Программа курса предпрофильной подготовки по литературе с ориентацией на гуманитарный профиль для учащихся 9-х классов на тему: "Художественное моделирование прошлого и будущего"

Разделы: Литература


Цель курса: развитие и совершенствование исследовательских и творческих способностей учащихся на основе деятельного подхода через решение комплекса задач.

Задачи учителя:

  • формирование широкого кругозора у учащихся через содержание курса;
  • создание учебных ситуаций для развития и совершенствования исследовательских и творческих способностей учащихся;
  • формирование мотивации у учащихся к самостоятельной творческой деятельности с применением в ней результатов исследовательской работы;
  • психолого-педагогическое сопровождение учащихся.

Задачи учащихся:

  • прочтение предложенного курсом текстов;
  • анализ текстов с целью определения природы фантастического;
  • моделирование рассказов о прошлом или будущем с опорой на собственные наблюдения и выводы.

Для решения данного комплекса задач используются следующие формы проведения занятий:

  • минилекция в сочетании с работой в читальном зале библиотеки;
  • практикумы;
  • миниконференция;
  • творческая мастерская;
  • литературная гостиная.

Курс предполагает:

  • основные виды деятельности учителя:
    • ознакомление учащихся с программой курса;
    • обозначение всего спектра учебных “траекторий”;
    • педагогические наблюдения за исследовательской деятельностью учащихся;
    • коррекция;
    • сопровождение во время творческой деятельности учащихся.
  • основные виды деятельности ученика:
    • выбор своей “траектории” исследовательской деятельности;
    • работа с биобиблиографическим словарем, другими источниками информации;
    • чтение текстов;
    • анализ текстов (целенаправленный поиск фантастического);
    • сбор рабочих материалов; наблюдения;
    • формулировка выводов;
    • создание (моделирование) собственных текстов по аналогии;
    • представление текстов.

Содержание курса реализуется посредством исследовательской и творческой деятельности учащихся.

Предполагаемые результаты:

  • устные высказывания об интересе к этому писателю, к этому человеку, к этому ученому, к его мыслям, нашедшим выражение в такой форме;
  • распространение учащимися полученных знаний своим сверстникам;
  • опыт самостоятельного моделирования текста художественного произведения аналогичного “образцовому”.

Информационно-методическое обеспечение программы

Сочинения:

  1. Ефремов И.А. Собрание сочинений в 3 т. – М., 1999
  2. Ефремов И.А. Собрание сочинений в 5 т. – М., 1986
  3. Ефремов И.А. Собрание сочинений в 6 т. – М., 1992

Литература:

  1. Багаев А. Материалы к биографии И. Ефремова. / Поиск-80, Свердловск, 1980.
  2. Брандис Е., Дмитриевский В. Через горы времени: Очерк творчества И. Ефремова. М.; Л., 1963
  3. Бритиков А. Целесообразность красоты в эстетике И. Ефремова./ Творческие взгляды советских писателей. Л., 1981.
  4. Гангули С.К. Научно-художественная фантастика И. Ефремова.- Автореферат канд.дис. Л., 1988.
  5. Званцева Е. Научно-фантастическая художественная проза И. Ефремова./ Автореферат канд. дис. Л., 1968.
  6. Материалы к творческой биографии И. Ефремова. / Вопросы литературы, 1978,  № 2.
  7. Писатель-фантаст И. Ефремов: К 80-летию со дня рождения. Метод. рекомендации, 1987.
  8. Севастьянов В. Школа Ефремова. Библиотека фантастики в 24 т, 1993, т. 8, кн. 1
  9. Чудинов П. И.А. Ефремов. 1907–1972. Научно-биогр. серия, М., 1987.
  10. Шалимов А.И. Дар Ветер среди нас: К лит. портрету И.А. Ефремова./ О детской литературе, Л., 1985, вып. 20.
  11. Шехтман М. Стругацкие contro Ефремов. Критика в художественном тексте, Душанбе, 1990.

Учебно-тематический план

Тема Количество часов
теория практика

1.

И.А. Ефремов. Творческая биография. Сбор библиографических сведений.

1

 

2.

Природа фантастического в рассказах И.А Ефремова.
Чтение рассказов, наблюдения, сбор рабочих материалов.
“Рассказы о необыкновенном”

 

1

3.

Природа фантастического в рассказах  И.А Ефремова.
Чтение рассказов, наблюдения, сбор рабочих материалов.
“Рассказы о необыкновенном”

 

1

4.

Природа фантастического в рассказах И.А Ефремова.
Чтение рассказов, наблюдения, сбор рабочих материалов.
“Рассказы о необыкновенном”

 

1

5.

В творческой мастерской писателя.
Предъявление учащимися полученных результатов исследований стиля писателя-фантаста.
“Изящный и холодный стиль”

 

1

6.

Моделирование алгоритма развития фантастического. Экстраполяция.
“Экстраполяция.”

 

1

7.

8.

Моделирование собственных текстов по алгоритму.
“Моделируем сами”

 

2

9.

Редактирование текстов, их оформление.
“По пути совершенства”

 

1

10.

Литературные чтения.
“Школа Ефремова”

 

1

Содержание:

  • И.А. Ефремов. Биография человека и писателя.
  • Основная профессия.
  • Основоположник тафономии.
  • Болезнь.
  • Начало творческой биографии.
  • “Рассказы о необыкновенном”.
  • Романы.
  • Основные идеи.
  • Особенности стиля: мастерски построенный увлекательный сюжет, основанный на разработке новых научных идей, актуальная социально-философская проблематика, положенная в его основу, язык, сочетающий научную четкость и изобразительное мастерство, яркие и своеобразные характеры.

Теория литературы:

  • Тема и идея художественного произведения.
  • Изобразитетельно-выразительные средства.
  • Стилистические фигуры.
  • Фантастическое.

Рассказы И.А. Ефремова:

  • “Олгой-Хорхой”,
  • “Встреча над Тускаророй”,
  • “Голец подлунный”,
  • “Обсерватория Нур-и-Дешт”,
  • “Тень минувшего”.

“Траектория” анализа текста: