Использование рисунка на уроках русского языка

Разделы: Русский язык


Функции рисунков на уроках русского языка

Рисунки в учебнике выполняют следующие функции: комментирование значения слов и фразеологических оборотов. Рисунок - это стимул, обеспечивающий употребление различных языковых единиц, обогащающий словарь, предупреждающий ошибки.

Стимулирующая функция рисунков используется в учебниках при работе над самыми различными темами программы. Рисунок служит стимулом для употребления отдельных слов, построения словосочетаний и предложений, а также для составления связных текстов. Называние того, что изображено на рисунке, облегчает организацию фонетических наблюдений над звуковым строем, составом слова, позволяет привлечь внимание к звукам и к буквенной передаче их на письме.

Именно так организована работа в учебнике для 5 класса под редакцией Т.А. Ладыженской [27, с.130]. Составление словосочетаний на основе рисунка позволяет пояснить особенности номинативной функции, которую они выполняют более точно, чем слово, называя предметы, действия, признаки). Таково назначение иллюстраций, которые включены в параграфы, посвященные синтаксическим темам, в учебниках 7, 8 и 9 классов под редакцией Н.М Шанского и С.Г. Бархударова и др. [27,с.28]. Но составление словосочетаний и предложений по данным в учебниках рисункам, используется и с другой целью: грамматического строя речи учащихся, предупреждения ошибок, связанных с употреблением тех или иных форм и конструкций. Эта задача предусмотрена, например, в упражнениях ко многим ситуативным рисункам, включенным в раздел “Синтаксис и пунктуация” учебника для 5 класса под редакцией ТА Ладыженскои и под редакцией Панова, Бунеева. [30, с.31]

Наконец, сюжетные рисунки служат зрительной опорой для понимания теоретических сведений, для составления текстов, главным образом повествовательного характера. В отдельных случаях учебник знакомит лишь с внешним обликом действующих героев рассказа, который должны составить учащиеся. (Учебник для 7 класса под редакцией Н.М. Шанского) [23, с.30].

Раздаточный изобразительный материал расширяет возможности для реализации основных функций рисунка. Прежде вceгo, карточки позволяют предусмотреть вариантность рисунков по одной и той же теме. Например, в учебнике для 5 классов под редакцией Т.А. Ладыженской [27, с.130] проиллюстрированы лишь 2 многозначных слова; кисть и полотно, а в раздаточном изобразительном материале сколько потребуется учителю для тренировки учащихся в разграничении многозначных слов и анонимов. Далее мы будем опираться на описание карточек для 5 и 6 класса, автором которых является Л .М. 3ельманова [15, с.4].

Каждый набор представлен по восьми темам программы и каждая тема предусматривает пять вариантов, даны дополнительные виды заданий. Такая вариативность важна для организации письменных упражнений, требующих от ученика максимальной самостоятельности.

Использование рисунка в школьных учебниках по русскому языку для 5–7 классов

В учебниках по русскому языку широко представлены предметные рисунки, поясняющие многозначность слова, значение диалектной, профессиональной, заимствованной лексики. Некоторые иллюстрации учебников дают буквальное понимание отдельных слов и словосочетаний, тем самым предупреждая ошибки, связанные с непониманием образной природы переносного значения слова и фразеологизмов, неправильным толкованием устаревших слов.

Например, “гореть” — поясняется как “краснеть от прилива крови”. Аналогичным образом поясняются выражения “светиться от счастья” и “мороз сковал реку”.

В упражнении 324 [31 ,с.3] предлагается пояснить рисунки, объединить ошибки и самостоятельно придумать “ошибочные рисунки”. Задания такого типа направлены на закрепление темы “Фразеологизмы”.

Часто рисунки с юмористической направленностью используются в учебниках для пояснения смыслового значения некоторых аффиксов. В указанном выше учебнике – приставок в-, нз-, пере- , в учебном комплексе под редакцией В.В. Бабайцевой - суффикс -ище. Наконец, шутливый рисунок создает яркий зрительный образ, облегчающий понимание словообразовательной структуры слова (например “универмаг”).

