История обработки текстовых документов. Макет документа

Разделы: Информатика


Цели урока:

  • познакомить с историей обработки текстовых документов;
  • сформировать представление о макете документа.

Опорные понятия:

  • текст

Новые понятия:

  • текстовый документ;
  • структурирование текста;
  • макет текстового документа.

Задачи учителя:

  • отобразить исторический аспект в создании документа;
  • показать значение компьютеров в эволюции технологии создания и обработки документа;
  • познакомить с понятием макета текстового документа.

Ход урока

 

 

Этапы урока Методические особенности формирования познавательного интереса время
I.этап Орг. момент Создание эмоционального тонуса познавательной деятельности учащихся. 1-2 мин.
II.этап Тема урока и постановка задач урока Вера в ученика, в его познавательные силы и возможности в освоении данной темы. 2-3 мин.
III.этап Объяснение нового материала Новизна содержания урока, систематизация приобретённого знания на уроках истории, исторический аспект знаний, показ учащимися современных научных достижений.

Стимуляция познавательного интереса при помощи творческих работ учащихся сообщение и создание презентации «Из древней истории письменности».

35 мин.
IV.этап Закрепление и повторение учебного материала. Подведение итогов урока. Аргументированные положительные оценки и одобрительные суждения учителя. 5 мин.

I этап. Орг. момент.

Доброжелательно поприветствовать учащихся. Указать, что этот урок посвящается объяснению нового материала. Высказать пожелание и надежду, что данная тема будет понята учащимися и вызовет их интерес. (Выяснить количество учащихся, отметив отсутствующих).

II этап. Постановка задач урока.

Тема урока: «История обработки текстовых документов. Макет документа». Пожалуйста, ребята, откройте тетради и запишите тему урока.

Сегодня на уроке мы, во-первых, познакомимся с историей обработка текстовых документов, а во-вторых, также узнаем, что представляет собой макет документа. Всем ли ясна задача нашего занятия? «Да» Есть, такая шутка, что грамоту придумал тот, кто не умел ни писать, ни читать. А как на самом деле возникло письмо? Ответить на этот вопрос нам поможет сегодняшний урок. Кроме этого мы познакомимся со следующими понятиями: текст, текстовый документ, структурирование текста, макет текстового документа. Все они перед вами – записаны на доске.

III этап. Объяснение нового материала.

Начнём с общения «Из древней истории письменности». Пожалуйста, ребята расскажите нам, что вы приготовили.

Сообщение:

Из глубины веков, из древней Ассирии дошли до нас книги, написанные тростниковыми палочками на глиняных плитках, которые потом обжигали в печах, как горшки. Библиотека ассирийского царя называлась «Дом наставлений и советов».

А в соседнем Египетском царстве книги делали из папируса - речного тростника с высоким толстым стволом. Сердцевину его разрезали на полосы, сушили и превращали в гладкие листы. На них и писали. Потом листы склеивали, и получалась книга в виде длинного свитка. После чтения свиток сворачивали в трубку и прятали в особый футляр. Библиотека египетского фараона Рамзеса II называлась «Аптека для души».

Но глиняные плитки, папирусные свитки, и китайские книжки – дощечки, нанизанные на бечёвку, мало походили на книги, которые мы привыкли держать в руках. Такой, какой мы её знаем, книга стала после того, как в древнем городе Пергаме научились выделывать из кожи животных особый материал - пергамент. Лист пергамента сгибали пополам, и получалось четыре страницы. Каждая четвертушка по-гречески называлась «тетрадос», а все вместе они составляли тетрадь. Несколько таких тетрадей сшивали, и получалась книга, на листах которой писали и рисовали.

Много лет спустя пергамент заменили более дешевым материалом - бумагой, но книгу по-прежнему сшивали из отдельных тетрадей и одевали в твёрдый переплёт или в мягкую обложку. Так делают, и по сей день.

Бумагу впервые изобрёл в Китае Цай Лунь.

Изобретателем первого печатного станка является немец Иоганн Гуттенберг. Он придумал и литеры – металлические бруски с выпуклым изображением букв или цифр, а также матрицы – особые формочки для отливки этих самых литер. Набранные слова укладывались на специальную дощечку с бортиками – верстак. Набирается одна строчка, другая, третья… Вот и готовая печатная форма. Она покрывается краской, сверху ложится лист бумаги и крепко прижимается. Лист отпечатан.

Люди сразу же оценили новое изобретение. Одна за другой стали открываться типографии. Открылась типография и в Москве. Царь Иван Грозный повелел «устроить дом от своей царской казны, где печатному делу строиться». Создатель первой печатной книги на Руси – Иван Фёдоров.

Спасибо, ребята. Мы прослушали выступление учащихся и узнали, как нелегко было создать и сохранить текстовый документ в далёком прошлом. На пластичных плитках рисовали знаки, которые и обозначали либо сам изображаемый предмет, либо любое понятие, связанное с этим предметом. Например, небосвод, зачерненный штрихами, означал «ночь» и тем самым также «черный», «тёмный», «большой», «болезнь», «темнота» и т.д. Знак ноги означал «ходить», «стоять», «приносить» и. т. д. Со временем люди изобрели специальную систему знаков для кодировки звуков человеческой речи. Так зародилась письменность. Сначала для этого использовали стили и вощённую дощечку.

