Сценарий литературной викторины: "В мире игрушек"

Разделы: Литература, Внеклассная работа


Цели и задачи: формирование у детей навыков сотрудничества, коллективного взаимодействия. Развитие мышления, воображения, памяти. Воспитание взаимоуважения между учениками.

Наглядные пособия: альбом “Зарубежная и русская игрушка XVIII – XX веков”; тряпичные куклы; куклы Барби; тряпки, ленты, солома и т.д. (материал для свертывания кукол).

Материал для игры со зрителями: ленты, лоскуты ткани, солома, сено, щепочки, палочки, веревочки.

Внеклассное занятие готовят учащиеся средней школы для учащихся начальной школы.

Среди учащихся средней школы выбираются несколько ведущих, каждый из которых отвечает за свой “участок”. Ведущие одеты в костюмы, соответственно тому “участку” текста, который рассказывают.

Ход занятия

I. Рассказ о современной игрушке и истории игрушки.

Рассказы ведущих сопровождаются показом иллюстраций, фотографий или слайдов.

Первая ведущая:

Сегодня я хотел(а) бы рассказать вам об игрушках. И первое на чем мне хотелось бы остановиться это художественно-педагогический музей игрушки. Основан он был 1918 году в Москве музейным отделом Народного Комиссариата Просвещения.

В 1931 году музей был переведен в г. Загорск. В музее хранится уникальная коллекция игр и игрушек разных времен и народов, всего около 30 тысяч экспонатов. (См. Рисунок 1 (Музей игрушки)

Почти половину музейного собрания составляет коллекция зарубежной и русской игрушки XVIII – XX вв. игрушки поступили из царских дворцов (Александровского, Гатчинского, Екатерининского, Ливадийского), дворянских особняков, магазинов, национализированных после Октябрьской социалистической революции, а также ряда музеев страны.

Среди экспонатов – редкие музыкальные игрушки, куклы с головками из фарфора, разнообразные предметы “кукольного окружения”: домики, мебель, посуда. Среди них игрушки из серебра, слоновой кости, цветного и молочного стекла – образцы ювелирного искусства и различных ремесел своего времени. Многие из этих игрушек были изготовлены по специальным заказам европейскими и русскими мастерами для детей дворянского сословия дореволюционной России.

Особого внимания в коллекции зарубежной и русской игрушки заслуживает собрание музыкальной механической игрушки, которая была популярна в XIX столетии. Этот интереснейший вид игрушки имеет многовековую историю. Известно, что около тысячи лет назад мастера арабских стран создавали искусственных птиц, поющих и машущих крыльями. Делались они и в Древней Греции. В литературе имеются сведения о том, что Леонардо да Винчи конструировал такие игрушки. Широкое распространение механические игрушки получили в конце XV века после изобретения часового механизма. Используя его в игрушках, мастера творили “чудеса”: куклы рисовали, исполняли музыкальные пьесы, играли в шахматы и т.д. .(См. рисунок 2 (Игрушки с движением и музыкой 1. Птичка в клетке. Франция. XIX в. Металл, мастика, перья. 2. Кукла “Барабанщик”. Франция. 2-я половина XIX в. фарфор, ткань, папье-маше)

Среди них можно выделить механическую музыкальную игрушку “Птичка в клетке”, очаровывающую изяществом исполнения и изобретательностью мастера. Несколько поворотов ключа и птичка оживает – открывает клюв, поворачивает головку, машет хвостиком. В такт ее движениям слышатся переливчатые трели соловья. Движения птички так сложны и настолько меняются в процессе исполнения мелодии, что ни у кого не вызывает удивления то, что с помощью такой игрушки в XIX столетии обучали пению живых птиц.

