Портфолио на тему: "Решение задач в MS Excel"

Разделы: Информатика


Задача 1

Произвести вычисления над числами

 

А

В

С

D

E

F

1

2,8

0,8

3,6

4

3,08

использую формулу A1* ((B1 + C1) / D1)

2

4

5,7

8,9

10

–7,93

использую формулу ((A2 + B2) / D2) – C2

Задача 2

Рассчитать по формуле число вариантов рассаживания учащихся в группе Ор-321

Дано:

Число
уч-ся
в группе

Кол-во
выбранных
уч-ся

23

2

23

4

23

3

Решение:

1. По данным значений рассчитываю число вариантов рассаживания учащихся по формуле:

ЧИСЛКОМБ(23;2)
ЧИСЛКОМБ(23;4)
ЧИСЛКОМБ(23;3)

ЧИСЛКОМБ из категории Математические, использую Мастер функции на панели инструментов Стандартная.

Группа

Число уч-ся

Кол-во уч-ся

Число вариантов рассаживание учащихся

ОР-321

23

2

253

ОР-321

23

4

8855

ОР-321

23

3

1771

Задача 3

Рассчитать расходы за один день учащегося группы Ор-321.

Дано:

Ячейка

Текст

Ячейка

Текст

Ячейка

Текст

В13

Вид расходования

С13

Стоимость

D13

Кол-во

В14

Автобус

С14

5,00р.

D14

2

В15

Столовая

С15

50,00р.

D15

1

В16

Тетради

С16

3,50р.

D16

8

В17

Телефонная карточка

С17

150,00р.

D17

1

Решение:

1. По данным значений рассчитываю расходы за один день по формуле СУММПРОИЗВ из категории Математические (формула имеет вид

СУММПРОИЗВ(C14 : C17; D14 : D17). Использую Мастер функции на панели инструментов Стандартная.

Вид расходования

Стоимость

Кол-во

Автобус

5,00р.

2

Столовая

50,00р.

1

Тетради

3,50р.

8

Телефонная карточка

150,00р.

1

Всего за день

 

238,00р.

Задача 4

Дано: стороны треугольника.

Сторона a

5

Сторона b

7

Сторона c

9

Рассчитать по формулам:
– полупериметр;
– площадь;
– высоты;
– медианы;
– биссектрисы;
– радиус вписанной окружности;
– радиус описанной окружности.

Решение:

1. Рассчитываю полупериметр по формуле (B2 + B3 + B4) / 2.

2. Рассчитываю площадь по формуле КОРЕНЬ (B7 * (B7 – B2) * (B7 – B3) * (B7 – B4)).

3. Рассчитываю высоту по формуле (2 * B8) / B2 ; (2 * B8) / B3 ; (2 * B8) / B4.

4. Рассчитываю медианы по формуле

1/2 * КОРЕНЬ(2 * (СТЕПЕНЬ (B3; 2) + СТЕПЕНЬ (B4; 2)) – СТЕПЕНЬ (B2; 2));
1/2 * КОРЕНЬ(2 * (СТЕПЕНЬ (B2; 2) + СТЕПЕНЬ (B4; 2)) – СТЕПЕНЬ (B3; 2));
1/2 * КОРЕНЬ(2 * (СТЕПЕНЬ (B2; 2) + СТЕПЕНЬ (B3; 2)) – СТЕПЕНЬ (B4; 2)).

5. Рассчитываю биссектрисы по формуле

2/(B3 + B4) * КОРЕНЬ (B3 * B4 * B7 * (B7 – B2));
2/(B2 + B4) * КОРЕНЬ (B2 * B4 * B7 * (B7 – B3));
2/(B2 + B3) * КОРЕНЬ (B2 * B3 * B7 * (B7 – B4)).

6. Рассчитываю радиус вписанной окружности по формуле B8 / B7.

7. Рассчитываю радиус описанной окружности по формуле (B2 * B3 * B4) / (4 * B8).