Работа по развитию речи учащихся на основе рисунков

Следует особо отметить эффективность заданий, направленных на развитие речи учащихся на основе рисунков учебника. В качестве примера можно обратиться к положению, выдвигаемому Косолапкиной А.А. [20, с. 43]. Суть выдвигаемого ею тезиса заключается в делении “предлагаемых учащихся творческих заданий (на основе изобразительной наглядности) на несколько этапов:

  • подготовительный этап-знакомство с изучаемыми грамматическими явлениями, наблюдение над их функционированием в речи, работа с образцами высказываний, словарная подготовка;
  • включение творческого задания в канву урока с помощью изобразительной наглядности;
  • коллективная работа над содержанием и структурой высказывания;
  • самостоятельная работа учащихся;
  • прослушивание созданных учащимися миниатюр, их анализ, рецензирование, редактирование” [20, с.14].

Надо сказать, что предлагаемая схема была использована нами при подготовке к уроку изложения на основе собственных рисунков. В целях экономии времени первый этап был представлен в виде опережающего домашнего задания, второй, третий и четвертый были верно и быстро поняты учениками, несмотря на необычность и новизну предлагаемого задания. Пятый же этап был сокращен до минимума. В основной массе работы оценивались только учителем. В целом, такой вид работы оказался продуктивным: цели и задачи урока были достигнуты.

В рамках нашей работы мы обратились еще к одному методическому положению, выдвинутому А.А. Косолапкиной в связи с работой по развитию речи на основе рисунков — это деление творческих заданий на типы. Мы остановимся на двух из них, наиболее близких теме данной работы, в частности, этой главе. Один из рассматриваемых типов заданий направлен на творческое оживление рисунка в учебнике, а другой представляет собой восстановление пропущенной части текста на основе рисунка.

Несмотря на разнообразие методов и приемов работы с рисунком в учебнике на уроках развития речи, следует учитывать традиционный вариант — создание рассказа по юмористическим рисункам. Вот примep школьного сочинения:

Хитрый кот

Однажды вечером ко мне пришли друзья поговорить и посмотреть моего нового красивого кота. Мы начали его искать, но не могли найти. Даже собака обнюхала всю квартиру, но кота нигде не было. Вдруг с верхней полки в прихожей упала шапка. Я посмотрел наверх. Оказалось, что тот лежит там, свесив вниз лапы и хитро смотрит на нас. Я снял его оттуда, но он вырвался у меня из рук и побежал к своей чашке с едой. Тут его перехватила собака и начала “жулькать” носом. Мы весело посмеялись, а потом я показал кота своим друзьям.

Таким образом, задание на основе изобразительной наглядности учебника не только обеспечивают мотивацию высказывания, но и развивают творческое воображение, наблюдательность, являются средством нравственного и эстетического воспитания.

Вследствие этого, надо приветствовать использование рисунков в учебнике русского языка, поскольку они несут не только момент занимательности, но и помогают решению важных методических задач.

Применение раздаточного изобразительного материала

При использовании раздаточного изобразительного материала мы установили ряд методических нюансов, которые помогли рационально организовать работы с карточками. Прежде всего, работу с рисунком на карточке следует выполнять на этапе закрепления материала, а не при объяснении новой темы, т.к. в начале урока внимание школьников наиболее устойчиво и не требует привлечений каких-либо заданий, включающих в себя рисунок. А в заключении такие задания целесообразны, т.к. делают урок эмоционально насыщенным и в то же время полифункциональным. Далее следует обязательное пояснение учителем способа работы; желательно поощрять тех учеников, которые максимально “обыгрывают рисунок”, извлекают из него наибольшее количество орфограмм.

Обычно работа с раздаточным материалом составляет 6-8 минут, потом организовывается коллективная проверка. Как оказалось, это наиболее оптимальный способ работы с раздаточным изобразительным материалом на уроке русского языка.

Использование плакатного рисунка при изучении новой темы

Цель и назначение плаката, в том, чтобы:

  • помочь сознательно усвоить материал, осмыслить и запомнить орфографическое правило;
  • подготовить учащихся к самостоятельной работе;
  • расширить активный словарь;
  • сопоставить и обобщить явления языка.

Плакаты используются во время тренировочных письменных работ, когда зрительные и рукодвигательные упражнения являются одной из основных опор запоминания написаний. Как показывают наблюдения, плакатами чаще всего пользуются, когда написание орфограммы трудно объяснить правилами. (Слова с двойными согласными, чередующимися гласными корня, непроверяемыми безударными гласными.)