Не менее интересна другая механическая музыкальная панорама “Концерт обезьян”, воспроизводящая комнату, в которой расположились три обезьянки, в богатых туалетах. Механизм приходит в движение, и мы попадаем на “концерт”: руки пианиста касаются клавиатуры фортепьяно, скрипач водит смычком по струнам, третья обезьянка играет на виолончели. Обезьянки не только играют, но и поворачивают, наклоняют головы в такт мелодичной, красиво звучащей музыке. (См. Рисунок 3 (“Концерт обезьян” - музыкальная заводная картина. Франция. XIX в. Дерево, металл, мастика, ткань. )

Второй ведущий:

В коллекции русской и зарубежной игрушки XVIII – XX вв. хранятся игрушки военной тематики, выполненные из разнообразных материалов: дерева, стали, олова, меди. Один из лучших экспонатов в коллекции военной игрушки – резной деревянный конь – качалка работы неизвестного русского мастера XVIII в. Убранство коня выполнено с необыкновенной тщательностью – удобное с глубоким выгибом кожаное седло, плотно прилегающее к спине коня, настоящие подковы, стремена, удила. Изысканный потник из красного сукна расшит вензелем Екатерины II. (В собрание музея игрушка поступила из Аничкова дворца и принадлежала, возможно, наследнику престола Павлу I.) .(См. Рисунок 4 (Конь-качалка. Россия. XVIII в. Дерево, металл, кожа, ткань.)

Среди военной игрушки наибольшее распространение в XIX столетии получили оловянные солдатики, представленные в собрании музея разнообразными наборами немецкой, французской и русской работы XIX – начала столетии XX вв. Они изображают воинов разных эпох: античной Греции и Древнего Рима, рыцарские отряды эпохи феодализма, швейцарскую пехоту XVI века, прусскую кавалерию середины XVIII века, русских и французских гренадеров и т.д. Оловянные фигурки необычайно разнообразны и содержательны в своих образах и сюжетах, с документальной точностью имитируют детали обмундирования, вооружения и другие военные атрибуты. (См. Рисунок 4 (Набор солдатиков “Рыцарские воины”. Германия. 2-я половина XIX в. Олово.)

Первая ведущая:

Для девочек игрушками были куклы и предметы для игр с ними. Во все времена кукла преобладала среди разнообразных видов игрушек, поэтому не случайно в коллекции русской и зарубежной игрушки XVIII – XX вв. ей принадлежит особое место. В кукле в наглядной форме проявляется социальное содержание игрушки, педагогические тенденции, мораль и этика, особенности моды.

Большую историческую ценность представляют куклы с головками из фарфора работы французских, немецких, русских мастеров XIX – начала XX вв.

Привлекательна кукла, изготовленная во Франции в 30 – 40-х годах XIX столетия. В основу ее костюма положен модный французский силуэт: узкое в талии и расшитое книзу платье. На плечи накинут шелковый шарф, типичный для начала XIX в., на голове – батистовая шляпка в форме корзиночки. Завершает туалет непременный аксессуар – элегантный кружевной зонтик. .(См. рисунок 5 (1. Кукла. Франция. XIX в. Фарфор, ткань. 2. Одежда кукольная.. Франция. Конец XIX - начало XX вв. Ткань, соломка, перламутр. 3.Кукла. Германия (?). XIX в. Фарфор, ткань)

Кукольная одежда наглядно отражает основные направления развития моды XIX века.

Куклы имели домики с наборами мебели, посуды. Музей располагает коллекцией кукольной посуды, изготовленной на отечественных фарфоровых заводах XIX столетия – Императорском, Попова, Гарднера и на заводах Германии и Франции. .(См. Рисунок 6. Комната кукольная. Германия. XIX в. Дерево, ткань.)

Своеобразная коллекция ювелирной игрушки, представленная работами русских и западноевропейских мастеров XVIII – начала XX вв. Игрушка разнообразна как по тематике, так и по технике исполнения – от миниатюрных чайных и кофейных сервизов из серебра, молочного стекла, слоновой кости до более сложных ювелирных изделий, которые в быту могли выполнять две роли – игрушки и украшения интерьера.

Виртуозностью исполнения отличается набор миниатюрных дуэльных принадлежностей, искусно выполненный французским мастером XVIII в. Удивляет изящество пропорций пистолетов, декорированных растительным узором, выполненным в технике гравировки по металлу. Несмотря на игрушечность, пистолеты заряжаются при помощи щипцов и пороха и высекают искры, имитируя настоящую стрельбу. (См. Рисунок 7. Набор дуэльных принадлежностей. Франция. XVIII в. Металл, кость, черепаха.)