Полупериметр

10,5

   
Площадь

17,41

   
Высота

6,96

4,97

3,87

Медианы

7,66

6,38

4,09

Биссектрисы

7,54

5,81

3,91

Радиус вписанной окружности

1,66

   
Радиус описанной окружности

4,52

   

Задача 5

Два одинаково заряженных шарика ( один с зарядом 15 мкКл, другой – с 25 мкКл) приводят в соприкосновение и вновь разносятся на расстояние 5 см. Определите заряд каждого шарика после соприкосновения и силу их взаимодействия.

Дано:

q1

15 мкКл

0,000015

Величину заряда в системе СИ нахожу по формуле: (15 * СТЕПЕНЬ (10; –6))

q2

25 мкКл

0,000025

Величину заряда в системе СИ нахожу по формуле: (25 * СТЕПЕНЬ (10; –6))

r

5 см

0,05

k

9000000000

q'1

q'2

F

Решение:

q'1 = q'2

0,00002

Число q'1 = q'2 нахожу по формуле: (0,000015 + 0,000025) / 2

F

1440

Число F нахожу по формуле: 9000000000 * ((0,00002 * 0,00002)/СТЕПЕНЬ(0,05; 2))

ГРАФИКИ И ДИАГРАММЫ

Задача 6

Дано: площадь крупнейших государств

Россия

22,4

США

9,4

Индия

3,3

Китай

9,6

Бразилия

8,5

Построить диаграмму по данным таблицы.

Решение:

1. По данным значения таблицы строю диаграмму.
Использую Мастер диаграмм на панели инструментов Стандартная, тип Кольцевая. Кольцевая диаграмма подобна круговой, но может отображать несколько рядов данных.

Задача 7

Дано: рост населения с 1650 по 1960 гг.

1650 год

545

1750 год

788

1850 год

1181

1950 год

2517

1960 год

2995

Построить диаграмму по данным таблицы.

Решение:

1. По данным значения таблицы строю диаграмму.
Использую Мастер диаграмм на панели инструментов Стандартная, тип Коническая, вид Гистограмма со столбцами в виде конусов.

Задача 8

Дано: численность населения млн. чел.

Часть света

Численность населения
млн.чел.

Плотность чел/кв.км
Азия

2323

52

Европа

663

63

Америка

560

13

Африка

400

13

Австралия и Океания

21

2

Построить диаграмму по данным таблицы.

Решение:

1. По данным значения таблицы строю диаграмму.
Использую Мастер диаграмм на панели инструментов Стандартная, тип Круговая, вид Объемный вариант круговой диаграммы.

МАТЕМАТИЧЕСКЕ ФУНКЦИИ, ГРАФИКИ

Задача 9

Построить параболу по данным значениям Х и У.

Значения Х

х –2,5 –2 –1,5 –1 –0,5 0 0,5 1 1,5 2 2,5

Решение:

1. По данным значениям Х нахожу значения У по формуле У = Х2
Использую Мастер функции fx на панели инструментов Стандартная, категорию Математические, функцию СТЕПЕНЬ.

2. По данным значениям таблицы строю диаграмму.
Использую Мастер диаграмм на панели инструментов Стандартная, тип Точечная, вид Точечная диаграмма со значениями, соединенными сглаживающими линиями.

x

y

–2,5

6,25

–2

4

–1,5

2,25

–1

1

–0,5

0,25

0

0

0,5

0,25

1

1

1,5

2,25

2

4

2,5

6,25

Задача 10

Построить кубическую параболу по данным значениям Х и У.

Значения Х

Х –2,5 –2 –1,5 –1 –0,5 0 0,5 1 1,5 2 2,5

Решение:

1. По данным значениям Х нахожу значение У по формуле У = Х3
Использую Мастер функции fx на панели инструментов Стандартная, категорию Математические, функцию СТЕПЕНЬ.