Какие ещё предметы были изобретены людьми?

Ответ: Глиняные таблички, берестяные грамоты, перо, бумага, пергамент, тетрадь, печать.

Просмотрим на компакт-диске по Древней истории, что ещё можно узнать о письменности? Просмотр CD.

Революцию в создание документов произвели пишущие машины, появившиеся в конце XIX века.

Вопрос: А чем компьютер лучше пишущей машинки?

Ответ: Легче исправлять ошибки, можно вывести документ на печать много раз без потери качества.

Результаты беседы распечатаны и перед вами, а теперь запишите их в тетрадь.

Преимущества электронных документов перед бумажными

  • Текст редактируемого документа выводится на экран монитора, и пользователь может в диалоговом режиме вносить свои изменения.
  • При распечатке текст выводится без помарок и поправок.
  • Отпадает необходимость следить за переносами внутри абзаца.
  • Можно работать с фрагментами текста (переносить, стирать, копировать, тиражировать и т.д.)
  • Можно распечатывать неограниченное число копий документа одинакового качества.

Обратимся к новым понятиям, которые записаны на доске. Текстовый документ. Что это такое?

Ответ: Это текст, рисунки, таблицы. Записываем в тетрадях определение «Текстовый документ - созданный в прикладной среде документ, состоящий из разнотипных объектов: текстов, рисунков, таблиц».

Давайте рассмотрим примеры текстовых документов. Рассмотрим два любых печатных листа, а также страницу 196 учебника. Вы видите, что текст не однороден. Он имеет заголовок, рисунки, таблицы. Каждый объект в тексте занимает определённое место в соответствии с приведёнными ниже правилами:

  • объект должен находиться в том месте документа, где это необходимо по смыслу;
  • объект должен иметь размер, соответствующий своей смысловой нагрузки. Например, представьте себе, что текст о рыцарской битве сопровождается картой сражения и изображением рыцаря. Естественно, главной по смысловому значению в данном случае является карта. Поэтому она должна выделяться размером по сравнению с второстепенной картинкой, изображающей рыцаря;
  • на всём протяжении документа должен соблюдаться определённый ритм чередования различных объектов.

Тексту необходимо придать выразительность. Для этого его структурируют. Записываем в тетрадях: «Под структурированием текста понимают разбиение его на более мелкие смысловые фрагменты».

Мы знаем, что книги состоят из глав; учебники - из параграфов; т.е. текст имеет структуру – от этого слова образуется слово структурирование. Заголовки выделяются размером и/или цветом. Кроме заголовков, в тексте выделяются наиболее значимые места.

Например, определения в нашем учебнике выделены особым шрифтом и синим цветом.

Соблюдая все перечисленные правила, мы можем создать макет документа. Работаем в тетрадях: «Макет текстового документа - совокупность упорядоченных по определённым правилам объектов, размещённых на странице».

Прочитайте текст, который я вам раздала. Ответьте на вопросы:

1. Какие особенности вы увидели в данном текстовом документе?

  • выделение шрифтом и синим цветом определений;
  • выделение курсивом значимых слов, например, структурирование текста;
  • наличие рисунков, поясняющих текст.

2. Какими правилами руководствуются, создавая макет текстового документа?

Разберем каждое правило с примерами.

А теперь обратимся к хорошо знакомому нам понятию: текст. Какие функции выполняет текст в культуре людей? Т.е. каково назначение текста?

  • Во-первых, это коммуникации людей. Для этого необходима максимальная однозначность передачи чётко определенного смысла, чтобы при общении, связи людей не возникли двусмысленность и непонимание.
  • Во-вторых, стимулирование выработки новой информации. Для реализации этой функции текста наилучшим оказывается поэтический язык.
  • В-третьих, текст обеспечивает память культуры. Так как текст является генератором бывшей, то есть когда-либо случившейся, прошедшей информации. В этом смысле, книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой груз от поколения к поколению.

IV этап. Подведение итогов урока. Закрепление и повторение учебного материала.

И так, ребята, подведём итоги нашего урока. (Фронтальный опрос учащихся.)

  • Для чего нужен текст?
  • Что такое макет текстового документа?
  • Что такое текстовый документ?
  • Что понимают под структурированием текста?
  • Что вам особенно понравилось и запомнилось на уроке? Что не поняли?

Оценки за урок…

Всем большое спасибо.

Литература:

  1. Информатика. 7-9 класс. Базовый курс Теория / Под редакцией Н. В. Макаровой. СПб.: Питер, 2001.
  2. Информатика. 7-9 класс. Базовый курс Практикум по информационным технологиям / Под редакцией Н. В. Макаровой. СПб.: Питер, 2001.
  3. Информатика. Методическое пособие для учителей. 8 класс / Под редакцией Н. В. Макаровой. СПб.: Питер, 2004.