Второй ведущий:

Коллекция зарубежной и русской игрушки XVII – XX вв. включает множество разнообразных игр.

Обращает на себя внимание сундук с набором спортивных и настольных игр. Сундук, изготовленный во Франции в конце XIX в., поступил в музейное собрание из Александровского дворца – музея. Он интересен рациональным конструктивным решением, декоративным оформлением, самим подбором игр. В нем компактно уложены 78 игр: шашки, домино, лото, серсо (подбрасывание и ловля колец с помощью рапиры), прыгалки и т.д. Многие из этих игр известны и популярны в наши дни. .(См. Рисунок 8 Сундук со спортивными и настольными играми. Франция. XIX в. Дерево, металл, ткань, бумага, кость.)

Кроме того, в музее хранятся китайские игрушки из бумаги, мастики, рисовой соломки, глины, бамбука, нефрита, цветного стекла, металла. Тонко исполнены фигурки разнообразных зверей, птиц и рыб, нарядны бумажные дракончики и разноцветные фонарики.

Третья ведущая:

Игрушка, как и все другое, развивается, изменяются материалы, из которых они изготавливаются. Да и сама игрушка стала другой. В настоящее время основной материал – пластмасса, а одной из самых распространенных игрушек стала кукла Барби.

Впервые Барби появилась в 1959 году в Нью-Йорке на ярмарке игрушек. Сначала на нее не очень-то обращали внимание. Тогда ей придумали рекламу, и … Барби родилась!

Одевали ее по последней парижской моде. Но менялись времена – менялась и кукла. Сейчас Барби – отражение американского стандарта жизни. Она стала движущейся, говорящей. В ней находили отражение черты американских подростков: в 70-ые годы Барби юная, загорелая, имидж – в стиле “диско”; в 80-ые Барби увлекалась аэробикой, выступала в роли рок-звезды. В 90-ые годы кукла стала больше (ростом с годовалую девочку) и начала демонстрировать великолепные прически! Современная Барби – уверенная, яркая, победительница, да и только…

У этой куклы теперь более 40 профессий: врач, учительница, балерина, спортсменка, стюардесса, дипломатии т.д.: 25 национальностей: итальянка, испанка, шведка… Ежегодно для Барби дизайнеры создают 100 новых комплектов одежды. Особый спрос – на свадебные платья!

У Барби более 20 домашних животных: собаки, лошади, кошки, попугай, шимпанзе, львенок, жираф, зебра…

У нее есть семья, много родственников, роскошный дом, своя парикмахерская, машина, гардероб…

Итак, мы в “плену” у очаровательной американки?

Во-первых, она всегда улыбается! А лицо какое: голубые глаза, маленький курносый носик, изящный ротик. Тоненькая, стройная…

А одежда! Вот Барби на семейном обеде, в спальне, в походе, в школе, на пляже, на празднике…

Самая фантастическая деталь в облике Барби – необыкновенно роскошные волосы!

Да, Барби превосходна! Мечта! А какие новые куклы будут!!! С волосами до пят, ростом с ребенка, а уж когда ей в глаза хрусталик вставят тогда они засияют по-настоящему! И говорить будет на разные темы: Барби в школе, в магазине, на вечеринке…

По ходу рассказа демонстрируются различные типы кукол Барби и всего, что с ней связано (животные, домики, наряды и т.п.)

Четвертая ведущая:

Но, несмотря на респектабельность американского образа жизни, который демонстрирует Барби, все-таки в Европе кукла менее популярна, чем в других странах. Некоторые российские дизайнеры считают, что западный эталон на Россию никакого особого влияние не окажет.

В конечном счете, кому бы русские не начинали подражать, в конце концов, они приходили к своим, русским корням. У русской куклы непобедимое, неоспоримое преимущество – особая, духовная красота!