2. По данным значениям таблицы строю диаграмму.
Использую Мастер диаграмм на панели инструментов Стандартная, тип Точечная, вид Точечная диаграмма со значениями, соединенными сглаживающими линиями.

 

x

y

–2,5

–15,625

–2

–8

–1,5

–3,375

–1

–1

–0,5

–0,125

0

0

0,5

0,125

1

1

1,5

3,375

2

8

2,5

15,625

Задача 11

Построить синусоиду по данным значениям Х и У.

Значения Х

x

360

330

300

270

240

210

180

150

120

90

60

30

0

–30

–60

–90

–120

–150

–180

–210

–240

–270

–300

–330

–360

Решение:

1. По данным значениям Х нахожу значения У по формуле У = sin (Х)
Использую Мастер функции fx на панели инструментов Стандартная, категорию Математические, функцию SIN.

2. По данным значениям таблицы строю диаграмму.
Использую Мастер диаграмм на панели инструментов Стандартная, тип Точечная, вид Точечная диаграмма со значениями, соединенными сглаживающими линиями.

x

y

360

–2,4503E–16

330

–0,5

300

–0,8660254

270

–1

240

–0,8660254

210

–0,5

180

1,22515E–16

150

0,5

120

0,866025404

90

1

60

0,866025404

30

0,5

0

0

–30

–0,5

–60

–0,8660254

–90

–1

–120

–0,8660254

–150

–0,5

–180

–1,2251E–16

–210

0,5

–240

0,866025404

–270

1

–300

0,866025404

–330

0,5

–360

2,4503E–16

Задача 12

Построить косинусоиду по данным значениям Х и У.

Значения Х

x

360

330

300

270

240

210

180

150

120

90

60

30

0

–30

–60

–90

–120

–150

–180

–210

–240

–270

–300

–330

–360

Решение:

1. По данным значениям Х нахожу значения У по формуле У= cos (Х)
Использую Мастер функции fx на панели инструментов Стандартная, категорию Математические, функцию COS.

2. По данным значениям таблицы строю диаграмму.
Использую Мастер диаграмм на панели инструментов Стандартная, тип Точечная, вид Точечная диаграмма со значениями, соединенными сглаживающими линиями.

 

x

y

360

1

330

0,866025

300

0,5

270

–1,8E–16

240

–0,5

210

–0,86603

180

–1

150

–0,86603

120

–0,5

90

6,13E–17

60

0,5

30

0,866025

0

1

–30

0,866025

–60

0,5

–90

6,13E–17

–120

–0,5

–150

–0,86603

–180

–1

–210

–0,86603

–240

–0,5

–270

–1,8E–16

–300

0,5

–330

0,866025

–360

1

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ, ЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ

Задача 13

Дано:

Предварительная ведомость группы Ор-321.

 

A

B

C

1

№ п/п

Фамилия, имя, отчество

Оценка

2

1

Аравин

5

3

2

Булыгина

4

4

3

Грачева

3

5

4

Гусев

5

6

5

Козлова

5

7

6

Комратова

5

8

7

Коровкина

4

9

8

Куренков

4

10

9

Лункина

2

11

10

Петров

3

12

11

Салогуб

4

13

12

Тощенко

5

14

13

Хохлова

4

Рассчитать количество оценок “отлично”, “хорошо”, “удовлетворительно”, “неудовлетворительно” и всего.
Решение:

1. По данным значениям рассчитываю количество оценок отлично по формуле ЕСЛИ (C2 = 5; 1; 0). Формулу копирую в диапазон ячеек (D2:D14). Использую Мастер функции на панели инструментов Стандартная, категорию Логические, функцию ЕСЛИ.

2. По данным значений рассчитываю количество оценок хорошо по формуле ЕСЛИ (C2 = 4; 1; 0). Формулу копирую в диапазон ячеек (Е2 : Е14). Использую Мастер функции на панели инструментов Стандартная, категорию Логические, функцию ЕСЛИ.

