматирования, таблицы и границы,
  • в) стандартная, форматирования, элементы управления,
  • г) стандартная, форматирования, формы.

Чему равны значения клеток B1, B2, B3, в режиме отображения значений?

  A B
1 23 =A2+B3
2 47 =A1+A3
3 12 =A3+B1

Что будет выведено в ячейках A2 и B2, в режиме отображения значений?

A B
1 6 3
2 =A1+B1 =A1/B1

Какие формулы могут находиться в ячейках A2 и B2?

A B
1 1 2
2 6 1

На доске

Записать математические выражения в виде формул для ЭТ

Создание проблемной ситуации

Для создания проблемной ситуации я предлагаю студентам следующую задачу.

В магазине продаются обои. Наименования, длина и ширина рулона известны. Необходимо помочь покупателю быстро определить необходимое количество рулонов обоев для оклейки любой комнаты.

  • Давайте подумаем, каким образом можно реализовать решение этой задачи на компьютере?

После обсуждения этого вопроса, приходим к выводу, что удобнее всего будет использовать электронные таблицы.

Возвращаемся к поставленной проблеме.

Какую информацию надо занести в электронные таблицы, какие задать формулы?

Проводим формализацию задачи:

Вопрос

Форма комнаты?

Что известно о комнате?

Как учитывается неоклеиваемая поверхность?

Что известно об обоях?

Какая часть рулона уходит на обрезки?

Надо ли покупать рулоны «про запас»?

Можно ли купить часть рулона?

Что надо определить?

Ответ

Прямоугольная

Размеры h – высота, a – длина, b- ширина

15% площади стен комнаты занимают окна и двери

наименования, ширина и длина рулона

10% площади рулона

да, желательно 1 рулон

нет, количество рулонов должно быть целым

необходимое количество рулонов обоев

После обсуждения со студентами разрабатываем информационную модель таблицы:

Объект

параметры

название

значение

Обои Наименование образцов

Длина рулона (l)

Ширина рулона (d)

Обрезки (Обр)

Площадь рулона (S)

Исходные данные

Исходные данные

Исходные данные

Рекомендуется 10%

Расчетные данные

Комната Высота (h)

Длина (a)

Ширина (b)

Неоклеиваемая поверхность (НП)

Площадь стен (Sком)

Исходные данные

Исходные данные

Исходные данные

Рекомендуется 15%

Расчетные данные

Система Количество рулонов (N) Результаты

Далее разрабатываем математическую модель таблицы, вспоминая при этом формулы вычисления площади прямоугольника.

При расчете фактической площади рулона надо отбросить обрезки:

S = ( 1- Обр)*l *d

В комнате две стены площадью ah, и две стены площадью bh. При расчете фактической площади стен учитывать неоклеиваемую площадь окон и дверей:

Sком = 2*(a+b)*h*(1-н п)

Количество обоев вычислим по формуле:

N = Sком/Sр +1

Необходимо также учесть, что количество рулонов должно быть целым числом, но не меньшим, чем значение N.

С помощью электронной таблицы строим компьютерную модель. Информационная и математическая модели объединяются в таблицу, которая содержит три области:

  • Исходные данныею.
  • Промежуточные расчеты.
  • Результаты.

Заполняем по образцу расчетную таблицу.

Ячейка Формула
B9 = 2*($B$6+$B$7)*$B$5*(1-$B$8)
D14 =(1-$B$12)*B14*C14
E14 =ЦЕЛОЕ ($B$9/D14)+1

Далее проводим компьютерный эксперимент.

  1. Провести расчет количество рулонов обоев для помещений вашей квартиры.
  2. Изменить данные некоторых образцов обоев и проследить за пересчетом результатов.
  3. Добавить строки с образцами и дополнить модель расчетом по новым образцам.

Составляем отчет, анализируем результаты, делаем выводы.

Для закрепления и в качестве самостоятельной работы студентов на компьютере предлагаю составить таблицу определения необходимого количество рулонов для кабинета информатики.

Домашнее задание:

Подготовить информационную модель для решения следующей задачи:

1. Мальчик учит стихотворение из 40 строк. Чтобы запомнить первую строку ему понадобилась всего 1 минута. На каждую следующую он тратит на 10% времени больше. Стихотворение держится в памяти нерадивого ученика не дольше трех часов, а до школы бежать 15 минут. Как организовать заучивание стихотворения?

2. Построить таблицу расчета размера платы за электроэнергию в течение 12 месяцев по значениям показаний счетчика в конце каждого месяца, стоимости одного киловатт-часа энергии. Числовые данные выбрать самостоятельно.

Урок № 3

Практическая работа №2 (2 часа)

Использование функций. Форматы чисел.

