Открытый урок по информатике на тему: "Перевод чисел из одних систем счисления в другие с помощью стандартного приложения Windows Калькулятор"

Разделы: Информатика


Цели:

образовательная: познакомить и научить работать с приложением “Калькулятор”;

развивающая: развитие логического мышления, внимания, памяти;

воспитательная: развитие познавательного интереса, умение работать самостоятельно.

Планируемые результаты:

Знать:

  • технологию использования приложения Калькулятор при переводе чисел из одних систем счисления в другие;

Уметь:

  • изменять вид Калькулятора;
  • вводить числа с помощью клавиатуры, мыши;
  • переводить числа из одних систем счисления в другие.

Тип урока: урок с применением современных информационных технологий.

Форма урока: комбинированный.

Методы обучения: объяснительно-демонстрационные, практические.

Комплексно-методическое обеспечение: мультимедийный проектор, экран, программное обеспечение, компьютеры, инструкции к практической работе, карточки для самостоятельной работы.

Межпредметные связи: информатика, математика, английский язык.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент (подготовка рабочего места: конспекты)

Потребность в счете у человека возникла еще в древние времена. Для сохранения результатов подсчетов сначала люди использовали засечки, зарубки, рисунки. Понадобился не один десяток веков, пока люди придумали числа для обозначения количества и научились с ними работать. Сейчас, используя компьютерные технологии, можно намного облегчить эту работу. И сегодня мы убедимся в этом.

Объявление темы урока

Слайды

Тема: Перевод чисел из одних систем счисления в другие с помощью стандартного приложения Windows Калькулятор. Слайд 1

2. Цели:

  • познакомиться со стандартным приложением Калькулятор;
  • овладеть технологией работы со стандартным приложением Калькулятор;
  • найти межпредметные связи информатики с математикой, английским языком.

На этом уроке мы познакомимся и научимся работать с приложением Калькулятор. В течение урока я буду иллюстрировать свой рассказ слайдами. Для закрепления темы выполним практическую работу, а в конце урока проверим, как вы поняли сегодняшнюю тему небольшой самостоятельной работой. Слайд 2

3. Этап актуализации знаний

Повторение ранее изученного материала. Студенты отвечают на следующие вопросы преподавателя:

  1. Какие виды систем счисления вы знаете?
  2. Приведите примеры позиционных систем счисления.
  3. Как определить основание позиционной системы счисления?
  4. Какое основание имеет десятичная, восьмеричная, шестнадцатеричная, двоичная системы счисления?

Преподаватель: А теперь послушаем стих про необыкновенную девочку и ответим на вопросы.

Звучит стих. Слайд 3, Звук 1.

НЕОБЫКНОВЕННАЯ ДЕВОЧКА

Ей было тысяча сто лет,
Она в сто первый класс ходила,
В портфеле по сто книг носила.
Все это правда, а не бред.

Когда, пыля десятком ног,
Она шагала по дороге.
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато стоногий.

Она ловила каждый звук
Своими десятью ушами,
И десять загорелых рук
Портфель и поводок держали.

И десять темно-синих глаз
Рассматривали мир привычно,
Но станет все совсем обычным,
Когда поймете мой рассказ.

/Н. Стариков/

  1. Догадайтесь, о какой девочке идет речь?
  2. И сколько же лет было девочке? В какой она класс ходила? Сколько у нее рук и ног было? Откуда у щенка 100 ног?
  3. Скажите, какое число и в какой системе счисления фигурирует в известной восточной сказке? (1001 ночь) Слайд 4
  4. Сколько это будет, если перевести в десятичную систему счисления? Давайте переведем.

(Переводят у доски) 10012 = 1*23 + 1*20 = 910

Преподаватель: На сегодняшний день вы знаете все алгоритмы перевода чисел из одних систем счисления в другие. Такой перевод требует много времени и достаточно полных знаний по данной теме. Но как сделать так, чтобы сэкономить это время и уменьшить трудоемкость? Сегодня попытаемся найти ответ на этот вопрос.

4. Этап изучения нового материала

Слайд 5

При переводе числа из одной системы счисления в другую используют Калькулятор.

Чтобы поменять вид Калькулятора с Простого на Инженерный, выбираем в Главном меню Вид —> Инженерный. Появились дополнительные кнопки. Обратите внимание на кнопки Bin – двоичная система счисления, доступны две кнопки: 0,1; Oct – восьмеричная СС, доступны цифры от 0 до 7; Dec – десятичная СС, доступны цифры от 0 до 9; Hex – шестнадцатеричная СС, доступны цифры от 0 до 9 и буквы от А до F.

Ввод цифр производится двумя способами:

  • ЩЛ мышки на Калькуляторе;
  • с помощью клавиатуры.

5. Этап закрепления знаний.

Слайд 6 (Приложение 1)

Преподаватель: Чтобы убедиться, что использование Калькулятора облегчает перевод числа из одной СС в другую и позволяет сэкономить много времени, выполним практическую работу.

Студенты знакомятся с инструкцией по проведению практической работы, проводят вычисления с помощью стандартного приложения Калькулятор и результаты работы оформляют в таблицу.

Практическая работа
Тема: “Перевод чисел из одних систем счисления в другие с помощью стандартного приложения Windows Калькулятор”

Цель работы:

  • Научиться применять приложение Калькулятор при переводе чисел из одних СС в другие.

Задание 1. Упорядочите следующие числа по убыванию:

1100112, 122216, 1238

*Задание 2. Докажите равенство:

  1. 510 = 000001012
  2. 1011112 = 4710
  3. 63610 = 100111110012

6. Этап контроля знаний

Слайд 7 (Приложение 2)

Преподаватель: Для того, чтобы проверить и закрепить изученный материал, выполним самостоятельную работу.

(Преподаватель раздает карточки с заданиями для самостоятельной работы. У каждого на столе <Рисунок 1> )

Критерии оценок:

  • Правильно получено ключевое слово и оформлено в тетради – оценка “5”.
  • Правильно получено ключевое слово, не оформлено в тетради – оценка “4”.
  • Ключевое слово получено не полностью – оценка “3”.

(Ключевые слова: Вариант 1-СИМВОЛ, Вариант 2 – дискета, Вариант 3 – сектор, Вариант 4 – система, Вариант 5 – ролик, Вариант 6 – сддиск, Вариант 7 – дисковод, Вариант 8 – робот, Вариант 9 – кластер, Вариант 10 – битбайт).

6. Домашнее задание

Слайд 8

Перевести двоичные числа в десятичную систему счисления, заполнить квадрат и убедиться, что он магический.

7. Рефлексия

Слайд 9