Тема урока: "Плетение из бисера. Бабочка"

Разделы: Технология, Начальная школа, Внеклассная работа


Цели:

  • Отрабатывать и формировать умения и навыки работы с бисером, учить красиво выполнять плетение, правильно подбирать цвета.
  • Развивать эстетический вкус, аккуратность при выполнении работ, терпеливость и трудолюбие.
  • Воспитывать бережное отношение к природе, любви к окружающему миру и ее красоте, гордости за свой труд.

Материал: бисер, проволока, ножницы, ткань, схемы.

Наглядные пособия:  выставка книг; коллекция бабочек в рисунках; аппликации, поделки, детские работы из бисера; схемы.

Ход работы:

I. Организационный момент.

II. Подготовительная работа.

Учитель: Сегодня наше занятие посвящено работе с бисером. Но в начале давайте вспомним, где впервые появился бисер и что означает это слово?

Дети: Стеклоделие возникло 6 тысяч лет назад в Финикии, о чем рассказывает легенда: финикийские моряки, везя из Африки груз соды, а наутро они нашли слиток, прозрачный и очень твердый. Это было стекло. Из стекла стали делать бусы, которые становились все мельче и мельче - так появился бисер. Кстати, его название происходит от арапского слова “бусра”, что значит “фальшивый жемчуг”.

В начале XX века в Богемии бисер делали следующим образом: мастера выдували толстостенные трубки маленького диаметра из окрашенного стекла, затем разрезали на кусочки, которые помещали в раскаленный цилиндр с горячим песком и быстро крутили, чтобы придать им круглую форму.

Секреты стеклоделия нельзя было разглашать, а если такое все же случилось, то наказание следовало очень суровое.

Учитель: На предыдущих занятиях мы с вами говорили об истории бисера. Кто из вас помнит, когда впервые бисер появился в России?

Дети: Уже в IX веке в Киеве были маленькие стекольные мастерские, а в XII веке появились цветные стеклянные бусы. В ХVII веке были построены первые стекольные заводы, где работали немецкие, венецианские и русские мастера.

Большое внимание стеклоделию уделял Петр I, однако никаких свидетельств об изготовлении бисера нет. Он доставлял бисер из-за границы. Конечно, М.В. Ломоносов тоже оставил свой след в истории “бисероделания” в России: он изучил свойства стекла и открыл завод, который выпускал бисер, стеклярус и стекло для мозаик. Но после смерти Ломоносова завод закрылся, проработав всего 10 лет.

Учитель: Действительно, вторая половина XVIII и первая половина XIX столетий были “золотым веком” бисера в России. Так что же все таки умельцы изготовляли из бисера?

Дети: Церковные украшения, кошельки, чехлы для шкатулок, чернильниц, бисером вышивали платья и даже целые картины. Потом это искусство забыли, и теперь этими замечательными изделиями можно полюбоваться только в музеях.

Учитель: Но это все “дела минувших дней”. Что же представляет из себя бисер сейчас?

Дети: Это великолепный материал для украшений, игрушек и отделки — кому что нравится.

Учитель: Мы с вами рассматривали рисунки и говорили о цветах бисера. А помните ли вы значения цветов бисера?

Дети: Каждый цвет имеет свое значение. Красный цвет обозначает любовь, голубой цвет - дружбу, синий цвет - спокойствие, белый - свободу, оранжевый и желтый - это очень яркие, вызывающие цвета, которые подходят раскованному и веселому человеку, черный цвет указывает на одиночество, зеленый цвет обозначает природу.

Учитель: Ребята, а какой бывает бисер?

Дети: Бисер различается по размеру. Он бывает от 1 до 5мм в диаметре. От размера бисеринок зависит то, как будет выглядеть работа: маленькая и изящная или крупная экстравагантная. Кроме того, разным может быть и размер отверстия. Например, для бисеринок - связок надо брать бисер отверстиями побольше, чтобы через него можно было протянуть нитку или леску несколько раз.

Стеклярус тоже бывает разной длины от 2 до 8 мм. Диаметр стекляруса обычно приблизительно 1,5-2 мм.

Бисер и стеклярус бывает матовый и блестящий. От этого зависит то, как будет выглядеть работа. Разными бывают цвета и оттенки. Так же бисер бывает разного качества. Самый частый дефект, который не видно при покупке, это нестойкость цвета.

Учитель: Как и почему нужно всегда проверять прочность окраски бисера?

Дети: Проверить качество бисера можно потерев бисеринки мин. 3-4 во влажных руках или просто завернуть бисер во влажную мыльную тряпочку и время от времени потирать бисеринки друг о друга. Необходимо это для того, что сплетенная работа не потеряла свою красоту при ее изготовлении.

III. Правила по технике безопасности при работе с бисером.

IV. Изучение нового материала.

Учитель: Сегодня мы будем работать с бисером, но что мы будем делать, узнаете, когда отгадаете загадку.

Утром ползает,
В полдень недвижима,
А вечером летает. (Бабочка)

Над цветком порхает, пляшет,
Веером узорным машет. (Бабочка)

Учитель: Какие стихи или загадки о бабочках вы еще знаете? (Ответы детей.)

Учитель: Давайте с вами рассмотрим фотографии (приложение 1), рисунки с бабочками из представленных образцов. Вы видите, что бабочку можно нарисовать, сделать из цветной бумаги и картона в виде аппликации, из природного материала (из листьев и ракушек). А мы сегодня с вами научимся плести бабочку из бисера, которую можно использовать как украшение на одежду, волосы. (Рассматривание представленных поделок и образцов, обращаем внимание на симметричность узоров на крыльях бабочек)

Учитель: Посмотрите внимательно и подумайте, какие цвета будут сочетаться друг с другом?

Дети: Красный с синим, желтый с зеленым (и т.д.)

V. Работа со схемами. (приложение 2)

Учитель: Посмотрите на схемы, которые лежат у вас на столах. Давайте посчитаем, сколько рядов в крылышках.

Дети: по 11 и 14, на туловище 15 рядов

Учитель: Посмотрите весь свой бисер, кто каким цветом будет плести? Каким бисером будете работать?

Дети: Круглым.

Учитель: Какие виды плетения вы знаете?

Дети: Простое плетение, крестиком, полотном, жгутом и т.д.

Учитель: Как вы думаете, каким способом мы будем плести бабочку?

Дети: Простым плетением.

Учитель: Подойдет ли рубленый бисер? Почему?

V. Проведение физ. минутки.

Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.

VI. Самостоятельная работа учащихся.

Дети самостоятельно выполняют плетение бабочки из бисера. Учитель индивидуально оказывает помощь отдельным учащимся, указывает на ошибки, недочеты, хвалит за красивое и правильное выполнение работы. По необходимости проводит физминутки.

V. Подведение итогов.

Самооценка своих работ. Рассматривание работ своих одноклассников, выбор лучших поделок для выставки.

Использованная литература:

  1. Н.Гусева "365 фенечек из бисера"
  2. А.Петрунькина "Фенечки из бисера"

Электронная "Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия".

Приложение 1

парусник

сенница

тропическая

немеобиит

данаид 2

геликонида

данаид

немеобиит

итомиид

гарпия

бражник винный

геликонид

 

Приложение 2

Большое крыло 2 дет.

Маленькое крыло 2 дет.

Туловище 1 дет.