3. По данным значений рассчитываю количество оценок удовлетворительно по формуле ЕСЛИ (C2 = 3; 1; 0). Формулу копирую в диапазон ячеек (F2 : F14). Использую Мастер функции на панели инструментов Стандартная, категорию Логические, функцию ЕСЛИ.

4. По данным значений рассчитываю количество оценок неудовлетворительно по формуле ЕСЛИ (C2 = 2; 1; 0). Формулу копирую в диапазон ячеек (G2 : G14). Использую Мастер функции на панели инструментов Стандартная, категорию Логические, функцию ЕСЛИ.

5. Присваиваю ячейкам

  • в диапазоне (D2:D14) имя ОТЛИЧНО,
  • в диапазоне (Е2 : Е14) имя ХОРОШО,
  • в диапазоне (F2 : F14) имя УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО,
  • в диапазоне(G2:G14) имя НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО.

6. Использую Мастер функции, Математические,

  • формулу СУММ(ОТЛИЧНО) и рассчитываю количество оценок отлично,
  • формулу СУММ(ХОРОШО) и рассчитываю количество оценок хорошо,
  • формулу СУММ(УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО) и рассчитываю количество оценок удовлетворительно, формулу СУММ(неудовлетворительно) и рассчитываю количество оценок неудовлетворительно, формулу СУММ (С16 : С19) и рассчитываю количество оценок ИТОГО.
 

А

В

С

D

E

F

G

1

№ п/п

Фамилия, имя, отчество

Оценка

5

4

3

2

2

1

Аравин

5

1

0

0

0

3

2

Булыгина

4

0

1

0

0

4

3

Грачева

3

0

0

1

0

5

4

Гусев

5

1

0

0

0

6

5

Козлова

5

1

0

0

0

7

6

Комратова

5

1

0

0

0

8

7

Коровкина

4

0

1

0

0

9

8

Куренков

4

0

1

0

0

10

9

Лункина

2

0

0

0

1

11

10

Петров

3

0

0

1

0

12

11

Салогуб

4

0

1

0

0

13

12

Тощенко

5

1

0

0

0

14

13

Хохлова

4

0

1

0

0

15

 

16

Отлично

5

 

17

Хорошо

5

 

18

Удовлетворительно

2

 

19

Неудовлетворительно

1

 

20

ИТОГО.

13

 

ФУНКЦИИ ССЫЛКИ И МАССИВЫ, ЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ, СТАТИСТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ, ГРАФИКИ

Задача 14

Дано:

1. Успеваемость за первое полугодие (Таблица 1, имя листа Успеваемость).

2. Критерии оценок (Таблица 2, имя листа Критерии).

Таблица 1. Успеваемость

Ячейка

Текст

Ячейка

Текст

А4

Предмет

B4

Балл

А5

Математика

B5

4

А6

Русский язык

B6

4

А7

Литература

B7

5

А8

Программное обеспечение

B8

5

А9

История России

B9

5

А10

Обработка информации

B10

5

А11

География

B11

4

А12

Физика

B12

5

А13

Химия

B13

4

А14

Производственное обучение

B14

5

А15

ОБЖ

B15

5

А16

Физическая культура

B16

4

А17

Информатика

B17

5

Таблица 2. Критерии

Ячейка

Текст

Ячейка

Текст

А1

пробел

B1

Застой

А2

2

B2

Позор

А3

3

B3

Тяп-ляп

А4

4

B4

Взлет

А5

5

B5

Победа

  1. Рассчитать средний балл.
  2. Показать характеристику успеваемости.
  3. Построить диаграмму.

Решение:

1. Переименовала в таблице Критерии столбцы "А" – "БАЛЛ" ,"B" – "ХАРАКТЕРИСТИКА".

