Урок математики в 1-м классе по теме: "Таблица сложения. Состав чисел 12, 13"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Закрепить знание состава чисел 12, 13.
  2. Уточнить и обобщить геометрические представления, полученные за период обучения.
  3. Продолжить работу над упорядочиванием данных рисунков и созданием сюжета, включающего математические отношения.
  4. Развивать мыслительные операции и психические процессы, пытливость ума.
  5. Воспитывать интерес к предмету, уважение к друг другу.

Оборудование урока:

  • рисунки героев мультфильма
  • образцы написания цифр
  • набор геометрических фигур
  • карточки со словами
  • набор сюжетных картинок

I. Организационный момент

- Сегодня на уроке мы продолжим работу над составом чисел 12, 13. Будем учиться составлять математические рассказы.

II. Минутка чистописания

- К нам на урок пришли герои мультфильма: попугай, удав, мартышка и слонёнок.

- Как называется этот мультфильм?

- Они писали числа 0, 12, 3, 13. Попугай не писал натуральные числа. Удав не писал двузначные числа. Число, которое писала Мартышка, больше числа, которое писал Слонёнок. Кто какое число писал?

- Какие цифры использовали наши друзья для записи этих чисел? (0, 1, 2, 3)

- Запишите эти цифры. (Учитель показывает образец написания этих цифр)

- Какие двухзначные числа кроме 12 и 13 можно записать, используя эти цифры?

- Запишите.

- Подчеркните самое большое число в этом ряду.

Запись в тетради: 10 11 20 22 23 30 32 33

III. Повторение состава чисел 12, 13

- Мартышка собрала бананы и решила поделиться со слоненком. Поможем мартышке разложить бананы по корзинкам.

Дети выходят к доске, читают выражение, называют его значение и прикрепляют карточку к нужной корзинке. (Полученные равенства записываются в тетрадь)

- Из каких слагаемых состоит число 12? 13?

IV. Самостоятельная работа

- Найдите значение разности, используя наши равенства.

12 – 6 =     13 – 6 =

13 – 7 =     12 – 8 =

12 – 9 =     12 – 5 =

Проверка: дети показывают ответ на “математических веерах”.

- Подчеркните выражения, значение которых вы нашли при помощи одного и того же равенства.

12 – 6 =6     13 – 6 =7

13 – 7 =6     12 – 8 =4

12 – 9 =3     12 – 5 =7

V. Геометрический материал

- Попугай начертил вот такие геометрические фигуры.

- Как их назвать одним словом? (многоугольники)

- Слоненок утверждает, что здесь есть лишняя фигура.

- А вы как думаете? (Дети высказывают свои предположения и находят лишнюю фигуру-треугольник. Учитель убирает эту геометрическую фигуру)

- А сейчас поставьте эти понятия в порядке от общего к частному.

(На доске карточки со словами: прямоугольник, квадрат, многоугольник, четырёхугольник)

Работа проводится коллективно с объяснением (многоугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат).

VI. Развитие наблюдательности.

Составление математических рассказов

- А удав для вас приготовил загадку

Мчится без оглядки,
Лишь сверкают пятки.
Мчится, что есть духа
Хвост короче уха. (заяц)

- Молодцы! Перед вами рисунки с зайчатами.

- Какой рисунок из нижнего ряда нужно поставить первым? Объясните.

- Составьте математический рассказ к трём верхним рисункам.

(На полянке резвились 8 зайчат. Два зайчика решили убежать.)

- Какой вопрос можно задать? (Сколько зайчиков осталось?)

- Составьте из разрезных цифр на наборном полотне равенство, подходящее к этому рассказу. Покажите.

Дети показывают равенство: 8 – 2 = 6

- Почему выбрали действие вычитание?

- Молодцы!

VII. Итог урока.

- Герои мультфильма довольны вашей работой. А что вы можете сказать о своей работе?

- Что вам понравилось больше всего? Что запомнилось?

- Наш урок подошёл к концу. Друзья прощаются с нами и говорят нам:

(Переворачиваю картинки героев мультфильма. С обратной стороны каждого героя карточка со словом. Читаем: Математике учиться – всегда пригодится)