Русская народная игрушка напоминает нам, что, кроме компьютеров и сверхскоростей, есть высокая простота жизни человека в гармонии с миром природы; формирование в мальчике необходимых черт хозяина, кормильца, а в девочке – матери, воспитательницы, хранительницы домашнего очага…

Кукла, пожалуй, самый жизнестойкий атрибут, неотъемлемая принадлежность детства. И естественно отражение этой темы в фольклоре: колыбельные, прибаутки, такие полюбившиеся сказки “Золушка”, “Дюймовочка”.

А действительно, какая она, русская кукла?

Одна из важных особенностей русских кукол – их разнообразие. Игрушки-“потешки” - крестьянской детворы XIX века… Кажется, чему могли научить примитивные куклы из тряпок и соломы, “дитяшки”, “пеленашки”, “скелетки” из лучины? Кукол свертывали из лопуха и цветов, домики им мастерили из прутьев и соломы, кукольную посуду делали из глины, овощей… То есть кукла была не только развлечением, забавой, но имела огромное познавательное значение: дети открывали мир природы, учились преобразовывать материалы в рукотворное изделие. Кукла – эталон рукоделия. По ней судили о вкусе и мастерстве владелицы. Девочек учили прясть, шить, вышивать, одевать куклу, пряли нитки даже из… крапивы!

Чудесная игрушка играла неоценимую воспитательную роль, готовила к жизни.

Куклу давали на руки невесте как символ плодородия, чтобы обеспечить новой семье потомство. До сих пор кукла свадебный атрибут. Многие из вас, наверное, видели куклу-невесту на бампере свадебных машин.

– А почему кукла обычно была девочкой, почему, по вашему мнению, предпочитался женский образ? – Здесь проявилась древняя традиция почитания женского божества, женщины, утвердились нравственные, этические нормы: девочка будет хозяйкой в доме, матерью.

Одна из наиболее древних – деревянная кукла. Во всех районах, где растили хлеб, делали куклы из соломы. В XX веке наиболее распространенная – тряпичная кукла. Она даже в самых бедных семьях была. Куколку даже на жатву с собой брали, и по посиделкам с ними ходили, и в гости, и в приданое клали.

– Интересно вам узнать, почему кукла безликая? Что за этим скрыто?

Кукла без лица – предмет неодушевленный, для злых сил недоступный и, значит, безвредный для ребенка. Выходит, у нее была обережная, магическая роль.

Эти тряпичные куклы кажутся наивными, бесхитростными, незамысловатыми, а пленяют – привораживают, за душу берут!

По ходу рассказа демонстрируются различные типы тряпичных кукол и всего, что с ними связано.

Все ведущие вместе:

Такова история игрушки, которую мы хотели сегодня вам рассказать.

II. Викторина

Викторину ведет пятый ведущий, а первые четверо становятся членами жюри. От каждого класса приглашается команда из 5 – 7 человек, остальные становятся зрителями (болельщиками)

Пятый ведущий:

Игрушки играют очень важную роль в нашей жизни, а стало быть, не могут не найти отражение в литературе. И поэтому мы решили вторую часть нашей встречи сделать викториной и выяснить насколько хорошо вы знаете литературные произведения, действующими лицами которых являются игрушки.

Каждой команде за правильный ответ будет ставиться 1 балл. Болельщики могут помогать своим командам, если те не смогут ответить на вопрос викторины. В этом случае балл будет засчитываться команде, а по итогам викторины будет назван самый активный болельщик, который получит приз.

  1. Итак, первый вопрос викторины.
  2. В каких литературных произведениях действующими лицами являются игрушки?

  3. Чтение отрывков из литературных произведений. Задача команды назвать литературное произведение и его автора. Команда, которая знает правильный ответ, поднимает руку и дает ответ. Если ответ неполный помогают болельщики этой команды.

“Как видите, он спускается по лестнице вслед за своим другом..., головой вниз, пересчитывая ступеньки собственным затылком: бум-бум-бум. Другого способа сходить с лестницы он пока не знает. Иногда ему, правда, кажется, что можно найти какой-то другой способ, если бы он только мог на минутку перестать бумкать и как следует сосредоточиться. Но увы – сосредоточиться-то ему и некогда.

