К вопросу о предпрофильной подготовке учащихся

Разделы: Администрирование школы


Предпрофильная подготовка (ППП) представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы. К предпрофильной подготовке относятся информирование и ориентация учащихся 9-х классов в отношении их возможного выбора профиля обучения в старшей школе, направлений для продолжения обучения в системе начального или среднего профессионального образования.
В ходе эксперимента должны быть отработаны различные варианты предпрофильной подготовки.
Коренное изменение учебно-воспитательного процесса приведет к построению новой системы образования девятиклассников.

ПЛАН МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
В УСЛОВИЯХ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
в Стригинской средней школе в 2005/2006 учебном году

Задача

Мероприятие

Сроки

Ответственные

Результат

Ознакомить педагогов школы с Концепцией ППП и ПО Педсовет “О концепции ППП” август ДШ

ЗДШ

 
Ознакомить педагогов с преимуществами инновационной (адаптивной) школы Совещание
“Повышение профессиональной компетентности педагогов в инновационной школе”
сентябрь ЗДШ  
Выявить отношение педагогов к нововведениям в школе и определить степень готовности учителей к реальному участию в инновационных процессах Диагностика (анкетирование)
“Готовность педагога к работе в творческой школе, инновационном режиме”
октябрь (начало) ЗДШ  
Ознакомить педагогов с программой профессиональной компетентности Индивидуальные беседы и утверждение на ШМО “Программы профессиональной компетентности педагогов” октябрь (конец) ДШ

ЗДШ

р ШМО

 
Обучить учителей методике разработки программ курсов по выбору (элективных курсов) Семинар “Технология преподавания элективных курсов” ноябрь - март ЗДШ
учителя
 
Мотивировать учителей работать в инновационной школе Собрание ТК

Разработка системы показателей для оценки труда учителей, занятых в системе ППП

ноябрь    
  Инструктивно-методическое совещание для руководителей 8-9 классов “Рейтинговая карта предпрофильных предпочтений девятиклассников. Портфолио.” декабрь ЗДШ
Кр 8-9 кл.
 
  Ролевая игра “Портфолио” январь    
Выработать меры для успешного окончания основной и средней (полной) школы Статическая мониторинговая процедура для получения “моментальной фотографии” состояния дел в 9 и 11 классах февраль ЗДШ
Учителя-предметники
 
  Мониторинг в предпрофильных классах (контрольные срезы, анкетирование).
Мониторинг профессиональной определённости девятиклассников.
март ЗДШ
Учителя-предметники
 
  Презентация программ курсов по выбору апрель учителя  
Организовать и провести итоговую аттестацию выпускников 9 класса Совещание
“О проведении итговой аттестации выпускников основной школы (экзамены по выбору) в соответствии с профилизацией
март-июнь ДШ

ЗДШ
учителя, преподающие в 9 классе

 
 

 

 

 

 

 

Участие в конкурсах исследовательских работ (ученических, педагогических) В течение года    
  Организация работы по самообразованию педагогов “Образовательные технологии в системе ППП и ПО” В течение года    
  Курсы повышения квалификации В течение года    
  Организовать и проконтролировать работу ШМО в условиях перехода к ППП В течение года    
  Педсовет
“Анализ деятельности школы в условиях перехода к ППП”
июнь    

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФИЛЯ

Педагогическая поддержка – система педагогической деятельности, раскрывающая личностный потенциал человека, включающий помощь учителя, учащихся и родителей в преодолении социальных, педагогических и личностных трудностей. Процесс совместного с ребёнком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, проблем и путей самостоятельного достижения желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.

Этапы педагогической поддержки:

1. Диагностический

Фиксация факта, сигнала проблемности проектирования условий диагностики, установления контакта с ребёнком, проговаривания, совместная оценка степени проблемности

2. Поисковый

Организация поиска причин проблемы. Трудности, которые возникли и взгляд на ситуацию со стороны (приём “глазами ребёнка”)

3. Договорной

Проектирование действий педагога и ребёнка. Разделение функций и ответственности по решению проблемы налаживание договорных отношений. Заключение договора в любой форме

4. Деятельностный

Действует сам ребёнок: со стороны педагога одобрение его действий, стимулирование, обращение внимания на успешность самостоятельных шагов, поощрение инициативы
Действует сам педагог: координация действий специалиста в школе и вне её. Прямая безотлагательная помощь ученику. Умение поставить себя на место ребёнка

5. Рефлексивный

Совместное обсуждение успехов и неудач, констатация, фиксирование факта разрешимости проблемы. Осмысление ребёнком и педагогом нового опыта деятельности

ЭТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ

  • Самореализация педагога в творческой самореализации ребёнка
  • Всегда принимай ребёнка таковым, каков он есть, в его постоянном изменении
  • Не унижай достоинства своей личности и личности ребёнка
  • Дети – носители грядущей культуры
  • Воспитание: диалог культур
  • Не сравнивай никого ни с кем. Сравнивать можно результаты своих действий
  • Доверяя – не проверяй!
  • Признавай право на ошибку и суди за неё
  • Умей признавать свою ошибку
  • Защищая ребёнка – учи его защищаться
  • Оказывая поддержку – представь себя на месте ребёнка
  • Не делай и не говори того, что не понравилось бы тебе