Решение логических задач

Разделы: Информатика


В учебниках по информатике в разделе “Логические задачи” предлагаются всегда очень много однотипных задач, которые, к сожалению, не несут в себе дополнительной образовательной функции. Поэтому я решила составить задачи, которые знакомят нас с историей, тем самым происходит интеграция двух дисциплин – истории и информатики. Так как эта тема мной давалась за неделю до Нового года, я решила затронуть историю Нового года. Ребятам всегда интересно узнавать что-то новое и не обязательно относящееся к данному предмету.

Предлагаю конспект урока на тему “Решения логических задач”, а также дополнительные задачи для самостоятельной работы. К конспекту прилагается презентация.

Цели:

Образовательные:

  • Познакомить с тремя способами решения логических задач.
  • Познакомить со схемой решения логических задач.
  • Познакомить с историей Нового года.
  • Закрепить практические навыки решения логических задач с помощью задач для самостоятельной работы.

Развивающие:

  • Способствовать развитию логического мышления.
  • Способствовать развитию памяти, внимания.
  • Научить правильно рассуждать, уметь давать ответы на поставленные вопросы.

Воспитательные:

  • Способствовать воспитанию аккуратности, терпению.
  • Способствовать культурному и интеллектуальному развитию учеников.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: проектор, учебные материалы, листы с задачами.

ХОД УРОКА

Мотивация учащихся

Конец декабря - любимое время года, когда ощущение праздника просто витает в воздухе, предвосхищая Новый год, праздник который, приносит в наш дом очарование сказки, ожидание чуда и запах еловых веток.
Что мы знаем о Новом годе?
Знаете ли вы, когда стали праздновать Новый год с 1 января? Давайте проследим историю этого праздника.

Но прежде чем приступить к исследованию истории Нового года, давайте повторим основные определения по теме “Логика”.

  1. Что такое логика?
  2. Что такое алгебра логики?
  3. Логическое высказывание – это...
  4. Что такое простое и сложное логическое высказывание?
  5. Логические операции?
  6. Законы алгебры логики
  7. Логическая формула
  8. Упрощение логических формул

Исследовать историю Нового года поможет тема сегодняшнего урока “Решение логических задач” (работа с проектором, презентация).

Мы сегодня познакомимся с тремя способами решения логических задач.

Существует три способа решения логических задач:

  1. Средствами алгебры логики.
  2. Табличный.
  3. С помощью рассуждений.

Прежде, чем приступать к решению задач, необходимо процесс решения логических задач разбить на этапы.

Схема решения логических задач:

  1. Изучается условие задачи.
  2. Вводится система обозначений.
  3. Составляется логическая формула.
  4. Определяется значения логической формулы.

А теперь, давайте приступим к решению задачи, которая раскроет нам историю возникновения Нового года.

Задача №1 “История Нового года” (условие задачи читает вслух учащийся):

Три друга обсуждали историю Нового года и каждый сказал следующее:

  • Празднование Нового года с 1 января установили во Франции в 45 году до Рождества Христова (Юлием Цезарем).
  • Празднование Нового года с 1 января установили римляне в 1659 году указом Карла IX.
  • Празднование Нового года с 1 января установили во II веке и не французы.

Оказавшийся рядом знаток истории сказал, что каждый из них прав только в одном из двух высказанных предложений.

Где и в какое время было установлено празднование Нового года с 1 января?

Для решения данной задачи надо пользоваться средствами алгебры логики.

Решение задачи № 1 осуществляется вместе с учащимися, процесс решения отображается на экране.

Подводим итог.

Рекомендуется после этой задачи провести физкультминутку (1-2 упражнений на снятие усталости).

Можно показать слайд с черной розой на белом фоне и попросить учащихся закрыть лицо ладошками и мысленно прорисовать эту розу.

После снятия утомляемости приступаем к решению задач № 2, 3.

Задача № 2 “Новогодний костюм” (условие задачи читает вслух учащийся):

На новогодний праздник три друга – Евгений, Николай, Алексей, выбрали себе костюмы трех богатырей: Ильи Муромца, Алеши Поповича, Добрыни Никитича.

Известно, что:

  • Евгений – самый высокий.
  • Выбравший костюм Добрыни Никитича меньше ростом, чем выбравший костюм Ильи Муромца.
  • Алексею не подошел костюм Добрыни Никитича.
  • Ни у одного из друзей имя не совпадает с именем богатырей, выбранных костюмов.

Какой костюм выбрал каждый из друзей?

Для решения данной задачи надо использовать табличный способ.

Решение задачи № 2 осуществляется вместе с учащимися, процесс решения отображается на экране. Подводим итог.

Дальше сразу приступаем к решению задачи № 3.

Задача № 3 “Новогодний подарок” (условие задачи читает вслух учащийся):

Известно, что на одной двери надпись истина, а на другой ложь.

Если надпись на первой двери - "за этой дверью есть подарок", а на второй двери - “подарок за обоими дверьми", то:

1) подарок за обоими дверьми;

2) подарок только за второй дверью;

3) подарка нет ни за одной дверью;

4) подарок только за первой дверью;

5) определенно место подарка установить нельзя.

Выберите вариант ответа.

Задачи такого типа решаются с помощью логических рассуждений.

Решение задачи № 3 осуществляется вместе с учащимися, процесс решения отображается на экране. Подводим итог.

Задачи типа № 2, 3 решаются учащимися достаточно легко и быстро, что способствуют созданию ситуации успеха.

Подведение итогов. Выставление оценок.

Домашнее задание.

Одно из заданий является творческим.

Составить свою новогоднюю логическую задачу

На следующем уроки можно провести самостоятельную работу по решению логических задач.

Самостоятельная работа

I. Известно, что надпись на обоих дверях - истинна. Если надпись на первой двери - "за этой дверью есть подарок", а на второй двери - “подарок за обоими дверьми", то:

  • подарки за обоими дверьми;
  • подарок только за второй дверью;
  • подарка нет ни за одной дверью;
  • подарок только за первой дверью;
  • определенно место подарка установить нельзя.

Выберите вариант ответа.

II. Три друга обсуждали вопрос появления елки – как символа Нового года, при этом каждый сказал следующее:

  • Новогодняя елка как символ Нового года появилась в VIII веке во Франции;
  • Новогодняя елка как символ Нового года появилась во II веке в Германии;
  • Новогодняя елка как символ Нового года появилась во IX веке и не во Франции.

Оказавшийся рядом знаток истории сказал, что каждый из них прав только в одном из двух высказанных предложений.

Где и в какое время елка стала символом Нового года?

III. Три одноклассника – Влад, Тимур, Константин выдвинули версии появления новогодней открытки:

  1. Первая рождественская открытка появилась в Англии в 1794 году. Художник Добсон на поздравлении своему другу с праздником нарисовал семейную сценку вокруг елки и зимний пейзаж.
  2. По другой версии, посылать открытки к Рождеству начали только с 1841 года, именно тогда они появились в витрине магазина одного предприимчивого книготорговца из Шотландии.
  3. По третьей версии, первым написал поздравительную рождественскую открытку англичанин Генри Коул, водивший дружбу с принцем Альбертом, супругом королевы Виктории. В 1843 году Коул, будучи человеком слишком занятым, чтобы поздравить письменно всех своих многочисленных друзей, попросил художника Джона Кэлкотта Хосли нарисовать открытку.

Какую версию кто выдвинул, если известно:

  • Влад увлекается английскими художниками XVIII века;
  • Интересующийся историей Шотландии и Тимур вместе справляли Рождество во Франции.