Как бы то ни было, вот он уже спустился и готов с вами познакомиться”. Как же зовут этого странного персонажа, спускающегося по лестнице вниз головой? ( Вини-Пух. А.А.Милн “Вини-Пух и все, все, все…”)

“Он сидел возле нарисованного огня и от голода потихоньку икал.

Он видел – из-под лестницы, из-под пола, показалась толстая голова. Высунулось, понюхало и вылезло серое животное на низких лапах.

Не спеша оно пошло к корзине со стружками, влезло туда, нюхая и шаря, - сердито зашуршало стружками. Должно быть, оно искало яйцо, которое разбил…” Кто разбил это яйцо? (Буратино. А.Толстой “Золотой ключик или приключения Буратино”)

Было когда-то двадцать пять оловянных солдатиков, родных братьев по матери - старой оловянной ложке, ружьё на плече, голова прямо, красный с синим мундир - ну, прелесть что за солдаты! Первые слова, которые они услышали, когда открыли их домик-коробку, были… Какие слова они услышали первыми? ("Ах, оловянные солдатики!" Г.Х.Андерсен “Оловянный солдатик”)

“Он вечно глядел на подзеркальный столик, где стояла прелестная фарфоровая пастушка. Башмачки на ней были вызолоченные, платьице слегка приподнято и подколото алой розой, на головке красовалась золотая шляпа, а в руках пастуший посох.
Ну, просто прелесть! Рядом с нею стоял маленький трубочист, черный как уголь, но, впрочем, тоже из фарфора и сам но себе такой же чистенький и миленький, как всякая фарфоровая статуэтка; он ведь только изображал трубочиста, и мастер точно так же мог бы сделать из него принца, - все равно! Он премило держал в руках свою лестницу: личико у него было белое, а щеки розовые, как у барышни, и это было немножко неправильно, следовало бы ему быть почернее. Он стоял рядом с пастушкой - так их поставили, так они и стояли; стояли, стояли, да и обручились: они были отличною парочкой, оба молоды, оба из фарфора и оба одинаково хрупки”.
Как называется это сказка? (“Пастушка и трубочист” Г.Х.Андерсен)

“И правда, это был замечательный поезд, с двумя шлагбаумами, с вокзалом и Главным Начальником Станции, с Машинистом, и Начальником Поезда в очках. Пролежав столько месяцев на складе, электропоезд весь покрылся пылью, но Фея хорошенько протерла его тряпочкой, и голубая краска засверкала, как вода альпийского озера: весь поезд, включая Начальника Станции, Начальника Поезда и Машиниста, был выкрашен голубой краской.” Как называется этот поезд? (“Голубая стрела” Д.Родари)

“Большая елка посреди комнаты была увешана золотыми и серебряными яблоками, а на всех ветках, словно цветы или бутоны, росли обсахаренные орехи, пестрые конфеты и вообще всякие сласти. Но больше всего украшали чудесное дерево сотни маленьких свечек, которые, как звездочки, сверкали в густой зелени, и елка, залитая огнями и озарявшая все вокруг, так и манила сорвать растущие на ней цветы и плоды. Вокруг дерева все пестрело и сияло. И чего там только не было! Не знаю, кому под силу это описать!.. Мари увидела нарядных кукол, хорошенькую игрушечную посуду, но больше всего обрадовало ее шелковое платьице, искусно отделанное цветными лентами и висевшее так, что Мари могла любоваться им со всех сторон; она и любовалась им всласть…” Героиней какой сказки является Мари? (“Щелкунчик и Мышиный король” А.Гофман)

  1. Назовите действующих лиц сказки “Золотой ключик или приключения Буратино”
  2. Каждой команде дается время на написание сказки с участием куклы или любой другой игрушки. Пока команды пишут сказку, ведущие проводят игру со зрителями. Болельщикам каждой команды выдается материал для изготовления тряпичных кукол. Побеждает та команда, которая за установленное время сделает как можно больше кукол. Можно провести конкурс на самую красивую куклу.
  3. Подведение итогов викторины.

Библиография

  1. Журнал “Литература в школе” № 1/98год статья В.М.Максимук “Русская народная игрушка”
  2. “Зарубежная и русская игрушка XVIII – XX веков”