Преимущественно плакаты представляют собой типографское издание, но вполне возможно их самостоятельное изготовление (при условии выполнения требований, предъявляются к качеству наглядного пособия). Плакаты, раскрывающие значение слов, дают возможность сопоставить изучаемые орфограммы и помогают осознанному восприятию правильных написаний.

Эти пособия могyт быть использованы при объяснении нового материала, закреплении, повторении, а также при выполнении учащимися самостоятельных работ.

Применение пиктографического альбома на уроках pyccкогo языка

Пиктографический альбом — это эффективное средство использования рисунка на уроках русского языка. Цель составления такого альбома — повторение материала. Составляется он на основе преемственности. Создается коллективно. Учитель, заметив ошибки на какое-либо правило (чаще всего альбом посвящен одному правилу), записывает слова на отдельные страницы, выделяет ошибку и предлагает учащимся наклеить картинки в рамки, отведенные для этой цели. Каждый ученик готовит только по одной странице. В целом получается большой иллюстрированный альбом. В приложении представлены фрагменты из пиктографического альбома по орфографии (рисунки предлагаются учителем из раздаточного изобразительного материала) на тему “Непроверяемые безударные гласные”. Кроме того, рисунки объединены тематически; предусмотрены темы “Люди”, “Сельское хозяйство” и др.

Эффективность данного метода позволяет утверждать, что проведенный эксперимент по созданию альбома в 5 классе средней школы — форма работы над собственными ошибками — принес результат. Сократилось количество орфографических ошибок. Однако следует отметить, нами была немного изменена форма работы: учащиеся самостоятельно выполняли рисунки и придумывали к ним небольшие рассказы, связанные с исключениями. Тематика альбома четко не была определена, как тематика правил. Преимущественно это было исправление ошибок по орфографии и словообразованию.

Собственный ассоциативный рисунок ученика как средство формирования коммуникативных умений школьников

Как отмечает Л.С. Выготский, рисование ребенка составляет преимущественный вид детского творчества.

Люкенс [13, с.55], исследовавший рисунки детей, отмечает интерес ребенка к рисунку (от 10 до 15 лет) и векторное снижение интереса , т.е. большинство детей испытывает перелом интереса к рисованию в 13–14 лет.

Этим объясняется то, что наш эксперимент проходил в 5 и 6 классах, т.е. мы работали с 10–12-летними детьми, проявляющими сильный интерес к рисованию, и опирались на положение, выдвинутое исследователями Л.А. Ходяковой и И.М. Михайловой [40, с.45] о том, что текст создается ребенком еще в процессе рисования, что положительно влияет на процесс планирования высказывания, а значит, “обеспечивает процесс реализации словесного оформления”. При этом исследователи также ссылаются на известного методиста К.Б. Бархина [21, с.7], который полагал, что “занятие рисованием... - необходимая подготовка к научному творчеству”.

Детский рисунок способствует развитию наблюдательности, т.к. когда ребенок рисует что-либо, он стремится выбрать размер, форму, цвет, наиболее характеризующие предмет, следовательно, в процессе рисования внимание концентрируется и на качественной стороне предмета, значит, в сознании закрепляются слова, обозначающие признак предмета.

Рисуя, школьник учится видеть, наблюдать и анализировать, находить реальную форму для воплощения своего переживания. Следовательно, рисунок помогает сосредоточить внимание на рассматриваемой проблеме (правиле). Это служит доказательством того, что необходимо разнообразить работу на уроках русского языка, т.е. чередовать умственную работу с заданием, где следует выполнять внешние действия (в данном случае — рисовать). Ребенок в рисунке выделяет самое главное на данный момент. Методист Н.К. Беседина [23, с.14] предлагает использование ассоциативных рисунков на ypoках русского языка. “Эти рисунки не для развлечения — поясняет автор данной методики. — Они помогают запомнить правила, вызывающие зрительные ассоциации, способствующие быстрому запоминанию. В результате правила запоминаются легко, быстро и надолго”.

Предлагаемый метод довольно прост: сначала дети используют рисунки, предложенные учителем, а затем придумывают сами, как “оживить” то или иное правило, следовательно, учитель тоже создаёт рисунок (о собственном рисунке учителя речь пойдет позже). В качестве примера Н.К. Беседина [23, с.14] приводит рисунок учителя и ученика по теме “Причастие”. В результате пpoвeдeннoгo нами эксперимента в 5 классе, эффективность данного метода подтвердилась.

