Технология современного урока. Заседание методического объединения начального образования

Разделы: Администрирование школы


Цели:

  • Способствовать осознанию учителями педагогических проблем “современного урока”.
  • Выработать алгоритм краткого анализа урока и самоанализа урока.

Сценарий

I. Диагностический этап

Самодиагностика учителей с целью выявления затруднений посредством анкеты:

1. Легко ли Вам определить цель урока? Можете ли Вы после урока сказать: цель достигнута или нет?
2. Владеете ли Вы содержанием новых программ и учебников?
3. Легко ли Вам отобрать материал к уроку в соответствии с поставленной целью?
4. Используете ли Вы эффективные средства обучения?
5. Умеете ли Вы дать самоанализ урока?
6. Осуществляете ли Вы дифференцированный подход к обучению?
7. Используете ли Вы межпредметные связи?
8. Умеете ли Вы провести анализ другого учителя?
9. Умеете ли Вы составить и организовать работу с тестами?
10. Организуете ли Вы разноуровневую и индивидуальную работу с учащимися?
11. Используете ли Вы современные образовательные технологии (назовите, какие)?

II. Подготовительный этап – групповая работа (30 мин.)

I группа

II группа

III группа

Направления деятельности педагогов

Классический урок (типы, формы, методы, средства) Урок в системе “Школа 2100” Анализ и самоанализ урока

 

Задачи деятельности и формы представления “продукта”

Тезисное выступление по результатам обзора литературы Представление типов уроков в системе “Школа 2100” Представление алгоритма краткого анализа и самоанализа урока

III. Презентационно-аналитический этап

1-я группа: представление материалов в краткой форме (схемы, таблицы).

Цель должна быть:

  • конкретна (кому?, что?);
  • достижима;
  • операциональна;
  • измеряема.

Цель – это образ желаемого результата.

Способ определения цели:

1. Создание образа желаемого в будущем результата.
2. Выявление состояния условий, ограничивающих получение желаемого результата.
3.Уточнение желаемого результата относительно этих ограничений.
4. Нахождение измерителей результата.
5. Формирование будущего результата как цели.

Часто встречающаяся ошибка: ставим много целей на один урок, а они все должны быть достижимы.

2-я группа: представление типов уроков в системе “Школа 2100” (схемы, структура).

3-я группа: представление алгоритма самоанализа и анализа урока.

Памятка к анализу и самоанализу урока

1. Тема урока.
2. Определение места урока.
3. Определение типа урока.
4. Были поставлены задачи.
5. Характеристика класса.
(Исходя из ……………… мною были выбраны ………….).
6. Назвать формы и методы.
7. Оценка результативности урока. Удалось ли реализовать поставленные задачи.

Анализ урока должен быть небольшой по объему (3–5 мин.).

Анализ урока излагается в форме краткого обоснования, а не в форме подробного пересказа.

IV. Практико-ориентированный этап

Открытые уроки для коллег с представленным самоанализом урока. Анализ урока коллегами

Урок литературного чтения

Тема: Б.Пастернак “За поворотом”. Обобщение по разделу “Природа летом”.

Цели:

  • Учить приёмам правильной читательской деятельности.
  • Развивать творческие способности детей.
  • Приобщать детей к литературе как искусству слова.

I. Организационный момент

а) Речевая разминка

Почистим зубки язычком.
Укольчик язычком.
Вкусное варенье (облизать).
Достать носик язычком.
Улыбка Буратино.
На полянке нюхаем цветы.
Пушинку сдуваем с одной руки на другую.
Волосы маленького дракона.
Волосы большого дракона.

II. Включение в деятельность

б) Чтение с доски текста про себя, а затем по группам: сердито, грустно, радостно.

Одуванчики

Разливает белый сад
Знойный, душный запах,
Одуванчики стоят
В облачных папахах
Тихо клонятся к ногам
Слабый ветер дунет –
И осыплет на луга
Белый пух июня.

Метафора – скрытое сравнение предмета (чаще, когда свойства человека или животного переносятся на другой предмет.

– Какие метафоры использует поэт, говоря об одуванчиках? А как вы рассказали бы об этих цветах?

в) Чтение детьми своих загадок об одуванчиках.

III. Новый материал

1) Работа со стихотворением до чтения

– А теперь отгадайте мою загадку. О чём она?

Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом –
Чудеса увидишь в нём! (Лес. Картина тайги.)

– Посмотрите на картину. Глухой стеной стоит лес.
– Деревья сомкнулись, переплели ветви, за ними чернота, темнота. Как ещё можно назвать такой лес?
– Перед нами стихотворение ( с. 107). Судя по иллюстрации к нему, оноо лесе, изображённом на нёй (чаща).
– Прочитайте название стихотворения. Соответствует ли оно иллюстрации?
– Кто автор стихотворения? Знакомы ли вы с его творчеством?
– О чём можно сказать сейчас, глядя на дату? (Поэт XX века)
– Можете ли вы предположить, с каким настроением написано стихотворение?
– Прочитайте стихотворение про себя, постарайтесь представить картины, нарисованные автором, почувствовать его настроение, понять мысли. Карандашом подчеркните слова, выражения, которые вам непонятны.

2) Работа во время чтения

Дети читают про себя.

– Какие картины вы представили?
– Какое настроение в этом стихотворении, по-вашему?

(Словарь настроения у всех)

Физминутка

3) Чтение стихотворения по строфам с комментариями

а) 1-я строфа. Объяснение учащимися новых слов.
б) 2-я строфа.
в) 3-я и 4-я строфы. Меняется ли интонация стихотворения? Почему? (Она становится тревожной. Мы заглядываем в глубину леса.)

– Что же мы видим?

