Тема урока: "Состав и функции крови"

Разделы: Биология


Цели:

  • дать понятие крови; познакомиться со строением крови; выяснить какие функции выполняют плазма и клетки крови, причину образования крови;
  • развивать у учащихся основные мыслительные процессы, внимание, личностные качества (умение работать с лабораторным оборудованием быстро и аккуратно);
  • воспитывать у учащихся внутреннюю мотивацию к учению через интересный, познавательный подбор содержания учебного материала.

Оборудование:

  • 2 двухлитровые банки с водой, подкрашенной красной гуашью;
  • стакан с водой;
  • таблицы “Состав крови” и “Кровеносная система”;
  • набор для лабораторной работы на каждый стол: микроскоп, готовые микропрепараты “Кровь человека”, “Кровь лягушки”;
  • инструктивная карточка.

ХОД УРОКА

I. Организация класса. Запись в дневники домашнего задания (§ 17).

II. Введение в тему.

Ребята, в природе существуют несколько жидкостей, без которых человек не может жить. Какие это жидкости? (Вода, кровь и т.д.)

Но с водой, если человек не хочет пить, можно легко расстаться. А с какой жидкостью человек не может расстаться и если её убрать, то может погибнуть? Это кровь. Т.к. кровь жизненно необходимая жидкость, то она обладает множеством нужных для организма свойств. А от чего свойства зависят? От состава крови.

Итак, мы сегодня на уроке начнём изучение крови и выясним какой состав она имеет и какие функции выполняет.

III. Тема урока “Состав и функции крови”.

Задачи: выяснить состав крови; от чего зависят функции крови; как и при каких обстоятельствах образуется тромб.

С незапамятных времён люди поняли, какое важное значение для организма имеет кровь. Что будет с животным или человеком, если он потеряет много крови? Он погибнет. Жизнь покинет вместе с вытекающей из организма кровью. В связи с этим, кровь наделили магическими способностями.

Древние люди верили, что если выпить кровь своих врагов, то сила врагов перейдёт к ним.

В Древней Греции пытались спасти умирающих, давая им пить тёплую кровь животных.

Многие обряды и ритуалы сопровождались кровопролитием, дабы ублажить Богов. Многие века истинное значение и строение крови оставались загадками. Но, что же такое кровь? Давайте найдём определение в § 17 на стр. 70.

Где в организме находится кровь?

Вытекает ли кровь в полость тела? Нет, она замкнуто движется внутри сосудов. (См. таблицу)

А как вы думаете, сколько в среднем во взрослом человеке может находиться крови? У здорового, средней комплектности, роста, возраста человека количество крови составляет примерно1/13 веса тела, т.е. если ваш вес 42 кг, то вы имеете около 4 л крови. Это примерно вот сколько (2 банки с подкрашенной водой). Если ваш вес 55 кг, то и крови примерно 5л. А вообще, в среднем, человек имеет от 5 до 6,5л. крови.

Неужели кровь – это просто красная жидкость? Давайте заглянем внутрь этой жидкости.

В отличие от этой жидкости, эта в пробирке кровь и она постояла несколько часов. Однородная ли кровь или она разделилась на части? Что вы видите?

1 –красный осадок

2- желтоватая жидкость.

В тетради начнём заполнять схему:

Желтоватая жидкость – это плазма крови. Найдите в учебнике определение, что такое плазма крови. Плазма крови – это жидкое межклеточное вещество. Она составляет 60% от объёма крови. (см. таблицу) Если она жидкая, то какое вещество входит в её состав? Вода – 90% и 10% сухой остаток, в который входят белки, жиры, углеводы, соли, металлы, витамины, гормоны и т.д. Все эти вещества находятся в растворённом виде. Т.к. плазма подходит к каждому органу, то какую функцию она будет выполнять?

Функции плазмы: 1. перенос питательных веществ;

2. гормональную. (запись в тетрадь)

Итак, что такое плазма? Какие функции она выполняет?