Однако мы усложнили задачу при выполнении ассоциативных рисунков: ученикам не был предоставлен рисунок учителя; в качестве образца один из учеников с помощью учителя выполнял работу на доске.

Такие задания, направленные на иллюстрацию правил, увлекают учащихся, вызывают у них живейший интерес, стимулируют их творческие способности. Для нас было неожиданностью то, что учащиеся не ограничились выполнением той работы, о которой говорилось выше. Некоторые из ребят подобрали задания к рисункам и даже выполнили их. Такая активность была использована нами при изучении и повторении темы “Правописание н и нн в наречиях”. Дети сделали рисунки, в классе коллективно составлялись задания, которые тут же выполнялись устно.

Подобные задания помогают в самостоятельном употреблении слов с определенной орфограммой, в осмысленном употреблении правила. Учащиеся сами описывали свои рисунки, что послужило развитию связной речи.

Л.М. 3ельманова рекомендует наиболее удачные рисунки использовать для пополнения фонда самодельных пособий. Разрабатывая задания, связанные с ассоциативным рисунком, мы учли рекомендации и примеры, предлагаемые Н.К..Бесединой.

Таким образом, мы отмечаем эффективность собственного рисунка ребенка при формировании и развитии коммуникативных возможностей учащихся на уроках развития речи.

Собственный рисунок учителя

Рисунок учителя имеет ocoбое значение в осознании и усвоении материала. Во многих случаях это комический рисунок. Например, рассматриваются условия выбора букв е и и в приставках пре и при. Учитель отмечает: “Если приставка обозначает приближение, то в ней пишется буква и”. На доске появляется рисунок с надписью “станция” и изображением приближающегocя к ним поезда.

Подобная работа содержит некоторое ограничение в качестве метода обучения. Им является умение самого учителя рисовать. На наш взгляд, это необходимое и обязательное условие, так как пример учителя играет огромную роль. Поэтому рисунок должен быть выполнен перед глазами учащихся.

По нашим наблюдениям, наиболее целесообразно выделить для этого последние 15–20 минут урока, когда восприятие учебного материала понижается. Потом ребята самостоятельно дома создают текст с опорой на рисунок. Это может быть и история, и сказка, и рассуждение, и описание. Текст может стать основой для грамматической работы (изучение определенной орфограммы и т.д.). Наличие грамматического задания необходимо, пoтoмy что главным все же является закрепление материала, а рисование — эффективный прием, учитывающий психологические особенности учащихся и дающий повышенные результаты. Пример такой работы находится.

Нельзя не отметить то, что при создании собственного рисунка учителя необходимо пользоваться методической литературой. Например, брошюрой Л. Шкатовой “Подумай и ответь” или брошюрой С. Бурмако “Русский язык в рисунках”. Мы использовали задания, предложенные а этих пособиях, что способствовало повышению эффективности обучения и интереса к уроку.

Таким образом, рисование — не только средство эстетического воспитания и развития речи школьников, но и прием снятия напряжения, эмоциональное воздействие, побуждающее к самовыражению, к свободному обращению с учителем.

Работа по развитию речи на основе ассоциативных рисунков

Развитию словесно-логического мышления способствует, прежде всего, анализ текста. Исследователи ЛА Ходякова и И.К. Михайлова [40. с.141] предлагают использовать одновременно текст и рисунок — анализ “чужого” текста и создание собственного на основе рисунка. Необходимые при этом этапы работы над текстом (составление связного текста, подготовка плана, выделение главного и второстепенного) тренируют школьников в использовании “сложных форм умственной деятельности” — анализа, синтеза, обобщения и т.д..

По мнению вышеназванных исследователей многие учащиеся воссоздают картины и образы прочитанного неточно и неверно. А рисунки, выполненные детьми на основе прочитанного текста, способствуют выявлению того, как ребенок принял и осознал текст. Продолжая эту мысль, мы приходим к выводу, что рисунок помогает учителю узнать, верно ли истолкован текст учеником, а также узнать об отношении к изо6ражаемому, следовательно, предлагаемому тексту. Это возможно при психолого-педагогическом исследовании и анализе цвета, формы, отдельных изобразительных деталей рисунка.