Цель урока: закрепить на практике полученные знания по использованию формул и функций в электронных таблицах

Ход урока: Приложение 2

Самостоятельная работа

Предлагается несколько занимательных задач:

Как известно, автомобиль, изобретенный Винтиком и Шпунтиком, работает не на бензине, а на газированной воде разных сортов. На одном литре лимонада он проезжает 120 км, на одном литре кока-колы – 100 км, на одном литре фанты – 150 км. цена одного литра фанты в Цветочном городе – 3 монеты за литр, лимонада – 1 монета за литр, кока-колы – 2 монеты за литр. Готовясь к путешествию, Незнайка купил 10 литров кока-колы, 5 литров лимонада, 10 литров фанты. Винтик и Шпунтик вместе купили 10 литров лимонада и 10 литров фанты. Торопыжка – 5 литров фанты, 10 – кока-колы 10 – лимонада. Поэт Цветик – 20 литров фанты.

Построить электронную таблицу, из которой будет видно: сколько всего литров горючего купил каждый из человечков, сколько ему это стоило и какое расстояние он может проехать на этом горючем; сколько всего было куплено горючего каждого вида всеми человечками вместе, сколько это стоило и какое расстояние можно проехать на этом горючем; сколько горючего всех видов было куплено всеми человечками и сколько это стоило.

Мальвина премирует учеников своей школы за хорошую учебу: за решенную задачу ученик получает 5 конфет, за выученное стихотворение – 4 конфеты, за прочитанную книгу – 33 конфеты. Буратино решил 1 задачу, прочитал 2 книги и выучил 3 стихотворения. Пьеро выучил 25 стихотворений и прочитал 10 книг. Пудель Артемон решил 15 задач и прочитал 3 книги.

Построить электронную таблицу, из которой будет видно: сколько всего задач решено, книг прочитано и стихотворений выучено; сколько конфет получил каждый ученик школы; сколько всего конфет потребовалось Мальвине для премирования учеников; сколько конфет было получено за чтение книг, решение задач и заучивание стихотворений.

Домашнее задание:

Составить таблицу для нахождения значений функции на отрезке [1; 4], с шагом 0,1 :

  • X5 – x +1,8
  • 0, 25x3 + x – 1,2502

Урок №4 Графические возможности Excel (2часа)

Цель урока:

освоить основные приемы построения и редактирования диаграмм и графиков в табличном процессоре

Ход урока:

Выясняем со студентами, в форме беседы, для чего необходимы диаграммы и графики, на примерах разбираем - какие типы диаграмм бывают и в каких случаях какой тип лучше использовать.

Домашнее задание

Подготовить задачу, в ходе решения которой необходимо результаты представить графически.

Урок №5 Работа с электронной таблицей как с базой данных (2 часа)

В начале урока проводится закрепление изученного материала, проверяются задачи, составленные студентами.

Задание. На основе данных, приведенных в таблице, постройте несколько типов диаграмм, наглядно показывающих итоги сессии.

Новая тема излагается с помощью обучающего диска Microsoft Excel, используя работу в локальной сети.

Разбираем со студентами когда необходимо использовать базы данных.

Так как базы данных изучались раньше электронных таблиц, то студенты свободно говорят для чего они необходимы и как работать в БД.

Останавливаемся на отличительных особенностях Excel и Access.

Далее предлагается на практике построить базу данных и осуществить поиск данных в ней.

Практическая работа №4

Работают группами по 2 – 3 человека

Домашнее задание:

Создать базу данных, тему выбрать самостоятельно.

Повторить теоретическую часть.

Урок № 6 Итоговое занятие по электронным таблицам ( 2 часа)

Цели урока:

  • Завершить изучение табличного процессора,
  • обобщить учебный материал,
  • оценить уровень знаний, умений и навыков.

Фронтальный опрос

  1. Назначение электронной таблицы.
  2. Как называется документ в программе Excel? Из чего он состоит?
  3. Особенности типового интерфейса табличных процессоров.
  4. Какие типы данных могут содержать электронные таблицы?
  5. Какие данные называют зависимыми, а какие независимыми?
  6. По какому признаку программа определяет, что введенные данные являются не значением, а формулой?
  7. Что такое формула в электронной таблице и ее типы? Приведите примеры.
  8. Что такое функция в электронной таблице? Приведите примеры
  9. Поясните, для чего используются абсолютная и относительная адресация?
  10. Что такое автозаполнение?
  11. Как можно «размножить» содержимое ячейки?
  12. Как просмотреть и отредактировать формулу, содержащуюся в ячейке?
  13. Что такое диапазон и как его выделить?
  14. Укажите, какие вы знаете типы диаграмм. Когда следует использовать каждую из них?
  15. Как выделить смежные и несмежные блоки ячеек?
  16. Какие вы знаете форматы данных?
  17. Что такое Мастер функций?
  18. Что такое Мастер диаграмм?
  19. Как осуществляется сортировка списков?
  20. Как осуществляется фильтрация списков?

Выполнение задачи с использованием электронных таблиц

Выдаются задания разного уровня сложности.