А что же кроме плазмы есть в крови? Можно ли не вооруженным глазом определить состав красного сгустка? Нет.

Красный сгусток – это осевшие клетки крови. Они занимают 40% от объёма крови. Чтобы разглядеть их, нужно воспользоваться микроскопом. Но не спешите браться за прибор, в начале давайте выясним, какие клетки мы можем увидеть с помощью микроскопа. А для этого рассмотрим рис.50 на стр.71.

  1. эритроциты
  2. лейкоциты
  3. тромбоциты

ЭРИТРОЦИТЫ. Какой формы? Какого цвета? Видно ли ядро? А почему они красные?

Эритроцит почти полностью заполнен белком гемоглобином, который имеет ион Fe 2+, который в соединениях даёт красный цвет, следовательно и эритроцит красного цвета.

Гемоглобин легко присоединяет и легко отдаёт газы кислород и углекислый газ, какую функцию выполняет эритроцит? (перенос газов) /запись в тетрадь/

ЛЕЙКОЦИТЫ. Похожи они на эритроциты? Они больше похожи на амёбу, имеют ядро и ложноножки. Но это ещё не всё. Они и ведут себя как амёба. Это единственные клетки способные самостоятельно передвигаться и даже проникать в межклеточное пространство сосудов и тканей к очагу воспаления.

Например, вы при работе с землёй поранились, в ранку попадают микробы. Лейкоциты тут же стремятся к этому месту и пожирают микробов или их блокируют. Во время воспаления количество лейкоцитов увеличивается в крови. Более подробно об этом процессе мы поговорим на следующем уроке.

Но, если лейкоциты защищают организм от действия микробов, то какую функцию они выполняют? (защитную) /запись в тетрадь/

Были ли у Вас такие случаи, когда Вы что-нибудь резали и вдруг поранили себе палец? Почему вы не истекли кровью? Т.к. постепенно образуется тромб, который закупоривает ранку. А как он образуется?

Оказывается, за это отвечают ТРОМБОЦИТЫ – красные кровяные пластинки. При повреждении сосуда, часть из них разрушается, выделяя в кровь особое вещество – фактор F оно действует на белок фибриноген в плазме, заставляя его скручиваться, уплотняться и образовывать сетку. Сетка из белка закрепляется за края раны и в ней застревают клетки крови, следовательно, образуется тромб.

Итак, для чего нужен тромб?

Какие клетки образуют красный сгусток?

Сейчас вы рассмотрите под микроскопом готовые микропрепараты крови человека. Но, в начале вспомним, как работать с микроскопом? (Инструктаж)

/Помогаю настраивать микроскопы, проверяю правильность работы; обсуждение увиденного/

Теперь сыграем в игру “Верю-не верю”.

У вас есть бланки, где написаны предложения. Если предложение по смыслу правильное, то напротив поставьте “+”, если нет, то “-”. Подпишите бланки. На это задание даю 3 минуты.

А теперь поменяйтесь бланками с соседями. Давайте проверим и поставим друг другу оценки, оценивая каждый правильный ответ в 0,5 баллов. Какие оценки вы получили? Урок закончен.

Игра “ВЕРЮ–НЕ ВЕРЮ”

Прочитайте предложения. Оцените их правильность: если предложение верно, то поставьте “+”, если предложение неверно, поставьте “-”.

1. Кровь – это твёрдая ткань.

 

2. Кровь – это жидкая соединительная ткань.

 

3. Плазма занимает 50% от объёма крови.

 

4. Эритроциты не имеют оформленного ядра.

 

5. Эритроциты выполняют защитную функцию.

 

6. Лейкоциты – самые крупные клетки крови.

 

7. Тромбоциты участвуют в образовании тромба.

 

8. Красный сгусток крови образуют только эритроциты и тромбоциты.

 

Выполнил(а):________________________________________________________

Проверил(а):_________________________________________________________

Оценка:_____________

Рекомендация: систематизировать материал урока можно в виде таблицы:

Название клетки

форма

Наличие ядра

функция

Количество клеток

в 1 мм3 крови