2. Ячейки столбца С будут заполняться автоматически, т.к. информация, содержащаяся в ячейках столбца В будет просматриваться Функцией ПРОСМОТР. Для этого я выполнила следующие действия:

а) выделила ячейку С5 и выбрала функцию fx, категорию Ссылки и массивы, функцию ПРОСМОТР;
б) в диалоговом окне Мастер функции выбрала первую строку;
в) в поле Искомое значение записала В5 (это значит, что Excel просмотрит содержимое ячейки);
г) в поле Вектор просмотра на листе Критерии выбираю столбец А (в поле появляется запись "Критерии!Балл");
д) в поле Вектор результата на листе Критерии выбираю столбец В (в поле появляется запись "Критерии!Характеристика");
е) в ячейке С5 появится текст соответствующий баллу (в моем случае Взлет).

3. В ячейку C5 дописываю формулу: ЕСЛИ (B5 = " "; " "; ПРОСМОТР (B5; Балл; Характеристика)).

4. Копирую формулу в диапазон С5:С17.

5. Для подсчета среднего балла оценок в ячейки С2 использую Мастер функции, категорию Статистические, функцию СРЗНАЧ (формула имеет вид СРЗНАЧ (B5 : B17)).

6. Произвела форматирование ячеек для выделения цветом: синим – Взлет, красным – Победа следующим образом:

а) активизировала ячейку С5 и выбрала опцию Условное форматирование в Меню Формат;
б) задала условия форматирования: Условие 1 – значение ––> равно ––> = Взлет ––> Формат ––>Вид (цвет синий);
в) выбрала кнопку "А также" Условие 2 – значение ––>равно ––> = Победа ––> Формат ––>Вид (цвет красный), ОК;
г) форматирование скопировать в диапазон С5 : С17.

7. По данным таблицы диапазона А5 : В17 строю диаграмму.
Использую Мастер диаграмм на панели инструментов Стандартная, тип Широкая гистограмма, вид Объемная гистограмма вдоль оси в виде перпендикулярной плоскости.

1 полугодие

Сред. балл

 

4,6

Предмет

Бал

Характеристика

Математика

4

Взлет
Русский язык

4

Взлет
Литература

5

Победа
Программное обеспечение

5

Победа
История России

5

Победа
Обработка информации

5

Победа
География

4

Взлет
Физика

5

Победа
Химия

4

Взлет
Производственное обучение

5

Победа
ОБЖ

5

Победа
Физическая культура

4

Взлет
Информатика

5

Победа

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ С СОЗДАНИЕМ АБСОЛЮТНОЙ ССЫЛКИ

Задача 15

Оформить прайс-лист.

Дано:

Наименования товаров, цена, количество проданного товара за 1 день.

1. Выполнить вычисления сумм в рублях по каждому наименованию товара и сумм в евро.

2. Подсчитать итоговые суммы в рублях и евро.

Решение:

  1. Оформила таблицу в диапазоне А1 : С6, ввела в ячейку В9 курс евро как постоянную величину.
  2. Подсчитала сумму в рублях по формуле B2 * C2, формулу скопировала в диапазон D2 : D6.
  3. Подсчитала сумму в евро с использованием абсолютного адреса D2 / $B$9, скопировала формулу в диапазон Е2 : Е6.
  4. Подсчитала итоговые суммы в рублях СУММ (D2 : D6), в евро СУММ (E2 : E6).

ПРАЙС-ЛИСТ

 

А

В

С

D

E

1

Наименование товара

Цена в руб.

Кол-во проданного товара за 1 день

Сумма в руб.

Сумма в евро

2

Телевизор

10 000,00р.

5

50 000,00р.

? 1 622,32

3

Пылесос

6 000,00р.

12

72 000,00р.

? 2 336,15

4

Утюг

1 000,00р.

15

15 000,00р.

? 486,70

5

Миксер

850,00р.

8

6 800,00р.

? 220,64

6

Чайник

1 500,00р.

14

21 000,00р.

? 681,38

7

Итого:

 

 

164 800,00р.

? 5 347,18

8

9

Курс евро

30,82