Таким образом, рисунок, созданный к тексту, развивает наглядно-словесную форму мышления, действует положительно на развитие познавательных процессов и “имеет немаловажное значение для совершенствования речевых механизмов, которые являются основой формирования коммуникативных умений учащихся”. Отсюда берет свое начало развитие двойной мотивации, исходящей из соединения словесных и изобразительных средств.

Л.А. Ходякова и И. К. Михайлова [40, с.16] отмечают высокую результативность “использования текста-образца в сочетании с собственным pисунком” в так называемых классах компенсирующего обучения, т.к. ученикам этих классов более всего свойственны слабые возможности развития связной речи, памяти, внимания [23, с.15] и как следствие, неверное толкование текста.

Человеку необходимы коммуникативные умения. Значит, заботиться об их формировании и развитии следует постоянно, особенно в школе. Понятно что для развития речевых навыков у младших школьников будут использоваться одни тексты, у средних — другие. а у старших — особый речевой материал.

Но наиболее пристальное внимание нужно обратить на формирование коммуникативных умений в 5–6 классах, т.к. именно в этом возрасте, по мнению Л.С. Выготского [6, с.30], закладываются основные возможности. При работе на уроке по развитию речи, на котором используется собственный рисунок, мы использовали следующую схему:

1. Восприятие и анализ текста-образца определенного типа речи.

2. Словесное иллюстрирование данного текста-образца,

З. Создание учеником рисунка к тексту-образцу.

4. Анализ созданного рисунка.

5. Составление высказывания определенного типа.

Такая схема синтезирует художественную речевую деятельность, что является одним из принципов совершенствования речи учащихся.

Надо отметить, что вопрос о приемах словесного и художественного рисования широко представлен в современных научных трудах по методике преподавания литературы. Однако в методике преподавания литературы создание рисунка несет в себе цель - понимание текста ребенком. В методике преподавания русского языка собственный рисунок ученика способствует словесному оформлению мыслей.

Исходя из дидактической цели мы использовали тексты-миниатюры, которые позволили экономить время на уроке. Вместе с тем они достаточно информативны, содержательны и предоставляли возможность их изображения учениками на бумаге. Тексты имеют зкологическую направленность.

Мы имели возможность убедиться в том, что такие задания повышают эффективность работы по формированию коммуникативных умений — соотношение высказывания с темой, раскрытие основной мысли, связное и последовательное изложение содержания, правильное оформление его в композиционном и языковом содержании и умение выражать собственное отношение к излагаемому.

Полезным оказалось рисование и при подготовке к выпускным изложениям в 9 классе. Ребята, которым сложно было воспринимать на слух читаемый текст (визуалисты) и те, кто не успевал записывать опорные слова — рисовали. Одни изображали текст статично, другие — в динамике (комиксы).

Применение рисунка с помощью ИКТ

Рисунок зарекомендовал себя отличным помощником при создании обучающих и контролирующих программ, используемых на ПК. Создаваться они могут учителем. Достаточно иметь начальные знания по программированию. Пример использования рисунка на компьютере в 6 классе на этапе закрепления темы “Лексика”. Изображены несколько человек, которых необходимо одеть. Здесь же находится одежда с надписями “шлем”, кафтан, кольчуга, фрак и т.д. С помощью мыши ученик “одевает” людей. При правильном выполнении задания картинка оживает и люди аплодируют, а при ошибке — льют слёзы. Данные методики применимы и в старших классах при более сложном уровне заданий.

Заключение

Как показывают проведенные исследования, прекрасным средством создания на уроке речевых ситуаций, обеспечения мотивации высказывания, обогащения словаря и развития орфографических и пунктуационных, грамматических и синтаксических навыков является рисунок. Задания, включающие в себя рисунок, развивают у детей творческое воображение, наблюдательность, содействуют нравственному и эстетическому воспитанию учащихся. Рисунок положительно действует на развитие познательных процессов у школьников.

Способы применения рисунка разнообразны и полифункциональны. Наиболее эффективным, на наш взгляд, является собствeный рисунок ребенка: ассоциативный и репродуктивный., Такие задания помогают сосредоточить внимание детей, на рассматриваемой проблеме. Кроме того, внимание и память наиболее устойчивы при выполнении внешних действий.

Таким образом, рисунок на уроке русского языка является одним из важнейших средств обучения, т.к. эффективно решает задачи, которые ставятся при изучении русского языка в средней школе.

Список используемой литературы