  • Бурелом деревья, вывороченные, поваленные бурей.
  • Ключи – холодные, ледяные родники.
  • Кручи – обрывы.
  • Валежник – синоним бурелом, сухой лес, поваленный.
  • Колоды – брёвна, лежащие в лесу.

– Если вам приходилось бывать в лесу, вы видели “нагроможденье” – одно дерево на другое, беспорядочно.
– Какое ощущение возникает у вас при чтении? (Страх, волнение.)
– Не кажется ли вам странным, что, говоря о лете, поэт упоминает о подснежниках, ранних весенних цветах? Почему? (Темно и холодно в лесной глуши. Туда ещё не успело заглянуть лето. Это тайна леса, его секрет.)
– Такое ощущение, что поэт в страхе оглядывается по сторонам, смотрит вокруг
– На его состояние указывает и тире, они помогают понять смысл, настроение.
– Какую интонацию выберем для чтения этих строф? (Будем читать с тревогой, в замедленном темпе.)

г) 5-я строфа.

– И снова поэт возвращается к птичке, к маленькому лесному сторожу, отважному стражнику, которого не пугают мрак леса и тучи. Это её дом, её лес. И у неё есть своё оружие против врагов леса – её рулады – её песня, её трели. Она верит в силу свое песни, своего голоса. Зарок – запрет. Птичка может запретить войти в лес неугодным.
– Как вы думаете, кто они, “кому не надо” появляться на пороге лесного дома?
– Что, по-вашему, чувствовал Б. Пастернак, когда писал эти строчки? (Уверенность, что в лесу порядок.)
– Как следует читать эти строчки? (Громче, приподнято, с надеждой.)

4) Выразительное чтение и ответ на вопрос (аплодисменты)

– Что может увидеть и услышать вдумчивый читатель в этом стихотворении?

5) Работа после чтения

– Б. Пастернак нарисовал картину лесной глуши, но при этом не использовал ни одного слова, которое бы позволило представить нам картину в цвете, ни одного эпитета. Как вы думаете, почему? (Чтобы усилить впечатление сумрака, темноты, глуши леса.)
– Но общее настроение от стихотворения всё же светлое. Можем ли мы понять, о чём думал поэт, когда писал это стихотворение? Что он чувствовал? (Тревогу и радость.)
– Почему стихотворение названо “За поворотом”? (Вход в чащу, а дальше будет лес, его жизнь.)
– Можете ли вы предположить своё название?

Ученик рассказывает о поэте.

IV. Обобщение по разделу

– Мы заканчиваем раздел “Природа летом”.

Работа в группах. Каждая группа получает строчки из стихов известных поэтов, читает их и называет произведения раздела, которому эти строчки созвучны. Мини-сочинение.

  • 1-я группа – Лесное озеро.
  • 2-я группа – Июньское утро.
  • 3-я группа – Грибной дождь.

Представитель группы читает, эксперт оценивает по плану:

1. Вступление.
2. Основная часть.
3. Заключение.

– Это текст?
– Соответствует название теме сочинения?
– Не нарушена ли последовательность изложения?
– Что пожелаешь автору?

V. Итог урока

– Кем мы были сегодня на уроке? (Чтецами, экспертами, писателями.)

– Чему учились? (Быть слушателями, читать выразительно, любить природу, как с помощью слова и интонации можно передать настроение, которое автор вложил в данное произведение.)

VI. Домашнее задание

Творческая работа.

– Спасибо за внимание.

Самоанализ урока: Урок-обобщение по разделу, тип урока – комбинированный. Были поставлены задачи. Исходя из особенностей класса и поставленных задач, использована индивидуальная работа, творческие задания, групповые формы работы. Поставленные задачи реализованы, урок эффективен.

Анализ урока. Урок является заключительным в разделе. Учебные задания соответствуют последовательности цели урока. В большей степени задания творческого характера, частично-поискового. Урок по типу – комбинированный.На уроке учтены требования здоровьесбережения. Сочетание фронтальных и групповых форм, привлечение наглядности позволяет видеть познавательный интерес учащихся.Домашнее задание дано в творческой форме, что можно сказать о продолжении логики урока. Не просмотрелась постановка проблемной ситуации. Не было организации индивидуализации работы.

Возможные трудности при организации заседания кафедры.

1. Организация групп:

а) психологическая несовместимость педагогов;
б) организационно-деятельностная несрабатываемость(организация групп по принципу преподавания).

2. Трудности педагогов в определении тезисов для представления.

Литература:

  1. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения (общедидактический аспект). – М.: “Педагогика”, 1997.
  2. Бабурова И.В. Культура современного урока. – М.: Издательство “Российское педагогическое агентство” / Под ред. профессора Н.Е. Щурковой, 1997. с. 92.
  3. Бушканец М.Г., Леухин Б.Д. Хрестоматия по педагогике. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. / Под ред. З.И. Равкина, С.П. Баранова и др.
  4. Зотов Ю.Б. Организация современного урока: Книга для учителя / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Просвещение, 1984.
  5. Кондрашова Л.В. Сборник педагогических задач. Учебное пособие – М.: Просвещение, 1987. – 144 с.
  6. Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. – М.: Центр “Педагогический поиск”, 2002. – 160 с.
  7. Лизинский В.М. Работа администрации школы с учителем – М.: Центр “Педагогический поиск”, 2000 – 160 с.
  8. Педагогика: Учебное пособие для педучилищ. – М.: Просвещение, 1981. – 367 с.
  9. Педагогика. Учебное пособие. / Под ред. д.п.н., профессора П.И. Пидкасистого. – М.: Изд.3-е, Педагогическое общество России, 2000. – 638 с.
  10. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие – М: Народное образование, 1998. – 256 с.
  11. Яковлев Н.М., Сахар А.М. В помощь начинающему учителю – М.: Просвещение, 1985. – 208 с.